|
| _ |
Литературные форумы -> Форум страницы Стругацких -> Записать сообщение | РУССКАЯ ФАНТАСТИКА |
ДИСКУССИЯ О "ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ" - ЧАСТЬ №10 Алекс АНДРА * * *
Насчет экономической теории мне судить трудно, я больше по юридической
части, а с этой точки зрения об Арканаре говорить не приходится. Феодализм
и право в его современном понимании вещи несовместимые.
А "трагедия Руматы" и весь этический пафос произведения в том, что Антон,
другие прогрессоры, да и сами авторы, наверное, в начале написания этой
книги полагали, что "коммунистический человек" как личность принципиально
отличается от "некоммунистического", а тем более от такого
дико-средневекового, каковых в Арканаре было большинство.
Но оказалось, что это - НЕ ТАК!!!
Что все люди в сущности совершенно одинаковые, и сходств гораздо больше чем
различий. То есть прогрессоры полагали, что различия обусловлены
психологически, а они были обусловлены социально и не более того. То самое
пресловутое влияние среды и только. Никакой "новой психологической
формации", никаких "богов", обычные, нормальные люди, выросшие судя по
всему в тепличных условиях. Таких людей практически невозможно заранее
подготовить к трудным условиям жизни. Человека можно приучить не есть, не
пить, не спать, сделать так, чтобы он не умер после семи пулевых ранений.
Но сделать так, чтобы человек, выросший в атмосфере любви, понимания и
доброжелательности (а именно такой виделась авторам в момент написания
романа атмосфера коммунистического общества, в дальнейшем этот взгляд
несколько изменится, надо заметить) смог не просто нормально, а эффективно
жить и работать в атмосфере серости, мракобесия, тотальной подозрительности
и т.д. - нельзя. Это все равно, что выкинуть из райского сада в джунгли. К
этому подготовить нельзя! Конечно, человек с устойчивой психикой рано или
поздно сумеет приспособиться, но на это будет происходить уже в режиме
реального времени, в процессе "новой жизни".
Описание трагедии конфликта "возвышенной" личности и "низменного" окружения
традиционно для литературы. Самое раннее, что мне приходит на ум -
бессмертный Гамлет. Да и Ромео с Джульеттой умерли вовсе не от любви, а от
ненависти, которая их окружала и от которой им в этой любви спрятаться в
конечном итоге не удалось.
Просто материал Стругацких - более социальный, делающий акцент не на
конкретной личности, а на ситуации, на идее в целом. Но результата это не
изменяет. И недаром в своих последующих произведениях Стругацкие
развенчивают идею прогрессорства. Прогрессорство невозможно не только
потому, что слишком мало влияние отдельных личностей на историю целой
планеты, но еще и потому, что эти самые личности, попав в чуждую им не
только социальную, но и психологическую среду, просто НЕ В СОСТОЯНИИ
справиться с подобной ситуацией. И к такому выводу Стругацкие пришли именно
в "Трудно быть богом". Надо заметить, что в литературе это не первый
случай, когда произведение и его герои начинают жить собственной жизнью и
неизвестно, кто на кого больше влияет, автор на героев, или они на него.
Хрестоматийный пример - "Война и мир", роман который был задуман как
история о декабристе и его семье, возвращающихся из ссылки, а вылился в
рассказ о событиях, происходивших еще до декабрьского восстания. Ну да если
кто сам когда-нибудь баловался литературными опусами, это и так понимает.
В общем, не помню, кто из героев данного произведения это сказал, но
сказано верно: курс средневековой интриги прогрессорам, направляемым в
Арканар, преподавать было нужно. И не только преподавать, но и проводить
практические занятия. Вот тогда у них получилось бы что-нибудь получше.
Может быть.
P.S.Пишите, и не только о "Трудно быть богом", но и о других произведениях
Стругацких, да и просто так тоже.
alex_a@gk-inform.spb.ru
|
| Литературные форумы -> Форум страницы Стругацких -> Записать сообщение | РУССКАЯ ФАНТАСТИКА |