СТРУГАЦКИЕ. ТЕКУЩАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
ГОД 2001

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ

Иванов Вячеслав. «Запад советского паспорта»: [Эстония в творчестве Стругацких] // Молодежь Эстонии (Таллинн). – 2001. – 7 апр. (№ 80)
[Цитата: «Скажем, любопытно именно с этой точки зрения взглянуть на творчество известнейших писателей-фантастов Аркадия и Бориса Стругацких. В их многочисленных произведениях единственное непосредственное упоминание об Эстонии содержится в романе „За миллиард лет до конца света“, да и то мимоходом, когда один из персонажей говорит другому: «А ведь мы с вами знакомы, Владлен Семенович. (...) Помните? Эстония, школа матлингвистики... финская баня, пиво...». Но узнаваемые черточки разбросаны по страницам многих других повестей, рассказов и романов. Это мальчик Уно и старый слуга Муга в „Трудно быть богом“, Тойво Глумов и поселок Нарва-Йыэсуу („Волны гасят ветер“)... Это и непрерывные проливные дожди вкупе с маринованными миногами из „Гадких лебедей“, и десятки других деталей, может быть, не столь явных, существующих в виде неких „зашифрованных посланий из Эстонии“, в других их книгах. Известно, что братья Стругацкие любили бывать в Эстонии и пользовались малейшей возможностью, чтобы приехать сюда. И, естественно, пребывание на эстонской земле, общение с ее жителями не могли не наложить свой отпечаток на все их мировоззрение, отразившись и в творчестве. Да и фильм Андрея Тарковского „Сталкер“ по мотивам книги Стругацких „Пикник на обочине“ не случайно снимался именно в Эстонии – на заброшенной электростанции и в ее окрестностях у реки Ягала. Причем сценарий писался Аркадием и Борисом Стругацкими (фактически целиком переписывался) именно „под местный колорит“, можно сказать – по ходу съемок».]