_ Виноваты ли прогрессоры в Арканарском кризисе?

_ 

Литературные форумы -> Форум страницы Стругацких -> Записать сообщение

РУССКАЯ ФАНТАСТИКА


ДИСКУССИЯ О "ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ" - ЧАСТЬ №34

ВАДИМ

* * *


Здравствуйте, дамы и господа!

Позвольте внести свою скромную лепту в разгоревшуюся дискуссию. Во-первых, хочу отметить, что мир Арканара перестал быть подвластен перу Мэтров и зажил, наконец-то, своей самостоятельной жизнью. Характерный признак великого произведения.

Итак, виновато ли вторжение века ХХII-го в век ХVI в том, что произошло? Позволю себе сослаться на произведение, которое, кажется, ещё не упоминали. Это "Парк Юрского периода" Крайтона. Один из персонажей этой книги - учёный Йен Малкольм - является проповедником "теории Хаоса", теории, которую он скромно назвал своим именем. Суть теории (а насколько я знаком с современной математикой, таковая есть и описана достаточно точно) в том, что каждый процесс, будь то развитие общества, вылупление динозавриков из яйца или скажем всплески инициативы у тов. Выбегалло, может быть описано каплей водички, сбегающей по наклонной поверхности той или иной формы. И форма эта тем сложнее, чем сложнее описываемый процесс... И стоит этой поверхности хоть чуть-чуть измениться, как капелька побежит по-другому, свидетельствуя, что процесс стал развиваться в другом направлении... Идея эта не нова, ещё Бредбери описал доисторическую бабочку, смерть которой изменила ход истории...

И вот капелька воды Арканарской истории бежит по сложной кривой, отражая книгочеев и баронов, астрономическую вышку и подвалы инквизиции... А рядом наблюдатели... На первый взгляд, абсолютно нейтральные - ведь наблюдатели сидят тихо и не высовывают носы, а нечаянно промелькнувший вертолет забыт, потому что в инквизиции (сиречь в арканарской разведке-контрразведке) сидят умные люди, чётко улавливающие корреляцию между частотой явления драконов и ростом потребления ируканского виски...

Но дело-то обстоит иначе - не сидят наблюдатели, они в правительство лезут на ответственные посты, чтоб быть в центре событий и смотреть невооруженным взглядом на базисную теорию феодализма в действии.

И влияние их неизбежных советов, да и просто невинных действий (типа совершенно безобидного, но крайне нехарактерного умывания по утрам) накапливалось... Испокон веков при каждом правительстве было одно такое ведомство, в задачу которого входило накопление информации и выявление в ней разнообразных совпадений и закономерностей. В Арканаре данное ведомство было укомплектовано на славу и работало, мягко говоря, профессионально (вспомним сколько компромата вывалил дон Рэба на голову Руматы...). И вот в этом ведомстве накапливалась информация о странной прослойке людей... Про инопланетных агентов в Арканаре и после третьей фляги не додумались бы, а вот такой термин, как "слуги сатаны" уже был...

Теперь следующая мысль - Орден не возник в одночасье. Его не сформировали для атаки на Арканар. Он был и, до того, явно обделял Арканар своим вниманием (как мы помним, религия была в загоне и монахов третировали все кому не лень...). А разведка в Ордене явно была на высоте (не случайно имя "иезуит" стало нарицательным), и о том, что происходило в Арканаре, они всё знали точно. В Арканарской разведке у них были "свои люди" с доступом ко всей накопленной там информации. И, наверное, не только дон Рэба... Хотя и его хватило бы.

И вот в Ордене начала накапливаться информация о кознях Лукавого в заштатном арканарском королевстве, про которое раньше-то и не знали, то ли это государство на карте, то ли пятно от раздавленной мухи. На сложной поверхности исторических взаимосвязей возникла новая неровность и крошка-капелька судеб Арканара покатилась-понеслась в сторону, сначала немного, а потом всё дальше от спокойного и сонного развития в хаос и неопределённость...

С радостью готов выслушать ваши комментарии и возражения. Спасибо за внимание к моим скромным размышлениям!

С уважением,

Вадим из Иерусалима

Предыдущая страница | Следующая страница

Литературные форумы -> Форум страницы Стругацких -> Записать сообщение РУССКАЯ ФАНТАСТИКА


© 1997 - 1999 Верстка, дизайн, подготовка Александр Усов и Semyon Chaichenets