|
| _ |
Литературные форумы -> Форум страницы Стругацких -> Записать сообщение | РУССКАЯ ФАНТАСТИКА |
ДИСКУССИЯ О "ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ" - ЧАСТЬ №32 АНАЛИТИК К дискуссии о "Трудно быть богом"
Дамы и господа!
Реплика Неизвестного о том, что "...начальная тема разделилась на
несколько, вообще говоря, слабосвязанных вопросов...", должна была,
на мой взгляд, несколько охладить разгоряченные головы off-line спорщиков,
но ожидаемого отрезвления не последовало. Все спорят обо всем, валя в одну
кучу смерть Киры, анализ экономического положения королевства Арканарского,
психологический облик Антона-Руматы и морально-этические аспекты
прогрессорства вообще (что и является главной темой произведения).
Из обсуждения можно выделить три основных направления:
1) Обоснованность прогрессорской деятельности с точки зрения морали
Стоит ли помогать цивилизациям, не доросшим до уровня
цивилизации-прогрессора (идея мне нравится, но в ней есть что-то от
киплинговского "бремени белого человека", высокомерие какое-то), или все-таки
бросить их на произвол судьбы,руководствуясь принципом невмешательства (в
этом тоже есть свой смысл, хотя подобное отношение скорее продиктовано
нежеланием пачкать руки и портить нервы, занимаясь вытягиванием из трясины
неблагодарных скотов). Говорить об этом можно долго, и какой-то толк от этих
разговоров, наверно, есть, но я умолкаю. В конечном счете, у каждого есть
свое личное мнение, и вытекает оно из личных же моральных устоев (если
таковые имеются), а ломать чье-то мировоззрение или доказывать что-то с пеной
у рта я не хочу. Не суди, да несудим будешь.
2) Экономический анализ положения в стране вообще, и влияние
прогрессоров на него (то бишь, на положение) в частности.
Дискуссия, которая была начата с легкой руки Митриллиан, вызвала у меня
приступ безудержного веселья вперемешку с ядовитым сарказмом. Да вы чо,
обурели в натуре?.. Как можно спорить о том, была или не было инфляции
в Арканаре, если в первоисточнике нет никаких данных о состоянии экономики
королевства? (Единственный известный мне макропоказатель, это пресловутое
"...цены на хлеб падают, цены на латы растут...", может вообще ничего
не значить. Напился лавочник в стельку, вот и несет всякую чушь). Что же
касается раздаваемых пудов золота, то ясно только одно - для отдельно взятого
мздоимца это суммы огромные, а для отдельно взятой страны? Поди догадайся. :)
И еще одно важное обстоятельство. "Трудно быть богом" не есть хроника
средневекового государства, пусть даже гипотетического. Мало кто знает,
что в первой редакции повести дона Рэбу звали не Рэба, а Рэбия (Комментарии
не нужны?), но авторов попросили затушевать ненужное сравнение. Этим примером
я хотел подчеркнуть, что авторы стремились совместить в Арканаре не только
и даже не столько средневековые, сколько новейшие мерзости и зверства.
Нацистские или сталинские, например.
И Арканар не столько феодальное государство, сколько страшноватый тоталитарный
гибрид. Посему создать сколь-либо разумную экономическую модель Арканара
я считаю невозможным. И все. И хватит об этом спорить.
3) Военно-политические и разведывательные игры Руматы и вокруг Руматы.
Ну вы даете, ребята! И чего я тут только не начитался! И что дон Кондор
заложил Румату Рэбе (В интересах дела, разумеется). И что во всем виновата
некая третья сила (Странники? Конкурирующая организация? Некий тайный заговор
туземцев?). И что оперативная работа у землян ни к черту не годилась (Это
верно, но ведь с этим ни Румата, ни даже дон Кондор не спорит. Да и
где им было учиться работе под прикрытием, если на Земле уже двести лет
как коммунизм - читай: свобода, равенство, братство и всеобщее благодушие).
И что Киру убили не случайно, а с некими далеко идущими целями (Опускаясь
до уровня аргументации лихих сыщиков, хотел бы напомнить - стрелять из
арбалета непросто, аэродинамика арбалетной стрелы такова, что точность
арбалетчика куда как хуже точности лучника, а потому ночью попасть в человека,
стоящего в глубине комнаты второго этажа, да еще два раза подряд, практически
невозможно, что заставляет рассматривать смерть Киры, как трагическую
случайность - то есть так, как ее задумали авторы).
Я тут слегка нахамил, но все дело в том, что я-то привык рассматривать
"Трудно быть богом" как вещь философскую и, если хотите, лирическую - в
том смысле, что речь в повести идет о любви (к женщине, к справедливости,
к людям - неважно).
Разбирать же ее с точки зрения крутого политического детектива для меня
несколько странно - так же странно, как, например, разбирать "Властелина
колец" с точки зрения последних достижений военной науки (Прохлопали ушами
перевербовку Сарумана и Дэнетора, преступно мало уделили внимания вопросам
снабжения, не сумели вовремя сосредоточить на Минас-Тиритском направлении
необходимое количество войск, а жизненно важное диверсионное задание поручили
не эльфу-спецназовцу, а коротышке, которого любая медкомиссия забраковала
бы даже при тотальной мобилизации).
Тем не менее, я склонен полагать, что подобный разбор имеет смысл и
может превратиться в нечто качественно новое - некую смесь ремейка и ролевой
игры с параллельными вариантами развития событий, реконструкциями пробелов,
различными моделями прогрессорской деятельности землян и возможными
прогнозами результатов этой деятельности, благо Стругацкие предоставили в
наше распоряжение достаточное количество этнических, культурных, социальных
формаций и персонажей, а то, чего нам не хватает, всегда можно
доконструировать.
Вот, в общем, и все. Dixi.
С уважением,
22,05,1999 г. от Р.Х.,
Аналитик
|
| Литературные форумы -> Форум страницы Стругацких -> Записать сообщение | РУССКАЯ ФАНТАСТИКА |