![]() |
|
OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким
Июль 2001
Задать свой вопрос | Архив Off-line интервью | Любимые книги | Чат с БНС на сайте "Компьютерры"
Борис Натанович! Владимир Романовский < PnNBr@aol.com> Безусловно, сопадение. Нам слово Странники показалось привлекательным, я думаю, потому, что сочетало в себе два замечательные смысла: «странствующие» и «странные». Никакого третьего смысла в этом слове мы не видели. И о Вотане, разумеется, слыхом не слыхали, будучи людьми, в оперной музыке мало образованными. Здравствуйте, Борис Натанович! Андрей < apines@rambler.ru> Я считаю, что «Поиск» попадает в первую десятку книг АБС. Может быть, даже в первую полудюжину. Серьезная книга. И скажите, пожалуйста, удобно ли это – писать вдвоём? Андрей < apines@rambler.ru> Только вдвоем писать и удобно. В одиночку писать – все равно, что нагруженный воз толкать, причем в гору. Ув. Борис Натанович! Михаил Шейнкман < msheink@yahoo.com> Это все – «литература». Персонажи – они и есть персонажи. И нечего их одухотворять. Спорить можно с собой. С соавтором. Но не с персонажем. 2. Вдохновляет ли Вас это интервью на «новые подвиги» – книги, романы? Михаил Шейнкман < msheink@yahoo.com> Нет. 3. Бывает ли так, что Вы чувствуете что образы, Вами созданные, живут сами по себе, а Вы, объясняя тот или иной аспект их поведения, скорее импровизируете, чем знаете? Михаил Шейнкман < msheink@yahoo.com> Нет, конечно. Это все красивые выдумки – о персонажах, которые живут, якобы, собственной жизнью. Есть автор; есть игра его воображения; есть «роль», которую он играет, воображая себя собственным персонажем. И больше нет ничего, о чем стоило бы говорить. Здравствуйте, Борис Натанович! Алексей < elomer@mail.ru> Я не думаю, что в Город можно было попасть, «захотев». Надо, чтобы тебе это «предложили». Так что «время и место» никакого отношения к делу не имеют. Уважаемый Борис Натанович! Сергей Каменшиков < ksniko@aport2000.ru> О том и речь, чтобы обрисованную вами ситуацию изменить. Например, сделать всех творцами. Эта задача, сама по себе, не кажется мне совершенно фантастической – особенно, если слово «творец» перестать писать с большой буквы. (Не пишем же мы слово «работа» с большой буквы). А вот нужно ли это – это вопрос! Если не нужно, то все останется прежним – до тех пор, пока не понадобится сделать всех творцами. Или увлеченными работниками. Или носителями какого-то таланта. Понадобится ли? Не знаю. До сих пор как-то обходились. Уважаемый Борис Натанович! Андрей < zanov@fromru.com> Каждый из них слаб по-своему. Но по-настоящему религиозным является, конечно, только Сталкер. Потому что в этой жизни у него нет ничего, кроме веры в Зону. И еще один вопрос к Вам, Борис Натанович, может быть, не очень серьезный. Андрей < zanov@fromru.com> По-моему, мы это сами придумали. Хотя, конечно, полной гарантии дать не могу. Уважаемый Борис Натанович! Михаил Орлов < ollo@runa.ru> Я ничего не знаю об этом человеке, а потому и точки зрения никакой не имею. К сожалению. Здравствуйте, Борис Натанович! У меня такой вопрос. Использовали ли вы когда-нибудь чужую идею? Юлия Сергеева < sys@dsi.ru> Никогда. Разве что случайно, по неведению. Еще. Один из вопросов «Моцарта и Сальери» – это вопрос соотношения труда и случайности в таланте. Так, на ваш взгляд, талант– это некий напрасный и случайный дар или результат упорного труда? Или не то и не другое? Юлия Сергеева < sys@dsi.ru> Талант это, безусловно, «случайный дар». Искра Божья. Счастливое сочетание генов. Еще. Не могу разобраться, о ком труднее писать – о людях или не-людях. Иногда очень трудно описать поведение животного. Но сделать человека живым – еще труднее. Как добиться, чтобы люди были живыми? Юлия Сергеева < sys@dsi.ru> Это – главная задача писателя. Никакого алгоритма действий здесь не существует. Либо дано вам, либо нет. И еще – метод проб и ошибок. Если «дано», – рано или поздно наткнетесь на правильное решение задачки. Часто замечала, что от редактирования произведение или статья только страдает. Как нужно редактировать, чтобы не калечить, а улучшать написанное? Это очень важный вопрос. Юлия Сергеева < sys@dsi.ru> Ну, это Вам должно «сердце подсказать». Редактирование – это то же писание. Перечитай написанное и прислушайся: лучше стало или нет? Другого способа не существует. Я люблю книги, но иногда мне становится не по себе – зачем я собираю их так же, как коллекционер? Ведь все можно прочитать в библиотеке, в Инете и т.д. Почему люди так любят книги, бумажные, настоящие? Юлия Сергеева < sys@dsi.ru> Это – от воспитания. Семья, друзья, знакомые – они и приучают к книге. Или НЕ приучают. Кому как повезет. Нам с Вами, видимо, повезло. Борис Натанович! Ни одну книгу в моей жизни я не перечитывал столько раз, сколько «Хромая судьба». Это однозначно шедевр. Вот мой вопрос: В ХС у вас промелькнул один, не знаю как выразиться, термин, что ли... «талант читателя». Для серьезного писателя этот самый талант, как я догадываюсь, стоит не на последнем месте. Хотелось бы узнать, по Вашему мнению, в целом российский читатель талантлив? NomaD < nomadic@aport.ru> «В целом» читатель не может быть талантлив или бесталанен. Как и народ. А что среди россиян полным-полно талантливых читателей – это, по-моему, очевидно. Уже просто потому, что талантливых писателей полным-полно. Уважаемый Борис Натанович. Александр Забурский < azabur@msn.com> Гораздо проще предположить, что Корнея знает только один из них. Увидел, буркнул что-нибудь неприязненное, краткое, но всеми остальными однозначно понятое, и вот результат: обнаруженная ничего не понимающим Гагом странная реакция. 2. По этому и остальным произведениям не заметно, что прогрессорство столь уж социально непрестижно – так, что никто не одобряет (и даже как-то брезгует) этот род деятельности. Александр Забурский < azabur@msn.com> Прогрессоры образуют «свой», «узкий круг». Мы, насколько я помню, нигде (кроме «Парня») не показывали их вне этого круга. Кстати, доктор, лечащий Гага, относится к Корнею вполне адекватно. Александр Забурский < azabur@msn.com> Насколько я помню, подразумевалось, что доктор сам из прогрессоров. Во всяком случае, он работает и общается с ними достаточно давно и регулярно. Борис Натанович, кого в истории человечества Вы назвали бы великими прогрессорами? Александр < A_pot@mail.ru> Мне трудно ранжировать их по «уровню величия», но сразу же в голову приходят миссионеры всех времен и народов, а также фашисты и коммунисты всех мастей... Ув. Борис Натанович! Аркадий Трофман < atrofman@yahoo.com> Безусловно. К коммунизму (к обществу, главной ценностью которого является свободный, любимый и успешный творческий труд) человечество может прийти только ценой страданий и горьких проб-и-ошибок. Построить такое общество у нас получится только тогда, когда создана и внедрена будет Высокая Теория Воспитания, а возникнет эта теория, я боюсь, только тогда, когда человечеству станет совсем уж невмоготу из поколения в поколение повторять себя вместе со всеми своими пороками. Борис Натанович! Сергей Берег Боюсь, что и этот эксперимент не проходит. Ведь совершенно неважно, «почему» и «в каком смысле» не может Бог поднять созданный им камень. Главное, что НЕ МОЖЕТ, а значит, парадокс работает. Уважаемый Борис Натанович! А каковы шансы на личную встречу с Вами. Вы, как литературный кумир нашего поколения, продолжаете ли встречаться с читателями? Если да, то где можно найти информацию о Ваших планах? Виктор Леонтьев < leovic@online.magadan.su> Я человек необщительный и напрямую встречаюсь с людьми только тогда, когда без этого ну никак невозможно обойтись (подписание договоров, обсуждение нюансов издательской деятельности, какие-то творческие проблемы «учеников»...) Что же касается моих планов, то в частности я никогда не позволяю себе углубляться из опасения сглазить, а в самом общем виде они выглядят совершенно тривиально: «работать, работать и работать». Уважаемый Борис Натанович Виктор < vitfox@mail.ru> Это, действительно, чешский фильм, и мне, действительно, прислали в свою время видеокассету. Которую я немедленно потерял (наверное, дал ее кому-то посмотреть и забыл, кому именно). Фильм вполне посредственный. Малыш там очень симпатичный, смотреть на его чрезвычайно приятно, но это как раз и есть главный просчет режиссера: ведь по авторскому замыслу Малыш СТРАШЕН – планета и аборигены изуродовали его, приспосабливая к жизни в этом мире. Но я понимаю: создать образ Малыша, который одновременно очарователен и уродлив, задача, видимо, почти непосильная. Уважаемый Борис Натанович! Алексей < deviatov@artex.nsk.su;adevyatov@mail.ru> Я давно уже перестал играть в эти игры. Когда понял две вещи: во-первых, загадывать желания «личные» неприлично (прошу прощения за каламбур), а желания «общественно-значимые» обязательно будут фальшивыми и не искренними («от ума», а не от сердца). В свою время (не помню, писали ли мы об этом в «Стажерах») меня поразило, что ВСЕ, БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ люди, которые соглашались играть со мной в эту игру, загадывали ТОЛЬКО сугубо личные желания. И происходило это не потому, что они были какие-то особенные эгоисты, – просто им почему-то НЕ ПРИХОДИЛО В ГОЛОВУ, что можно просить «у волшебника» что-то не для себя, а для других (в частности, – для человечества). Странный и не совсем мне понятный психологический «зигзаг». Наверное, корни его лежат в нашем представлении о сказочном и волшебном: ни в одной сказке никакой герой не просит магов (дьяволов, богов) за человечество – всегда только за себя, редко – за самых близких своих. Уважаемый Борис Натанович! Оксана Левина Румата прежде всего собирался продолжать свою работу в Арканаре. И чтобы обезопасить Киру, намеревался отвезти ее под защиту барона. Добрый день, уважаемый Борис Натанович! Полуянов Юрий < ypol@zsgp.gascom.ru> Мир ХВВ гораздо мягче, человечнее и свободней мира 451Ф. В мире ХВВ «книгочей» чувствует себя так же вольготно, как и самый тупой «пожарник». В мире ХВВ человек вообще волен выбирать тот образ жизни, который ему более по душе – соответствует его уровню духовного развития, его этическому и нравственному потенциалу. Я думаю, очутившись в мире ХВВ, Гай Монтэг ощутил бы себя вольным, как птица, и может быть, даже счастливым. Если возможно, Ваше отношение к творчеству Кира Булычева? Прочитал, например, одну из последних его повестей – «Заповедник для академиков» – никакого впечатления, очень слабая вещь... Максим < maxifox@yahoo.com> Отчего же: по-моему, и интересно и с выдумкой написано. Впрочем, у Булычева я более всего люблю повесть «Перевал» и большинство рассказов Гуслярского цикла. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Alex Sam У Джекобса в его смешном морском рассказе «Черный кот» есть такой забавный эпизод. Ночью, в рулевой рубке, капитан вдруг в полном ужасе истерически вопит, что призрак кота (который утоплен был давеча по капитанову приказу) только что подошел к нему и потерся о его ногу. «О какую ногу?» – спрашивает флегматично рулевой. Ув. Борис Натанович! Михаил Шейнкман < msheink@yahoo.com> Это человек сильный, добрый, мужественный, очень честный, однако же, взваливший ношу себе не по плечу. Нагрузка оказалась ему не по силам, и он сломался. И предал все, во имя чего, собственно, и работал: принципы милосердия и терпимости – те самые принципы, которые проповедовал и полагал наивысшими. Уважаемый БНС! Шагеев Макс < 00800@mail.ru> Абсолютно никакого НЕПОСРЕДСТВЕННОГО участия не принимал. Даже не знал, что эта книга пишется. Впрочем, на авторском экземпляре у меня написано: «... одному из главных соответчиков по делу об интеллектуальных корнях экономических реформ в России...» Читать это в высшей степени лестно, но – не слишком ли сильно сказано? 2. Так, всё-таки, в «ЖвМ» что двигало Абалкиным к детонатору – непреодолимое влечение, врождённое ему Странниками или всё-таки человеческие принципы (доказать пытался что-то)? Шагеев Макс < 00800@mail.ru> Абалкин был самый обыкновенный человек, и двигало им элементарное любопытство: «Что это такое? Какие интересные штучки!.. О, а такой вот значок у меня на локте!..» 3. Борис Натанович, не намёкнете ли Вы, за что всё-таки (конкретно) Гейгер упрятал Изю в тюрьму в «ГО», ведь Андрей, по словам Фрица, не на того напал (отпустить ведь должны были, а не сажать)? ...может, конечно, за сопротивление, но это же явно не тюрьма, а ежели он (Изя) что-то там и подписывал, то Андрей бы этому, я думаю, очевидно ходу бы не дал (его и так совесть мучила)?.. Шагеев Макс < 00800@mail.ru> Изя был посажен безусловно «за сопротивление органам следствия и за нанесение побоев следственному работнику господину Румеру во время исполнения последним служебных обязанностей...». На самом деле, он Гейгера просто «достал», во-первых, а во-вторых, узнав у Изи Главную Тайну Города, Гейгер слегка растерялся и решил что-нибудь вроде: «Пусть этот еврей пока посидит в камере. Пока я продумаю, как можно употребить эту замечательную информацию...». Что касается Андреевой совести, то она начала по-настоящему мучить его, когда все уже было кончено, и оставалось только надеяться на какую-нибудь амнистию. Впрочем, не так уж долго Изя и сидел – всего-то несколько месяцев прошло, и началась Тьма Египетская. 4. Прошу меня извинить, но Вы как-то говорили, что если Вам понравится присланное Вам читательское имя, то Вы наверняка его используете в своих творениях, поэтому я предлагаю Вам рассмотреть имя моего старшего брата (тоже Вашего коренного читателя), которое звучит так: МАРК ШАГЕЕВ или Шагеев Марк (Феликсович). Шагеев Макс < 00800@mail.ru> Спасибо. Буду иметь в виду. Хотя, признаюсь, недостатка имен для героев не испытываю. Скорее, имеет место недостаток героев. Уважаемый Борис Натанович! Владимир Баженов < bajenov@adm.yar.ru> По-моему, среди наших героев полным-полно чиновников, и отношение наше к этому классу вполне определено. В конце концов, «Улитка на склоне» – вся – посвящена названной Вами триаде: Государство-Власть-Общество. Здравствуйте! Vyacheslav < sva_ua@yahoo.com> Объяснить «действие каждого ингредиента», равно как и действие этой адской смеси в целом, я не могу. Однако, свидетельствую, что работает такое снадобье безукоризненно. На моих глазах смертельно пьяный старший лейтенант (перепутавший время отъезда и опаздывающий потому к поезду) был таким вот способом приведен в полную боевую готовность при полном служебном соответствии. После прочтения «Града Обреченного» я не мог спать всю ночь. Очень потрясло прочитанное, еще больше потрясло ощущение чего-то не до конца понятого, но очень важного. Ruslan Bondarev < cooper@biosys.net> Авторы искренне полагали: все, что хотелось им в данном романе сказать, они сказали. Да вообще мы не любили романов с продолжением. За редчайшим исключением все они разочаровывают, а не наоборот. Вы играете в Шахматы??? Скиталец Сансары < gren@stl.ru> Когда-то играл в силу четвертой категории. До третьго разряда, увы, так и не поднялся. Как Вы относитесь к этой высокоинтеллектуальной игре??? Скиталец Сансары < gren@stl.ru> С большим, но равнодушным уважением. Играл ли Ваш брат??? Скиталец Сансары < gren@stl.ru> Играл. И меня в свое время учил играть. Но, в отличие от своего ученика, не одолел и четвертой категории. Играли Вы между собой в Шахматы??? Скиталец Сансары < gren@stl.ru> Последний раз – лет пятьдесят назад. В чём, по-Вашему, вся «изюменька» и философия этой игры? Скиталец Сансары < gren@stl.ru> Не поддающееся учету многообразие комбинаций плюс ощущение, что ты как-то «вроде бы» моделируешь реальную действительность. Впрочем, я слишком далек сейчас от шахмат, чтобы сколько-нибудь квалифицированно о них рассуждать. Борис Натанович! Леонид < smleonid@yandex.ru> Я уже писал об этом и не раз. Не хочется повторяться. Читайте «Комментарии к пройденному» в полном собрании сочинений АБС – там все написано очень подробно. Уважаемый Борис Натанович! Владимир Романовский Трилогия Дюма – одна из самых любимых моих книг. Достоинства ее очевидны, я подчеркну только, что для меня это – прежде всего роман о друзьях и дружбе, равного которому в мировой литературе поискать. О любви вот написано много и сильно, о смерти, об одиночестве... А вот о дружбе? «Три товарища» Ремарка, и все, пожалуй. Больше ничего в голову не приходит из классики. Да вот еще и трилогия Дюма-пера. Что касается недостатков, то они чудовищны: безудержное чисто французское словоблудие – прежде всего. Чего стоит только вся история любовных приключений молодого Людовика вперемежку с интригами, интрижками и прочей разменной дребеденью придворного бытия. Бр-р-р! Впрочем, при перечитывании всю эту лабуду можно пропускать. Что я обычно и делаю. Говорят, что трилогия не избежала судьбы многих и многих романов Дюма, которые он отдавал на поток и разграбление своим «белым рабам». Очень похоже. Причем, сильнее всего это видно в последней книге («Десять лет спустя»). Но зато какова концовка! За эти последние слова д'Артаньяна («Атос, Портос, до скорой встречи. Арамис, прощай навсегда!») можно простить автору все. И я прощаю. С нежностью и восхищением. Борис Натанович! Владимир Романовский История интересует меня, если так можно выразиться, ВООБЩЕ. Как некий природный процесс. Меня интересуют законы истории (если они есть). И в этом смысле конкретные истории конкретных стран интересуют меня лишь как иллюстрации к некоей общей теории. Разумеется, история России занимает, все-таки, особое место – просто потому, что обнаруживаемые исторические закономерности хочется применять прежде всего к истории своей страны. Еще один, несколько нескромный, потому что почти повторный, вопрос (я все о своем...) – приходилось ли вам читать биографию Вагнера (кажется, Галь)? А то у вас то Брюнгильда, то Тристан. Владимир Романовский Нет, я думаю, это чистая случайность. А может быть, что-нибудь фрейдистское. Во всяком случае, Вагнером мы никогда специально не интересовались. Еще вопрос. Считаете ли Вы сегодня, что служба в армии способствует становлению характера? Владимир Романовский Служба в современной российской армии скорее уродует молодого человека, чем воспитывает его. Как тюрьма. Шаламов когда-то сказал, что лагерь не может дать человеку ПОЗИТИВНОГО опыта. Так вот, наша нынешняя армия – тоже. Еще вопрос. Существует ли до сих пор семинар фантастов в Петербурге? Владимир Романовский Да, существует. И даже, в некотором смысле, процветает. Много новых людей, а «старички» работают во всю мощь: Рыбаков, Логинов, Измайлов, Щеголев... И еще (очень русский вопрос) – Были ли Вы когда-нибудь в Париже? Владимир Романовский Нет, никогда. Я кажется уже переборщил для одного раза, но все-таки – какие здания, из построенных в двадцатом веке, Вы считаете шедеврами архитектуры? Владимир Романовский К архитектуре (как и к музыке) я равнодушен. Более того, я вообще считаю, что до тех пор, пока есть люди, все еще копошащиеся в коммуналках, о красотах архитектуры рассуждать неэтично и аморально. Впрочем, начальство всех времен и народов думает (и всегда думало) иначе. Здравствуйте! Шпинат < 00800@mail.ru> Андрей никогда больше не окажется в Городе. Так что пусть все эти парадоксы Вас не беспокоят. 2. Откуда взялись павианы? Раз они пришли с севера, а там большая пустыня и нет воды, то и жить они там не могли, значит?.. Шпинат < 00800@mail.ru> А откуда взялись Наставники? И почему все говорят на одном языке? И почему у Града такая странная космография? И еще двадцать два вопроса такого рода. Ответ же один, и он многажды приводится в романе: Эксперимент есть Эксперимент. А это правда, что в Китае на самом деле, как говорил Ван, продают дерьмо? Шпинат Авторы читали об этом в свое время. Не знаю, существует ли такое обыкновение в нынешнем Китае. Мое почтение, Борис Натанович! Магницкий И.С. По-моему, замечательный фильм. Великолепно выдуманный мир. Изумительно смешные герои. Остроумные ситуации. Подлинное торжество фантастики, как метода! (Замечательно, что никому из критиков даже в голову не пришло считать этот фильм фантастическим. «Сатира». «Острая комедия». «Буффонада»... Все, что угодно, но НЕ фантастика!). Борис Натанович, книги АБС переведены на многие языки. Случалось ли Вам общаться с иностранными читателями? Какую реакцию вызывают эти книги у людей, которые скорее всего не знают, «откуда ноги растут» и не понимают многих образов и ссылок? Настя < soudbinina@yandex.ru> Собственно с читателями встречаться (и общаться) нам почти не приходилось. Если не считать нескольких (немногих) выездов авторов за границу (в Польшу, в Чехословакию, в Англию). Письма, которые приходят (не часто, но регулярно) содержат обычные вежливые похвалы, а также просьбы об автографе. Если же судить по отзывам профессионалов-литературоведов, то здесь имеет место широкий спектр суждений – от вполне грамотных и высококвалифицированных, до неграмотных абсолютно (например: «Понедельник» – это сатирический роман о советском «почтовом ящике» или даже – о «шарашке», в которой работают зэки-научники). Издаются ли сейчас Ваши книги за рубежом? Настя < soudbinina@yandex.ru> Да, конечно. Последние лет десять выходит примерно по 5-7 разных изданий в год, – в самых разных странах, как правило, в ФРГ, Польше, Испании, Португалии, Чехии. (Для сравнения – в 80-х выходило по 25-30 повестей в год – интерес к русской литературе сейчас повсеместно упал). Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Лысенко Сергей < lsv@sgp.sever.ru> Нет, это все – самый сугубый реализм! В конце 50-х (или в начале 60-х?) в ряде крупных городов СССР (в Москве и Ленинграде – точно) был введен прокат легковых автомобилей. Каждый человек, имеющий права, мог вступить в договорные отношения с соответствующим «пунктом проката» и взять автомобиль на несколько дней или даже недель в свое исключительное пользование. Платить надо было как за время проката (сколько-то рублей в день), так и за намотанный километраж. Цен я уже совсем не помню, но они были вполне умеренные – заметно дешевле такси и вполне доступны для четырех-пяти младших научных сотрудников, которые брали машину в складчину. Просуществовал прокат вплоть до 1965-го года, а может быть даже – до 66-го. Потом его закрыли – якобы из-за нерентабельности, но главным образом, я думаю, потому, что сняли Хрущева: прокат был сугубо его затеей. Хорошее было время – Первая (Хрущевская) Оттепель! Мы были тогда молодые, крепкие, здоровые и объездили на прокатных «москвичах» пол-европейского СССР: Прибалтика, Крым, Карелия, Украина, Белоруссия, Калининградская область – все было «наше»! Здраствуйте, Борис Натанович! Вряд ли я смогу задать вопрос интересно, как того требует группа «Людены», но все же очень надеюсь, что он до Вас дойдет, и Вы на него ответите. Хотя это скорее не вопрос, а просьба. Не могли бы Вы подсказать мне идею развития сюжета, фантастического рассказа, про то, как четверо друзей (лет 25-27), которые не брезгуют выпить (хотя и не страдают этим), попали бы в какую-нибудь ситуацию (необычную по меркам обывателя), выход из которой найти очень сложно или даже невозможно. Меня интересует именно ситуация, она должна быть какой-то загадочной, непонятной, может, даже мистической. Так вот эту ситуацию я так и не могу представить. Конечно, я мог бы обратиться к своим друзьям или еще к кому-нибудь... Но все же, я думаю, что Вы предложите что-то особенное, неординарное. Очень на это надеюсь! Newer < buav140@uic.nnov.ru> И зря! Хорошая идея, как говорится, «самому нужна», а плохая не нужна никому. И спрашивается: зачем Вам вообще этим заниматься, если вы не способны самостоятельно придумать интересную ситуацию? Вся мировая литература есть, в сущности, совокупность «интересных ситуаций». Без них литературы быть не может, это – начало и конец всего, альфа и омега, если угодно... Не можете придумать ситуацию – займитесь лучше составлением кроссвордов – тоже занятие вполне творческое и небезынтересное. Уважаемый Борис Натанович! Митрий < nikitos@dubki.msk.ru> Откуда Вы взяли, что она ее так уж боялась? Советская власть не любила, когда граждане СССР проявляют (так или иначе) самостоятельность суждений – это верно. С этим – боролись. С нестандартной литературой. С нестандартным искусством вообще. С нестандартной философией... Фантастика была лишь частным случай нестандартного самовыражения. СССР был тоталитарным государством – «одна идея, одна цель, один вождь». Все, что за пределами, – вредно и подлежит искоренению. А колебаться было можно только вместе с линией партии. 2. Как Вы относитесь к штатовской идее передвинуть Землю подальше от Солнца? Митрий < nikitos@dubki.msk.ru> По-моему, это сущий бред. Впрочем, до реализации этой идеи еще лет сто – так что нас это как бы и не касается. Каково Ваше отношение к переводам, написанным Вами же? Не относитесь ли Вы к ним так же, как и к своим произведениям, ведь по сути они известны только у нас, а на своей Родине нет! То есть Вы смогли создать нечто своё. Шестаков Дмитрий < el-vi@mail.ru> Относиться к переводам так же, как к собственным оригинальным произведениям, довольно трудно. Все попытки наши как-то «улучшить» переводимый текст (зачастую вполне дубовый) неизменно встречали категорическое сопротивление редактора, и это, наверное, было правильно: «Переводчик прозы – раб оригинала...». Борис Натанович, здравствуйте! Сегодня 23 июня, два дня назад был ваш общий День Рождения. Поздравляю,это очень хорошо, что есть Вы, Ваш брат и Ваши книги. Сразу вспоминаешь, сколько еще интересных и хороших людей есть вокруг. Вот такой вопрос. Все время мучаюсь – людей невозможно понять: с одной стороны – они все хорошие, каждого (это я уже поняла) есть за что любить, но у каждого есть то, за что его можно ненавидеть. Как это совмещается в людях? Иногда кажется, что люди вообще – существа странные. Как понять человека? Сергеева Юлия < sys@dsi.ru> Читайте классику и сравнивайте ее с реальностью. Другого способа я не знаю. У Вас есть собственная шкала деления людей на плохих и не очень? Сергеева Юлия < sys@dsi.ru> Наверное, есть. Но процесс этот неалгоритмизуем. Тут главную роль играет интуиция, а не совокупность четко сформулированных правил. Слишком все это сложно, и слишком часто то, что кажется хорошим «здесь и сейчас», оказывается безнадежно дурным «там и тогда». Здравствуйте, Борис Натанович! Мария Кобрина < mkobrina@hotmail.com> Я ничего не имею против Ваших намерений. Предупреждаю только, что кино – дело дорогое, и найти деньги на фильм гораздо труднее, чем найти тему фильма. Так что – удачи Вам и успехов! Уважаемый БНС! Шагеев Макс < students@students.ru> Совершенно не представляю себе, как любая «сеть кафешек и ресторанчиков» может «выйти нам боком». Фантазии, видимо, не хватает. Вот отсутствие такой сети – действительно, малоприятно (знаю по своему опыту), но, впрочем, тоже, прямо скажем, не смертельно. Здравствуйте! Меня зовут Алексей Минц, и я студент Астроотделения СПбГУ. Насколько я знаю, Вы – выпускник именно АО. А следовательно, должны были проходить Астрометрическую практику, точно так же, как ее проходим сейчас мы. И в связи с этим у меня возник вопрос: не навеян ли эпизод с «Великим кодированием» в книге «Полдень, XXII век» этой самой практикой? По крайней мере, похоже: 6-я ночь без сна, и в последний момент все может рухнуть... Алексей < minzastro@mail.ru> У меня об этой самой астрометрической практике сохранились самые теплые воспоминания: ясная сентябрьская ночь, любимая девушка рядом, хронометр-тринадцатибойщик, метод Цингера... Отрывочные, неясные, но явно милые воспоминания – абсолютно ничего общего с «великим кодированием». По просьбе Бориса Натановича извещаю всех, что Борис Натанович убывает в отпуск на месяц. Вернется после 20 августа и снова приступит к отвечанию на ваши вопросы. Наберитесь терпения! Вопросы, прозвучавшие в гостевой после 24 июня, в свое время будут пересланы в адрес мэтра... All БВИ. |
Задать свой вопрос | Архив Off-line интервью | Любимые книги | Чат с БНС на сайте "Компьютерры"
© "Русская фантастика", 1998-2002
© Борис Стругацкий, 2001 © Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000 © Алексей Андреев, графика, 1999 |
Редактор: Владимир Борисов
Верстка: Владимир Борисов Корректор: Борис Швидлер |