|
| _ |
Литературные форумы -> Форум страницы Стругацких -> Записать сообщение | РУССКАЯ ФАНТАСТИКА |
ДИСКУССИЯ О "ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ" - ЧАСТЬ №26 Дмитрий КНЯЗЕВ А могли бы действия прогрессоров привести к Арканарскому кризису?
Ответим вопросом на вопрос – А каких прогрессоров 60-х, или сегодняшних,
вооруженных "Базовой теорией феодализма 99" (участников дискуссии).
Для того, чтобы ответить на данный вопрос необходимо прежде всего понимать, что
книга была написана учеными (представителями интеллегенции - было раньше такое
понятие) и во время бурных успехов научно-технической революции, плюс к этому –
в стране, где понятие экономики сводилось к понятию план, вал по плану и план по
валу, где главным была не обычная, ежедневная работа, а никому не нужные трудовые
подвиги.
У руля власти и экономики находились люди, не имеющие подчас иного образования
кроме "партийного", зато считавшие себя пупом земли (чем не "серые"). Одной из
немногих отдушин для любого образованного человека была наука.
Труд ученого в те времена был интересен и уважаем, и в тоже время на прямую не
связан с реальной действительностью. Заметьте, все герои Мира полдня, занимающиеся
своим любимым делом, и понятия не имеют о деньгах. В Мире научных и трудовых
свершений деньги не нужны.
Отсюда идет представление о человеке науки, как о человеке общественно более
значимом (а также более … и т.д. и т.п.), чем прочие "простые" простые сограждане.
Отсюда же и пренебрежительное отношение к экономике.
К тому же отношение к церкви в 60-х - это вам не 90-е годы, когда все вдруг дружно
стали верующими.
Поэтому дон Румата и занимается спасением грамотеев(ученых), а не развивает
экономику. С его точки зрения спасение горстки ученых важнее для развития общества,
чем развитие торговли и производства товаров.
Поэтому дон Румата поддерживает Арату, так как для него деятельность последнего,
хотя и обречена на провал ("нельзя перейти из одной общественно-экономической
формации в более высокую минуя промежуточные" – как говорилось в учебниках по
"научному коммунизму") - более привлекательна, чем труд ремесленника, крестьянина.
Поэтому для дона Руматы церковь ассоциируется с костром Джордано Бруно и отречением
Галилея, а не с десятью заповедями.
Таким образом, базовая теория феодализма прогрессоров 60-х практически не включала
экономику, а их методы воздействия на реальность были в основном просветительские
(ненасильственные).
Маловероятно, что именно их действия привели к Арканарским событиям.
Мне кажется, с точки зрения экономики, книга на большее не претендует. Не про то
она, не про то.
Коротко о сегодняшних прогрессорах.
С точки зрения сегодняшних знаний об экономике, действия прогрессоров 60-х были в
лучшем случае бесполезны. Необходимо было развивать товарное производство. С этой
точки зрения самогонный аппарат отца Кабани – великолепное изобретение, которое
необходимо внедрять, организовывать цех, гильдию, а там глядишь и доходы в казну,
экспортный продукт в Империю, золото в Арканар. Кроме того, возможно и дальнейшее
продвижение по цепи: самогонный аппарат - паровой котел – паровая машина - и т.д.
(см., играй в Цивилизацию Сида Мейера).
Может быть, лучшим вариантом было бы подбрасывание и внедрение в каждую область
Империи разных изобретений (одним прядильные станки, другим технологии обработка
металла, третьим – что-нибудь еще). Таким образом, чтобы в каждой из них за счет
развития производства происходило перепроизводство определенного вида товара,
который необходимо был продавать за пределы провинции, а это уже шаг к товарному
производству – капитализму.
Теперь о том, что произошло с Антоном – Руматой.
Во-первых, у Антона были свои кардинально отличные арканарского общества
представлениями о добре и зле, о ценности человеческой жизни (назовем их
коммунистическими) и, находясь в Арканаре, он должен был испытывать сильнейший
стресс. (Как бы себя чувствовал Штирлиц, попав из СД на работу палачем в СС к
Мюллеру? Долго бы он продержался?)
Во-вторых, наблюдая за трагическими событиями в Арканаре, Антон был вынужден
оставаться сторонним наблюдателем, который с одной стороны хотел помочь людям,
а другой стороны прекрасно понимал, что любые попытки помочь обречены на провал
в силу объективных исторических причин. Вспомним разговор с Аратой. Он не был
богом, который может, а богом, который знает как будет.
Безусловно, смерть Киры послужила той, последней каплей, которая привела его в
состояние аффекта, и он сорвался.
Князев Дмитрий, 04/05/99.
|
| Литературные форумы -> Форум страницы Стругацких -> Записать сообщение | РУССКАЯ ФАНТАСТИКА |