![]() |
|
OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким
Октябрь 2002
Задать свой вопрос | Архив Off-line интервью | Любимые книги | Чат с БНС на сайте "Компьютерры"
Уважаемый Борис Натанович! Алексей Лебедев < alexeyl@asgap.sci-nnov.ru> По-моему, ничего общего между двумя этими занятиями нет. Написание программы больше напоминает процедуру решения математической или физической задачи – девять десятых работы происходит по неким алгоритмам. Литературная же работа – это на девять десятых процесс, идущий ВНЕ алгоритмов, помимо алгоритмов, вопреки каким-либо алгоритмам... Борис Натанович! Евгений Николаев < stacy@mari-el.ru> Решение Малянова – это мое решение. Малянов вообще списан в значительной степени с меня. Думаю, впрочем, что и АНС на месте Малянова поступил бы так же. 2а. Как Вы оцениваете продолжение «Миллиарда лет...» Рыбакова? На мой взгляд – изумительно, в тему и «близко к тексту». И еще – необычно (в стиле АБС). Правда, концовка хорошая... Это уже не Ваше... Евгений Николаев < stacy@mari-el.ru> Мне тоже очень понравилась эта вещь. Одна из лучших в серии «...учеников». 3. И все равно я не пойму Вашей «нелюбви» к «Стране багровых туч». АБС начались для меня с нее аж почти 40 лет назад! Да я Вам назову дюжину моих друзей, с кем было так же! Я опять повторюсь, но впервые Вы во главу угла вывели не антураж (я помню, прочел за пару дней до Вашей книги В.Владко – не помню уж название, но тоже о Венере – небо и земля!) а именно (Ваша фраза!) «приключения духа». И сегодня, в сотый раз перечитывая «СБТ», я нахожу ее... ну, не «Жуком», не «Улиткой», но классной вещью даже для нашего времени. И впервые в нашей фантастике (да даже не в фантастике) поставлены стержнем взаимоотношения между совестью и разумом. Пусть пока не на уровне Кандида, Малянова или Сикорски... Но ведь и Ермолаев, и Юрковский, и Дауге находятся в фазе: сделать то, что обязаны, или то, что могут? Не случайно целая глава о Краюхине (когда молчал «Хиус») сделана именно в ключе АБС (ну, времена те еще!) «долг, совесть, реальность или как?» Борис Натанович, очень прошу – не ругайте больше эту вещь! По крайней мере 20 горячих поклонников в России у нее есть точно»! Вы прекрасно сказали о понедельнике, который начинается в субботу. А Кандид, Шухарт и Малянов начинались в «СБТ»! Евгений Николаев < stacy@mari-el.ru> Да я не так уж эту вещь и ругаю. Я просто не люблю ее перечитывать, как не любим мы все (зачастую) вспоминать глупые и нелепые поступки своего детства. Здравствуйте, Уважаемый Борис Натанович! Андрей < easy(sobachka)dn.farlep.net> Да, несколько таких случаев я помню. Например, историю про Красное Здание (из «Града») я увидел во сне. Во сне привиделась мне история про «человека в толпе» – я написал рассказ с соответствующим названием, он впервые был опубликован в этом году в «сталкеровском» собрании сочинений. Были и еще какие-то случаи, но сейчас они мне в голову не приходят. Уважаемый Борис Натанович! Александр Пошелюжин < katun@ab.ru> Авторы были другого мнения. Это был не эпилог, это был (по их понятиям) именно «исход» – прекращение всего, последняя точка в цепи событий (а не подведение итогов, как это обычно бывает с эпилогами). Вопрос 2. Кто из Вас – братьев, – писал стихи для Ваших совместных произведений? Напр., «структуральнейшего лингвиста» к «Попытке...». И писали ли вообще братья Стругацкие отдельные от своих произведений стихотворения? Александр Пошелюжин < katun@ab.ru> Стихи для своих текстов писали мы оба. Я – чаще, АНС – реже. Я вообще считался «специалистом по поэзии», АНС стихи скорее не любил. Я же в молодости баловался стихами активно, предпочитая романтические или неприличные песенки для пения под гитару. Тогда ведь (конец 40-х, начало 50-х) не было ни Высоцкого, ни Окуджавы, ни Кима – приходилось сочинять самим. :)) Вопрос 3. Почему братья Стругацкие так резко перестали писать рассказы после 63-го года? Александр Пошелюжин < katun@ab.ru> Сделалось «тесно». Оказалось вдруг, что большинство сюжетов, которые приходят в голову, требуют больше пространства, чем один авторский лист. А сюжеты-маломерки стали как-то неинтересны. Уважаемый Борис Натанович! Михаил Орлов < ollo@runa.ru> У нас была, конечно, некая модель этого мира, но подробно ее (эту модель) мы никогда не разрабатывали. За ненадобностью. Нам были важны (именно «для антуражу») только некоторые «следствия» модели – почти все Вы их описали выше. Уважаемый Борис Натанович, объясните, пожалуйста, что означает имя Румата. Есть основания предполагать, что с точки зрения японского языка это совсем не простое слово. Сергей < sgt@surf.ru> Имя Румата придумал АНС. Еще в самом начале 50-х он сочинял повесть под названием «Румата и Юмэ». Румата там был – сын знаменитого Тарзана, а кто такой (такая?) Юмэ, я так и не узнал никогда: повесть написана не была. В свое время АНС объяснял мне, что означает «Румата» по-японски и даже рисовал соответствующий иероглиф. Но сейчас я уже ничего этого не помню, но зато знаю, что все это известно нашему уважаемому БВИ. В школьные и студенческие годы прочёл все Ваши книги. Анатолий Паршиков < parshikov@ihed.ras.ru> Внимательный читатель заметит, что в произведениях советских писателей 50-х, 60-х годов действующие лица китайской национальности то появлялись, то вдруг исчезали. Точно так же, как китайские звездолеты, китайские спутники, китайские научные открытия и т.д. Дурацкий (и неприличный) калейдоскоп этот был связан с «ужимками и прыжками» советско-китайской политики. Сначала «русский с китайцем» были «братья навек», потом (в начале 60-х) произошла смертельная ссора между братьями, и цензура принялась беспощадно и с корнем выкорчевывать в изданиях и переизданиях все китайское вообще, потом, в 70-х уже, отношения слегка выровнялись и снова стало «можно»... Нам-то по большому счету было все равно, кто у нас в романах действует – атмосферный физик Лю или атмосферный физик Рю. Курочить тексты в угоду политической конъюнктуре было противно, но, уверяю Вас, в труде писателей тоталитарной эпохи бывали моменты и попротивнее. В большинстве новейших переизданий я, разумеется, восстановил исходные тексты, но иногда и не делал этого – если не видел между вариантами существенной разницы. А вот где искать издания «тогдашних времен», я просто не знаю. Боюсь, они теперь сделались библиографической редкостью – без малого полвека миновало. Здравствуйте. Хочу извиниться за личный вопрос и прошу удалить его, если он покажется бестактным. Мария Рон < mary_ron@rambler.ru> Фамилия «Стругацкий» довольно распространенная. Я знаю лично по крайней мере троих людей с этой фамилией, и они ни в какой степени родства со мной не находятся. Как Вы считаете, не станет ли создание искусственного интеллекта новой инкарнацией рабовладельческого строя? Янковский Р.В. < meg@programist.ru> Очень может быть. Когда-то, увлеченный ленинской идеей развития истории по спирали, я представлял себе, что на новом (коммунистическом) витке рабовладельческий строй повторится, как эпоха рабства разумных машин, подчиненных хомо сапиенсу. С соответствующими моральными и социальными проблемами, с трагедией Эзопа и, разумеется, Спартака. Уважаемый Борис Натанович! Александр Пошелюжин < katun@ab.ru> Упомянутую Вами триаду не следует понимать буквально. Под «Чудом» подразумевается собственно фантастический элемент произведения, а под «Тайной» – метод подачи информации, способ заставить читателя жадно глотать страницу за страницей в стремлении узнать «что же там дальше?» Рассказ ВНИВ был написан никак не позже 60-го года, и в то время безусловно должен был восприниматься как фантастический. Все-таки, мы там изобразили возвращение первого человека с Луны, когда еще и Гагарина в космосе не бывало. Сейчас этот рассказ, конечно, может рассматриваться как фантастический лишь в той же мере, как жюльверновские «80 тыс. км под водой» или «Из пушки на Луну». Борис Натанович, простите за дурацкий вопрос. Евгений Николаев < stacy@mari-el.ru> Без всякого сомнения. Или просто Вам понравился сам ритм фразы и ее стилистика «да-да, нет-нет»? Евгений Николаев < stacy@mari-el.ru> Безусловно. Или Вы знали эту песню? Евгений Николаев < stacy@mari-el.ru> Я ее и сейчас не знаю. Кстати, в каком стиле, по-Вашему, они «оторвали» бы эту вещь? Степ, рок-н-ролл или что-то еще? Евгений Николаев < stacy@mari-el.ru> Интересный вопрос. Рок-н-ролл, пожалуй. Здравствуйте, Борис Натанович! Буквально сегодня закончил читать в очередной раз «Второе нашествие...» (уж больно мне нравится эта повесть). И опять же буквально сегодня «напал» на Ваше интервью в сети. Прочитал все Ваши ответы по поводу этой повести и всё равно хочу задать свой вопрос: А всё-таки, к кому Вы ближе были, когда писали «Второе нашествие...», к Харону или к Апполону? Или Ваши с братом мнения разделялись? И к кому Вы ближе сейчас? Антон Шаповалюк < aosh@ru.ru> Мы, разумеется, были ближе к Харону. (Я и сейчас к нему ближе.) Однако, аргументация Аполлона (аргументация подавляющего большинства, между прочим!) неопровержима. В этом-то и проблема. Вопрос по «Хромой судьбе» – история с «Мензурой Зоили». Зоил Мензуркин Все эти совпадения случайны. У Анатолия Ефимовича нет одного единственного прототипа. Это образ собирательный. Пьеса о событиях в Кукушкино была нами задумана задолго до «Хромой судьбы», но никогда не была написана и даже разработана как следует не была. Вопрос по «Обитаемому острову» – об Умнике и Страннике. Пол Литолог Разумеется, все эти слухи и домыслы доходили в свое время и до нас, и наверное, они сидели у нас в подкорке, когда мы писали ОО. Однако, осознанных ассоциаций у нас при работе – точно – не было. Так вот, если бы Странник (т.е. резидент Земли Р.Сикорский) это успел бы сделать (не помешал бы науськанный прокурором Умником «комсомолец» Мак), как бы посмотрела Земля на то, что её резидент стал диктатором целой планеты? Пол Литолог Это, наверное, был бы не самый плохой (с прогрессорской точки зрения) вариант. Но у меня не хватает воображения представить все последствия такого варианта развития событий, а главное – все необходимые и достаточные условия реализации этого варианта. Ведь никакой диктатор не правит в одиночку. Захватить такую власть, может быть, и реально, но как удержать ее? Где взять слой (толстый, мощный слой!) помощников и единомышленников, на который придется опереться? И что это будут за люди? И как держать их под контролем? И возможно ли это? Уважаемый Борис Натанович, у меня несколько вопросов: Сергей Грушин < plimut@mail.ru> Основные черты характера любого героя формулировались изначально, детали – «прорастали в процессе». Обычно у каждого героя было несколько прототипов, но, скажем, Феликс Сорокин из «Хромой судьбы» – на 90 процентов АНС, а Малянов из «Миллиарда лет» – в значительной степени БНС. 2. Каким Вы видите Новый Мир, созданный детьми в «Гадких лебедях» и почему нам нет места в нем? Так ли безнадежно человечество? Сергей Грушин < plimut@mail.ru> Ничего лучше Мира Полудня мы придумать не умели. Но Новый мир из «Гадких лебедей» совсем не обязательно «хороший мир». Скорее всего, он – чужой, непривычный, неудобный и непонятный – как наш нынешний мир, например, с точки зрения мистера Пиквика или помещика Троекурова. И почему Вы, собственно, решили, что человечество так уж безнадежно? Худо-бедно сорок тысяч лет просуществовало, достигло воистину непостижимых успехов и явно намерено продолжать в том же духе и дальше. Что ж тут «безнадежного»? 3. Нравится ли Вам жить в наше время? Сергей Грушин < plimut@mail.ru> Пока здоров и свободен – безусловно. 4. В каком обществе Вам бы хотелось жить? Сергей Грушин < plimut@mail.ru> Мы об этом написали целый цикл романов. Начиная с «Полдня...». 5. В чем Вы видите смысл жизни? Сергей Грушин < plimut@mail.ru> Сейчас? Сохранить остатки здоровья, чтобы успеть закончить начатое. Насколько я понимаю, профессор Выбегалло умер. Сначала один прототип, а теперь вот и второй. Как вам кажется: Что думается Выбегаллам перед смертью? Годы и годы, когда уже никто о них не вспоминает? Становятся они людьми в конце концов, или так и умирают Выбегаллами? Сергей Что мы знаем о Выбегаллах? Кровавый палач Пол Пот, например, был интеллигентным высокообразованным человеком, нежным и любящим отцом. О чем он думал перед смертью? О внуках, скорее всего, вряд ли – о трупах. Уважаемый Борис Натанович! Сергей Грушин < plimut@mail.ru> Вряд ли все обстоит так просто. Сказано же: «Хлеба И ЗРЕЛИЩ!» Кроме колбасы, человек нуждается и еще во многом, что «ни съесть, ни выпить, ни поцеловать». В определенной культурной атмосфере нуждается. В определенной нравственной атмосфере. Согласитесь, представления о «нормальном», «правильном» образе жизни меняются – и сильно, и достаточно быстро. Разумеется, миллионы людей готовы по-прежнему жить в свинарнике и в окружении свиней, но ведь миллионы и миллионы уже категорически этого не приемлют. Потребность в высоком КАЧЕСТВЕ жизни – теоретически – может привести к появлению потребности в Человеке Воспитанном. Если не кажется, то второй вопрос: Каковы, по Вашему, необходимые условия для появления такой потребности? Сергей Грушин < plimut@mail.ru> См. выше. И наконец. Предположим, в наше время где-то на отшибе собралась некая общность людей, некая «коммуна», вдохновленная идеей Высокого воспитания, равенства и братства. Как Вы полагаете, она будет расти, пополняясь единомышленниками, или зачахнет, не успев дать плодов? Сергей Грушин < plimut@mail.ru> Опыт показывает, что судьба таких коммун – печальна. Если сделать прием новых членов предельно жестким, коммуна изолируется от остального мира и вымрет естественным путем. Если снять ужесточающие ограничения, коммуна будет размыта окружающим миром. Я не говорю уже о чисто внутренних проблемах каждой такой группы. Если группа держится на некоей единой жесткой идеологии, она быстро выродится в тоталитарную секту. Если свободомыслие допускается, неизбежен раскол и распад на две и более группировки. Именно поэтому все (любые) человеческие объединения не вечны. Даже народы. Уважаемый Борис Натанович! Александр Пошелюжин < katun@ab.ru> Этот эпиграф – шутка, которую АБС (по-моему, лично АНС) придумали для странички «Клуб 12 стульев» «Литературной газеты». Не помню уж почему, в «Литературку» мы эту хохмочку не послали, а взяли эпиграфом к «Отелю...» В оригинале было, по-моему, «буржуазной». Но это слово выглядело странно в контексте повести – ведь действие там происходит за границей, – и мы заменили его на «бульварной». «Сегодня утечка мозгов из России без сомнения снижает ее потенциал прогресса, тормозит прогресс, но остановить прогресс она не способна – слишком много других и более важных факторов задействовано и работают на нас». Александр Малахов < Alexandr-M@promenergoresurs.ru> Я имею в виду прежде всего факторы фундаментальные: энерговооруженность, сырьевое изобилие, высокий уровень образования, могучий научный потенциал и т.д. Есть, есть еще порох в пороховницах! И еще один вопрос. Александр Малахов < Alexandr-M@promenergoresurs.ru> И снова повторяю: будущее нельзя предсказать, его можно (в лучшем случае) предчувствовать. Все совпадения «предсказанного» с реализовавшимся либо случайны, либо банальны. Уважаемый Борис Натанович! Mher Manukyan < mmanoukyan@yahoo.com> Если у Вас получится жить по принципу «никогда не делай другому того, чего не хочешь чтобы сделали тебе», то Вы осуществите первый шаг в правильном направлении. Если же Вы еще вдобавок научите этому Ваших детей, то и второй шаг будет сделан. А как известно, «дорога в десять тысяч ли начинается с первого шага». |
Задать свой вопрос | Архив Off-line интервью | Любимые книги | Чат с БНС на сайте "Компьютерры"
© "Русская фантастика", 1998-2002
© Борис Стругацкий, 2002 © Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000 © Алексей Андреев, графика, 1999 |
Редактор: Владимир Борисов
Верстка: Владимир Борисов Корректор: Борис Швидлер |