Журнал научной фантастики и фэнтези ''активная ОРГАНИКА'' Оглавление Назад Русская Фантастика
 
Разборки

ВРЕМЯ ЗАНАВЕШИВАТЬ ЗЕРКАЛА

Александр Лурье

Журнал научной фантастики и фэнтези ''активная ОРГАНИКА'' Журнал научной фантастики и фэнтези ''активная ОРГАНИКА''

 

Назад  В начало  Вперед

"Церковь относилась к государству как к хранителю и защитнику истинной веры от всевозможного левославия и кривославия, бесчинствуюнщего по ту сторону всех без исключения государственных границ. Государство же относилось к укреплению и распространению истинной церкви и истинной веры, к защите всех истинно верующих ВНУТРИ И ВНЕ госграниц, как к основным своим задачам, осуществление которых только и придает государству смысл.

Воцерковленные люди называют это "симфонией властей""

Блестящее рассуждение! Сначала определяем свое учение как непобедимое, потому что ВЕРНОЕ, а все остальное - соответственно, бесчинствующие левославие и кривославие. А государство берет на себя труд по укреплению и распространению этой истинной веры во всем мире. И этот-то неприкрытый экспансионизм придает государству смысл. Это часом не про Иран?! Да уж, "симфония" почище любого Бетховена... Или это пародия и доведение до абсурда? Относится ли сам Рыбакова к написанному серьезно? В конце концов, ведь не каждое слово Сошникова есть слово автора, можно ли их отождествлять один к одному? Но главное - не останавливаться на достигнутом:

"Православная цивилизация оказалась единственной в мире ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ цивилизацией. Вся структура стимулов, ценностей, поведенческих стереотиповсложилась так, что вфокусе всегда - некая общая духовная цель, формулируемая идеологией и реализуемая государственной машиной. Ради достижения цели можно и даже рекомендуется отринуть все земное. Достаток, комфорт, личная безопасность по сравнению с продвижением к цели - пренебрежимы.

Петр, попытавшись сконцентрировать все усилия населения исключительно на военно-политическом могуществе государства, фактически сделал целью государства само государство - другими словами, ЛИШИЛ ГОСУДАРСТВО ЦЕЛИ. Потому-то с той поры государство и превратилось на Руси вмонстра.

Отрывот традиции и утрата высокой цели привели к тому, что бытие государства стало бессмысленным, и, следовательно, насилие, которое оно творило надподданными - ничем не оправданным."

Православная целенаправленная цивилизация действительно оказалась в свете вышеприведенного анализа цели единственным в мире монстром, пожертвовавшим не только миром и благополучием своих соседей, но и - в первую очередь - собственного населения. Гнусный Антихрист-Петр (видимо, в одиночку) не только отстроил место проживания персонажей и автора, но и нарастил патриархальному чудищу когти и клыки. Еще одна Россия,а которую потеряли...а И вообще как это мило и непосредственно: до того насилие государство было оправданным и благословенным, а вот после этого те же самые процедуры стали бессмысленными. То есть, в зависимости от цели, и дыба бывает чертовски полезной штукой, - здравствуй, брат Николо, здравствуй, брат Игнатий...

"Когда человек или народ предают цель, которой уже якобы нет (ох не факт это, ох не факт! расстройство способности к целеполаганию есть психический недуг, а не доказательство того, что без цели человек свободен, а с целью - зэк), когда они изменяют тому, что якобы ушло в прошлое - понятия измены и предательства теряют смысл, а отвратительное стремление к наживе оборачивается естественным стремлением к достойной жизни."а

Изменение национальной цивилизационной методики есть попытка выбраться иза заколдованного круга, размещенного между Сциллой ига и Харибдой воли. Но есть нечто привычное - и Вами самим же выуженное иза Леты - в том, что тех кто не хочет строить светлое будущее, столь насущно-важное для православной парадигмы, тут же именуют предателями со всеми вытекающими последствиями...

"Чтобы Запад стал относиться к России действительно как к своему, а не как к чуждому, как к партнеру, а не как к сопернику, она должна либо перестать быть собой, либо перестать быть.

Культура России не признает не одухотворенного высокой целью материального производства. Не признает бессмысленной жизни и деятельности (и как раз поэтому наша жизнь и деятельность так часто кажутся нам бессмысленными). Не понимает, что такое эффективность, если не понятно, зачем она, а тем более, если понятно, что она - невесть зачем."

Вопрос о том, хочет ли Россия продолжать оставаться собойа и пребывать в веках страшилкой-Чужим, или, отбросив туманные амбиции, стать партнером остальной цивилизации - дело ее народа и никакие происки коварного Запада ни к чему не приведут без достижения внутрироссийского консенсуса. Россия не может рассчитывать на то, что именно по ней будет равнять шеренги все остальное человечество, а навязать насильственноа это равнениеаей просто не дадут. Россия просто не в ладах с конкретными,а прикладными понятиями. Эффективность предполагает разумное использование времени вообще и собственной жизни в частности. Тому, кто спешит только на пожар или при ловле блох она однозначно ни к чему.

"Атлантический же мир счел, что главной целью материального производства является все более полное и изощренное удовлетворение потребностей человека просто как биологического объекта. Всех. Любых."

Вот оно и получается в православной парадигме - не фиг этому биологическому объекту потакать. Не стоит он того, потому как винтик, букашка пред дивным зданием государства. Ату его!

"Это не очередной голосок вкликушеском хоре упреков Запада впресловутой бездуховности. Лишь демагог или дурак может не видеть его великой культуры и не преклоняться перед ней. Речь только об ОРИЕНТИРОВАННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА.

Хотя малевать великолепных мадонн с применением герцогских шлюх в качестве натурщиц, просто для вящей красоты картинки - такого на Руси даже в голову бы никому не пришло. Где Богородица и где срамные девки! На кой ляд такая красота!"

Тут я чего-то недопонял: или культура великая и не преклоняться перед ней невозможно, или к дьяволу такую красоту?! На что должно быть, в конце концов, ориентировано производство красоты, а? И существует ли такое производство?!

"Да и выдумать, будто кто поработал и разбогател, того и любит Бог - это надо было того... крепко головкой приложиться."

А мне кажется, что не менее крепко приложиться надо, чтобы решить, что Бог любит исключительноа ленивых неудачников, кстати, малохарактерных для "Утерянной России". Бог, думается, любит всех, но предпочитает тех, кто не плошает сам.

"Казалось бы, тот же самый Христос и у них, и у нас. Но одни себя пытались подшлифовать к нему - со всеми сопутствующими срывами и отчаянными судорогами, задача-то не из простых! А другие - его шлифовали под себя, под свое здешнее удобство, здешнюю ЭФФЕКТИВНОСТЬ."

Ну и хорошо отшлифовала себя Россия?! В кровь и до судорог, да без толку. Да, потусторонняяа ЭФФЕКТИВНОСТЬ штука не простая...

"Протестантское "служение", при всей его прагматической полезности, сформулированной выше характеристики атлантической цели не отменяет, ибо объект протестантского служения всегда посюсторонен, предметен.

Голсуорси: "Забавно все-таки: религия почти мертва, потому что практически больше никто не верит в загробную жизнь, но для нее уже нашелся заменитель - идеал служения, социального служения, символ веры муравьев и пчел!"

Совсем, однако, плохи дела у протестантов, сплошное кривославие, что и требовалось доказать с помощью Голсуорси. То ли дело в России, под сенью непобедимо-верного не-важно-какого учения! Я бы только, равновесия ради, Розанова процитировал бы - о православии, а то даже как-то неудобно быть в белом костюме, когда все, по твоему собственному, непобедимо-верному мнению в дерьме...

"Уваровская триада исчерпывает набор возможных государственных суперавторитетов. Чуть осовременив ее звучание, получим "идеология - самодержавие - народность". И только такая иерархия дееспособна. Если поставить на первое место самодержавие, используя остальное как его обслугу - получим тоталитаризм, это сделал Сталин. Если народность - получим нацизм, это сделал Гитлер. Но если оставить идеологию центром стяжения остальных сил - получим идеократическое общество, что тоже выглядит не современным и опасным.

Атлантический мир пытается выйти из этого противоречия, дробя посюсторонние авторитеты и увязывая их с индивидуальным благосостоянием (не семейным, в отличие от старых китайцев, а именно индивидуальным) - и получает служение: юридически оформленной на данный момент семье, фирме-кормилице, демократически избранному президенту... Но даже на самом Западе это многими воспринимается, как отвратительная и безысходная суета сует."

Скажите, а зачем государству суперавторитеты? Оно, что наместник Бога на Земле? Пусть кесарь занимается кесаревым: налогами и благосостоянием граждан, войной и миром, а взаимоотношения с Богом оставьте индивидууму. Восприятие мира, как отвратительной и безысходной суетыа сует зависит не от культуры, а от ее носителя. А то получается, что лишь в России жизнь каждого проникнута необычайным и, увы, никем и никогда ане востребованным смыслом.

"Для тех, кто устал от бессмысленной потребительской гонки и тягомотной толчеи вокруг посюсторонних микроавторитетов, российская, а затем и советская тяга к осмысленности, к признанию ненужным, лишним и нелепым всего, что не работает на высокую цель, давала пример возможности идти "другим путем". Такая тяга являлась наглядной и мощной альтернативой того, что воспринимается многими, как пустота жизни..

Для тех, кто на Западе когда-либо восхищался Русью как неким притягательным, непонятным, но удивительно манящим экзотическим явлением, воснове восхищения лежало именно это.

Зато для всевозможных клеветнико в России именно эта черта трансформировалась в то, что они видели как вечную леность русских или их сладострастное стремление в рабство."

Мне иногда думается, что советская тяга к осмысленности была лишь попыткой разобраться и понять: ЗА ЧТО?а За что так мучают народ? Какого такого распресветлого будущего заради?!а аДа и уставшие от "тягомотной толчеи" западники не больно-то спешили переезжать во взыскующий Града Небесного Союз Советов; так разве что посочувствовать со стороны, или там пошпионить. Попредавать своих ради торжества пролетариата как ипостаси православной парадигмы - это вроде даже как подвиг?!

Вольно судить о причинах восхищения Запада Россией, находясь при этом в ее пределах. Все равно, что спорить о вкусе гуйявы с тем, кто ее пробовал. Запад восхищается - прежде всего - самобытнойа и одновременно общепонятной (а не экзотической) культурой, которая, несмотря ни на что, пробивается сквозь извечный сор российского бытия, свидетельствующего о лени и косности большинства.

Кстати, бывают ли клеветники у Англии, США и прочих разных шведов? Мне кажется, это чисто российская специфика - иметь придворных хулителей для канализации народного гнева, как водится, "бессмысленного и беспощадного".

"Беда пришла, когда ополоумевшие от Петровских палок россияне начали высовываться впрорубленное государем-плотником окошко и хотеть стать европейцами. Услышанный из-за окна тезис о рабстве и лености приобрел знаковую ценность. Стоило произнести: мы, русские, как есть грязные скоты, работы не любим, страна рабов, страна господ, сверху донизу все рабы - и сразу как бы получалось, что тот, кто это произнес, уже тем самым передовик труда и вымытый до блеска гражданин, свободный всеми местами и членами. Европеец. Не настоящий европеец, разумеется, а из российского интеллигентского мифа о европейцах. Но ему, произносящему-то, сие невдомек, и его единомышленникам тоже невдомек. Ах, как верно, восхищенно всплескивали руками они. Ах, какая смелость мысли! Ни капли квасного патриотизма! И, отреагировав таким образом, уже вся компания ощущала себя европейцами.

Беда пришла, когда сложился стереотип утверждения нового, подразумевавший обязательное отсутствие преемственности между старым и новым, обязательную расчистку места для нового - до полного нуля. Кажется, будто расчистка поднуль головокружительно увеличивает возможности для быстрого качественного обновления, а на самом деле именно из-за этого любое новшество висит ввоздухе, часто-часто суча ножками на манер пропеллера, и - так и не укоренившись, не созрев, не успев свершить ничего - валится наземь, чуть дунь."

Абсолютно согласен! Лучше не речи произносить, а мыться и раба из себя выдавливать - хоть по капле. Но говорить-то куда легче!

Попытка - на словах - уйти от утверждения нового стереотипа на фундаменте старого (модернизация рабства в соответствии с новейшими веяниями) обречена на провал. Расчистка места на бумаге предполагает непролазную топь в реальности и новшества не висят в воздухе, а засасываются и бесследно тонут в трясине.

Но одно дело - не замечать факты, а другое - их явно передергивать:

"...разговоры о русской лени и о нации рабовстоят на одном уровне с разговорами о маце, замешанной на крови христианских младенцев. Но кто заговорит про этакую мацу - тот сразу окажется полным антисемитом и руссофашистом. А кто заговорит про лень и тупость - тот просто высказывает свое личное мнение, и не смейте затыкать ему рот, у нас свобода слова! Кто возразит - тот уже и затыкает, и значит, обратно же руссофашист."аааа

Маца, замешанная на крови христианских младенцев, в мировой исторической практике именуется "кровавым наветом", т.е. огульным обвинением целого народа в действиях, направленных против человечества в целом. Как, например,аобвинение всех румын в вампиризме на основании легенд о Владе Цепеше. С вытекающими из этого последствиями - как-то: насаживание на осиновые колы всех этнических румын. Чего добилась в 20-м веке теория "кровавого навета", Вам, безусловно, известно. Как, вероятно, известно и то, что сам факт подобного преступления был категорически опровергнут не одним десятком судебных решений (в последний раз в 1913 г. - несмотря на все усилия тогдашних защитников православной парадигмы).а Заявления же о лености, хотя и являются оскорбительными, никоим образом не призывают к полному и окончательному истреблению народа, не говоря уже о том, что и на беспристрастный взгляд самого автора имеют под собой веские основания и зримые доказательства. Возражать подобным высказыванияма стоит не словами, а делами, но для этого, видимо, необходимо преодолеть все ту же лень.

о штука втом, что те, кто к этому грядому миру по якобы наивности и доверчивости своей действительно стремился, сворачивали горы. А те, кто стремится, вырвавшись из-под пресса идеологии, пожить наконец для себя - сворачивают челюсти и шеи. Не себе, разумеется"

Да уж насворачивали гор, наповорачивали рек... Пошли дурака молиться - он себе лоб расшибет, а что же будет если воодушевить его и послать работать? Уж сколько эти небостроители челюстей и шей по запарке посворачивали - несчитано, но раз для благого дела, то и не считается: ноль пишем, миллион в уме. Значитца, революционные людоеды куда как лучше и прогрессивнее обнакновенных...

"...оптимальный вид заинтересованности именно В ПРОДУКТЕ труда, а НЕ В ОПЛАТЕ его - это и есть заинтересованность В ЦЕЛИ, ради которой этот труд осуществляется...

Когда ничего этого нет - тогда, вне зависимости от размера оплаты, труд становится рабским."

Здания, заводы, шахты построенные узниками ГУЛАГа были необходимы стране, но труд был рабским. Труд советских людей всегда был рабскима и поощрялся не столько пряником, сколько кнутом (на одни идеологические погонялки режим не сильно надеялся). Все шло в бездонную глотку государственного Молоха и практически ничего - на пользу производителей богатств. Странно, что все это так быстро забыто. А забывающий историю обречен на ее повторение...

"Конечно, человек, избравший себе цель - раб этой цели. Непреоборимо свободный.

А мы теперь свихнулись на свободе и самодостаточности. Больше всего на свете боимся в чьих-то глазах оказаться рабами - пусть глаза эти недобры и лукавы, все равно."

Избравший себе цель свободно - не раб, в отличие от того, которому эту цель навязали пусть даже с самыми благими целями. Западное общество позволяет каждому найти себе цель по вкусу, лишь бы не во вред остальным. Православная парадигма убеждена, что определение цели для всех - исключительная прерогатива общества, а уж что останется (если останется) можно подбросить индивидууму. Общество старается быть в "кишках и яйцах" у каждого со своей целью и своими идеалами. А страшнее всего не казаться рабами в чьих-то глазах, а быть ими на самом деле иа гордо носить свои рабские ошейники. Но опять же снимать ошейники больно и хлопотно, лучше замаскировать их под ожерелья и считать, что с рабством покончено.

"Однако: идея, не подразумевающая цели производительной деятельности, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО обречена оказаться не более чем очередным призывом увольнять, сажать или резать по какому-нибудь из хорошо нам известных признаков: национальному, классовому, имущественному, образовательному и т. д.

К тому же: материальное производство, ориентированное на удовлетворение биологических, а не ментальных потребностей, универсально, оно - для всех, и в нем в принципе могут быть заинтересованы все, вне зависимости от убеждений, образования, партийной или конфессиональной принадлежности и т. д. Одухотворенное же не животной целью материальное производство всегда оставит незаинтересованными тех, для кого данная цель не является ценной.

Те, кто сейчас жаждет для России национальной идеи, должны отдавать себе отчет, что, если таковая идея и впрямь народится, российское общество в той или иной степени вновь должно будет стать идеократичным."

Никакая нынешняя российская идея не является производительной; стало почему-то модно считать, что лишь окончательное уничтожение чеченцев восстановит доблесть российской армии, славу российской промышленности, гордость российского гражданина. Не слишком ли много надежд на один, пусть и не самый приятный, народ?!а И думать нужно не об Идее производства, а о производителе как таковом - дать ему дышать и работать, а не заставлять размышлять о цели и смыслеа производственной деятельности. Но ведь на фоне этой работы еще контрастнее будет выделяться бездеятельность остальных... Поэтому на идеологии (или идеократии) и дальше экономить не будем. Она и хлещет:

"...ничего иного, менее материального и утилитарного, эти духовные преемники великих гангстеров и истребителей индейцев придумать наверняка окажутся не в состоянии." И далее: "В семидесятых, знаете, мы торчали в очередях, но взахлеб спорили о внеземной жизни, о кварках, о темпоральных спиралях... Не за деньги, а потому, что нам это было интересно, интереснее очередей! А, скажем, американцы, которые не торчали в очередях, непринужденные беседы за коктейлями вели в лучшем случае о спорте - какая же все-таки команда какую отлупит в будущую среду, "Железные Бизоны" или, понимаете, "Бешеные крокодилы"."

Эк приложили басурман-американцев - вульгарные и безмозглые бандиты с большой дороги, не то, что россияне - все как на подбор львы толстые, федоры достоевские и владимиры короленки в белых одеждах и с пальмовой ветвью. Они, сволочи только о футболе, а мы о глобальных вопросах Бытия. А Народ вокруг стоял, замерши от благоговения, и внимал, по традиции -а безмолвно. А в душе прям-таки кипело - от восторга, разумеется, что такая-де у нас интелихенция - гнилая, да смышленая. Тридцать тысяч одних слушателей...а Дали б только посеять нашенское разумное, доброе и вечное - счастья потом бы не обобрались. Если б дожили, если б не тот самый Народ, что без злобы, просто по привычной пьянке, "розочкой" в параднома ...

Назад  В начало  Вперед


 
  
НАЗАД   В НАЧАЛО
ПОСЛАТЬ ПИСЬМО