Альманах НАША ФАНТАСТИКА
  Русская фантастика  >> Альманах НАША ФАНТАСТИКА  >>
Содержание выпуска   ВСЕ НОМЕРА  
Контакты   Рисунки   Где купить   Гостевая книга  
 


Детальный запрос

ХВАТИТ СТИВЕНА КИНГА!

В последние годы словосочетания "новый Стивен Кинг", "русский Стивен Кинг" стали ругательствами в среде любителей отечественной остросюжетной и психологической мистики. У читателя начал вырабатываться условный рефлекс: если в аннотации книги российского автора упомянут всуе Кинг (реже - Лавкрафт, Кунц, Баркер), то книга, скорее всего, дрянь. "Новыми стивенами кингами" были заявлены практически все немногочисленные авторы, пытавшиеся создавать что-то в жанре отечественного хоррора - Роман Канушкин, Игорь Колосов, Андрей Дашков etc. Увы, мистический жанр плохо прижился на отечественной литературной почве, причем зачастую именно стараниями бездарных "новых кингов", мастерства которых обычно хватает лишь на бездумное заимствование у мэтров внешнего антуража и знаковых символов. Почему-то отечественные авторы упускают из виду главные составляющие классических романов ужасов - тончайшую атмосферу страха, жгучую, интригующую тайну, убедительную психологическую мотивировку поступков человека в субстрессовой ситуации, многозначительные недосказанности, воздействующие порой на подсознание сильнее, чем горы трупов и легионы марширующих зомби. И все равно многократно обманутый в своих лучших ожиданиях любитель мистики с трепетом покупает новый отечественный ужастик: а вдруг на этот раз получилось?..

Увы, российских шедевров в данном жанре все еще не наблюдается.

"Новый Стивен Кинг" Сергей Кириенко (судя по всему, не тот премьер-министр, который устроил обвал рубля пару лет назад) представил на читательский суд свой роман "Гулы". Одной из самых значительных и бросающихся в глаза особенностей романа является его размер (два тома общим объемом более тысячи страниц). Для того чтобы прочитать такое с разбегу, требуется недюжинная усидчивость. Однако попробуем - в конце концов, Стивен Кинг порой писал и поболее, хотя мистическому жанру увесистость, на мой взгляд, противопоказана в принципе.

Итак, исходя из разработанной автором мифологической концепции, гулы - это дети Ахримана, темного божества зороастризма, которых тот создал в противовес роду человеческому. Гулы не имеют души, они коварны, беспричинно злобны, кровожадны и практически бессмертны - их может уничтожить только огонь или морская вода. Рождаются эти чудовища из захороненных человеческих трупов. Согласно древним пророчествам, раз в несколько столетий в мире появляется Вассах Гул - могущественный вождь темного воинства, который устраивает локальный апокалипсис в одном отдельно взятом городке и, уничтожив все его население, выращивает из трупов армию гулов для апокалипсиса глобального. Именно такая ситуация и возникает в небольшом современном итальянском городе. Хитростью уничтожив потенциальных защитников городка (в этой роли выступают полицейские и, как ни странно, боевики мафии), Вассах Гул с группой поддержки распыляет с самолетов ядовитый газ. Покончив с населением города, нелюди принимаются за изготовление себе подобных, однако не тут-то было: их коварные планы нарушает отважная кучка мужественных граждан, случайно выживших после опыления.

Список мужественных граждан по-американски традиционен: непременный среднестатистический положительный мужчина и непременная среднестатистическая положительная женщина, между которыми возникает непременный умопомрачительный секс, непременный комиссар полиции - циник и рационалист, непременный пожилой истребитель вампиров с печальными глазами, восточной фамилией и полной сумкой осиновых колов вперемешку с крупнокалиберным огнестрельным оружием. Угадайте с трех раз, кто из этой компании погибнет, а кто останется в живых?.. Вот именно.

Поскольку сомневаться в финальной победе рода человеческого не приходится с самого начала, основной интерес для читателя, по идее, должен составлять сам процесс борьбы главных героев с потусторонним злом. В принципе, автор честно отрабатывает свой гонорар, нагромождая великое множество трупов, опасных приключений и шокирующих сцен, однако все они настолько традиционны, что намертво вязнут в зубах, словно сушеная икра воблы. Сюжет предсказуем на девяносто девять процентов, ибо представляет собой дайджест из малобюджетных фильмов ужасов и слабых мистических триллеров, имя которым - легион. Все это напоминает скорее не Кинга, а Дина Кунца, читать которого, при всем к нему уважении, порой нестерпимо.

Самые удачные места произведения - это описания гангстерских войн в маленьком итальянском городке, выполненные в стиле Марио Пьюзо и Дональда Уэстлейка. Пожалуй, автору стоило написать детективный роман про мафию и не морочить читателю голову зороастризмом - от этого выиграли бы все, в том числе и несчастный Стивен Кинг, именем которого в очередной раз украсили слабую книгу.

Василий Мидянин

Русская фантастика >> Альманах НАША ФАНТАСТИКА >>
Содержание выпуска ] [ ВСЕ ВЫПУСКИ ]
Контакты ] [ Рисунки ] [ Где купить ] [ Гостевая книга ]

© Альманах "Наша фантастика"; гл. редактор: Василий Мельник 2001 г.
© Сервер "Русская фантастика"; гл. редактор: Дмитрий Ватолин 2001 г.
© Дизайн - Владимир Савватеев 2001 г.
Поддержка - Дмитрий Маевский 2001 г.