Reklama.Ru. The Banner Network.
Журнал научной фантастики и фэнтези ''активная ОРГАНИКА'' Оглавление Назад Вперед Русская Фантастика
 
Разборки

ПЕННЫЙ КАРАВАЙ, или Космонавтика по Olegu Igorewitsu

П.Макаров

 

О.Дивов, «Лучший экипаж Солнечной»
Москва, ЭКСМО, 1998


 

«Меня вообще ДЕТАЛИ нашего «завтра» волнуют мало»
О.Дивов (из предисловия)

А вот еще один пример так называемой современной научной фантастики. Отечественной. Я даже и не знаю, что сказать. Это уже начинает напоминать, как раньше писали пародии на неумелых писателей: «Иван Грозный выпил полный жбан пенного каравая...» или «Молодой охотник оделся в ярангу, обул на ноги нарты и вышел из юрты в буранную ночь - на охоту». Настолько не интересуют О.Дивова ДЕТАЛИ, ну уж настолько!..

Судите сами.

Двадцать какой-то век. Человечество на девяносто восемь процентов вымерло в результате ядерной войны и наступившей вслед за тем ядерной зимы. С момента катаклизма минуло сто лет. И какой итог?

Численность населения Земли - 100 000 000 (подчеркиваю: сто миллионов человек), напрягаемых остаточной радиоактивностью и отсутствием пищи. Но при этом Земля ухитряется иметь «небольшой» космофлот численностью более ста боевых кораблей. Способных свободно оперировать в пределах Солнечной системы. Притом что каждый корабль в среднем размеры имеет в километр. И Земля эти корабли активно использует в войнах с Марсом, Венерой, с пиратами в поясе астероидов.

Напоминаю: население Земли - после всепланетной ядерной катастрофы - сто миллионов человек. Это означает, что каждый миллион из этих ста, включая глубоких стариков и грудных младенцев, строит и содержит здоровенный космический корабль, размерами... Тьфу ты, даже и не подберешь сразу пример - такие огромные дуры! Ну, скажем, как три-четыре атомных авианосца «Нимитц». Как минимум. Мегадестроер, например, раз в десять больше будет.

Далее. Угроза Чужих.

Ох уж эти Чужие! (Не те самые, а просто какие-то неизвестные). Многие годы вовсю летают по всей Солнечной системе на своих нуль-Т-звездолетах, делают все, что им заблагорассудится, и вообще, судя по всему, давно чувствуют себя здесь как дома. И вдруг - возникает угроза захвата ими Солнечной системы. С чего вдруг? И почему у Дивова Чужих все считают однозначно чудовищами-захватчиками, если на протяжении всего действия их не только никто не видел, но они даже и пальцем никого не тронули?

ДЕТАЛЕЙ, о которых Дивов так небрежно упомянул в прологе, оказалось слишком много. И разбросаны они по всей книге со щедростью необычайной. Собственно после этого я уже не столько читал, сколько выискивал, открывая наугад, всякие несуразные места.

Вот например. Страница 73. Автор совершенно походя представляет субмарину, экранированную от радарного обнаружения. Под водой! Но как раз радары-то в водной среде и не действуют! У подводников используется другая, акустическая аппаратура. И с экранировкой там дело обстоит совсем иначе. Если обстоит вообще.

Или вот страница 109. Герой выходит в открытый космос, «зажав между колен маневровый пистолет»! Одна только эта фраза для более-менее грамотного человека может уже сказать об авторе все. Даже в реальной космонавтике от маневрового пистолета отказались. Еще в шестидесятые годы. Отчего, думаете, что на «Мире», что на «шаттлах» имеются «летающие кресла»?

Если кто все же не понял, то поясняю. Встаньте на скейтборд (роликовую доску). Удерживайте равновесие в таком состоянии. Удержали? А теперь возьмите в руки дробовик и, стреляя из него, попробуйте ехать за счет отдачи. Далеко ли уедете?

Далее, страница 385. «Места дикие, топопривязки никакой»... После чего наши герои, не моргнув глазом, сажают на это абсолютно неизвестное им место целую эскадру кораблей - штук пятнадцать вроде, - из которых самый маленький весит минимум тысячу тонн. Помните фильм Эльдара Рязанова «Итальянцы в России»? Как там снималась сцена посадки самолета на минское, кажется, шоссе? Снимали все в аэропорту. Поскольку даже такой небольшой аппарат, как Ту-134 - «актером» выступал этот самолет, - на шоссе сесть не мог. Проваливался. А он, если я ничего не путаю, и сотни тонн не весит.

Или вот еще, страница 92: «сквозная пробоина». Простите, это как? Если пробоина - это и значит насквозь! Причем я понимаю еще, если бы пробоина была навылет, через оба борта. Так нет же, один только! Одним кулаком затыкал смер-ртельную дырку д-р Вернер.

И это еще не самые дикие несуразности. Их действительно можно признать мелкими на фоне устройства тамошней космонавтики. Последнее автор описывает с такой последовательной небрежностью к ДЕТАЛЯМ, что я просто не могу удержаться и не упомянуть кое-что.

Например, конструкцию космического корабля. Он из двух корпусов. Внутреннего и внешнего. В целом красивой сигарообразной формы. Внешний корпус вращается для создания земной (я подчеркиваю: земной) силы тяжести. Внутренний корпус неподвижен. Там невесомость, реактор, стыковочные узлы, отражатели главных двигателей, лазерные пушки. Понятно, что стрелять с неподвижной оси удобнее.

Отличная идея! Вот только возникают сразу же несколько мелких «но», которые автор нечувствительно отбросил, согласно заявленным принципам. И оказался таким образом в положении царя Ивана Грозного, выпивающего каравай.

При такой схеме создания искусственной тяжести полом служит внутренняя поверхность внешнего корпуса. Но - только до момента включения тех самых главных двигателей. После чего пол моментально окажется стеной. А стены - полом. Как это должно сказываться на персонажах? А никак. Даже при номинальной шестикратной перегрузке - автор не мелочится! - герои преспокойно продолжают ходить все по тем же широким и прямым коридорам, по которым передвигались до начала движения. Но даже несмотря на применение автором специальных противоперегрузочных костюмов, позволяющих ходить аж при двенадцати «же», в подобное верится с трудом. Что, костюмы эти еще и по стенке гулять позволяют?

Кстати, насчет широких и прямых коридоров. Узнается космический корабль из американского фильма. Особенно - просторные вентиляционные шахты, по которым свободно может ползать человек (или Чужой). На самом же деле, при диаметре внешнего корпуса того же «Тушканчика» что-то порядка тридцати метров никаких прямых коридоров не будет. Экипажу предстанут круто изогнутые трубы, передвигаться по которым - при таких радиусах и скоростях вращения корпуса, сила-то тяжести, напоминаю, земная! - окажется настолько обременительно из-за эффекта Кориолиса, что людям будет уже не до huja в бассейне. А то и вообще не до ведения боевых действий. Поскольку все слягут с расстройством вестибулярного аппарата.

Интересно? И это далеко не все заморочки, возникающие только от одного небрежного замечания автора о способах создания искусственной тяжести на борту. Елки-палки! Если уж приспичило изображать звездолеты в американском стиле, так хотя бы и изображай их по-американски! То есть без технических подробностей, которых не знаешь. У той же Буджолд все эти ее космические корабли - точно тот же самый бред, что и у Дивова. Но - читается! Поскольку просто-напросто Луизе Макмастер не взбрело в голову объяснять устройство всей этой машинерии. Корабли, двигатели, катера - и все. А как оно там работает - да какое кому дело? Главное, что написано интересно. Дивов, кстати, имел шансы написать по уровню нечто подобное. Вот только сам же все и испортил. Правильно сказано в одной старой книге: не будьте слишком умными, но будьте умными в меру.

Прямо, кстати, как про наших писателей-фантастов. С позволения сказать. А то что-то после мартьяновского десанта русских Чужих еще одна почти такая же по безграмотности книжка - это уже как-то не в жилу. Тем более обидно, что О.Дивов в сравнении с упомянутым Мартьяновым все-таки явно пишет куда лучше. Остается надеяться только, что впоследствии перед публикацией он будет прочитывать рукопись. Тогда вполне можно станет читать. Поскольку несмотря на все брюзжание прочитанное мне в чем-то даже и понравилось. По крайней мере язык, как и было обещано, звучит достаточно колоритно.

Вот на этом я, пожалуй, и закончу свою затянувшуюся инвективу. В слабой надежде, что не придется больше читать подобной «Лучшему экипажу...» лапши. Вот только, честно говоря, верится мне в это с большим трудом.

П.Макаров, 05.12.98


Журнал научной фантастики и фэнтези ''активная ОРГАНИКА'' Журнал научной фантастики и фэнтези ''активная ОРГАНИКА''
  RB2 Network    RB2 Network
НАЗАД  ВПЕРЕД   ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОСЛАТЬ ПИСЬМО