Интервью белорусскому изданию

От: Boxa [boxa@mksat.net]
Отправлено: 27 августа 2000 г. 11:52
Кому: Denis Lavnikevich
Тема: RE: XXXXXXXX

   Вы себя считаете фантастом с каким уклоном — в фэнтэзи или в киберпанк?
   Трудно сказать. Я писал и киберпанк, и фэнтези, и космическую оперу, и шпионский боевик, и новеллизировал компьютерную игру. Все мои романы непохожи друг на друга. Одно и то же писать скучно, вот и ищу что-то новенькое. Сам себя отношу к русским киберпанкам, но русский киберпанк совершенно непохож на западный по ряду причин. Свои идеи относительно этого вопроса я изложил в статье «Киберпанк для русских и нерусских». Впрочем, личина русского киберпанка вовсе не мешает мне иногда погружаться в миры меча и колдовства.

   Почему Вы начали писать в жанре «киберпанк»?
   В принципе, все написанное фантастами — зачастую то, что они не дочитали по той или иной причине. После прочтения Гибсона и Суэнвика появились «Сердца и моторы» и «Техник Большого Киева». Наверное, это попытка взглянуть на проблему со своей точки зрения и переосмыслить все, с чем не согласен у мэтров.

   Какое из Ваших произведений нравится Вам самому больше всего?
   Романы: «Техник Большого Киева» и «Смерть или слава»;
   Повести: «Монастырь Эстебан Бланкес» и «Год жизни»;
   Согласны ли Вы с тем, что «Сердца и моторы» выполнены по всем канонам Уильяма Гибсона, причем настолько, что разницы почти не заметно (во всяком случае, многие так считают)?
   Я не думаю, что каноны киберпанка возможно сформулировать окончательно и бесповоротно. Границы жанра никем не обозначены. Да, «Сердца и моторы» я писал под сильным влиянием «Нейроманта», это факт бесспорный. Что же касается разницы — Гибсон пока известен неизмеримо лучше, чем Васильев. Пока нам не тягаться — весовые категории разные.

   Ваши герои и герои Лукьяненко иногда пересекаются, а теперь вы еще и работаете вместе. Как это произошло?
   Мы с Сергеем давние и добрые друзья. Собственно, мы вместе начинали. Вместе ездили на первые семинары — в Свердловск, Дубулты, дважды — в Ялту, в Тирасполь. естественно, что мы делились идеями и замыслами. Иногда что-нибудь придумывали вместе. Пересечение романов «Лабиринт отражений» и «Сердца и моторы» было оговорено заранее; в процессе написания мы несколько раз менялись готовыми кусками текста. Сейчас я пишу завершение истории, изложенной в «Сердцах и моторах». Там непременно будет пересечение с «Фальшивыми зеркалами». Традиции нельзя нарушать. :) Что же касается «Дозоров», то мне в свое время очень понравился «Ночной дозор». Настолько понравился, что по прочтении я просто сел и написал кусок от лица Темных. Потом поделился своими идеями с Сергеем. А когда он и сам дозрел до второй книги, он вспомнил обо мне и предложил написать ее вместе, потому что сам он однозначно Светлый. По-моему, получилось неплохо.

   Как вы относитесь к критике и даже пренебрежению со стороны таких деятелей Рунета как, скажем, Алексей Андреев?
   А кто такой Алексей Андреев? Первый раз слышу это имя. К критике я отношусь с интересом, но проблема в том, что у нас ее практически нет. Не считать же критикой «исследования» таких деятелей как Лурье или Владимирский — эти персонажи не критикой занимаются, а демонстрацией своего ума и начитанности, да еще прямым подхалимажем. До сих пор мне встретился единственный критик, который исследует собственно произведение — это Виталий Каплан.

   Если не секрет, какая из Ваших книг разошлась наибольшим тиражом?
   «Смерть или слава» — 7 тысяч плюс две допечатки по 5 тысяч.
   «Волчья натура» — 13 тысяч плюс 5 тысяч.
   «Клинки» — 12 тысяч плюс 7 тысяч.
   «Идущие в Ночь» — 10 тысяч плюс 8 тысяч.
   Но благодаря соавторству с Лукьяненко чемпионом является все же «Дневной Дозор» — там только начальный тираж составил 35 тысяч, а сколько было допечаток, я даже не знаю.

   Ваши произведения выложены в свободном доступе в интернете на Вашем собственном сайте и на многих других. Как к этому относятся издатели, и не мешает ли такой подход коммерческому распространению Ваших книг?
   В свободном доступе лежат только старые вещи, причем, с разрешения издателя. Только самое новье представлено фрагментами. Мало-помалу издатель дает «добро» на выкладывание полных вариантов. К примеру, «Черная эстафета» вышла осенью 99-го года, а в начале лета 2000-го уже появилась в сети целиком. В целом же выкладывание текстов в сеть, на мой, взгляд только способствует продажам книг. По сути, это бесплатная реклама. Кроме того, есть ведь масса людей, которым не нравятся мои книги. Ознакомившись с текстами из инета, они не потратят зря деньги.

   Как Вы относитесь к такому явлению как Сетература?
   Нормально. Любой теперь может выложить тексты в сеть, и их прочтут люди. Это именно то, чего не хватало пишущим и не публикующимся писателям вплоть до последних лет десяти.

   Интернет — каким Вы видите его будущее, ближайшее и отдаленное?
   Удел прогнозов — не сбываться. Технологии развиваются столь стремительно, что новинки устаревают в момент появления. Единственное, в чем я уверен — что компьютер и сеть вскоре вберут в себя телевидение, связь и даже управление бытовыми приборами. Все это срастется в единую систему. Но как именно это произойдет в реальности — откуда мне знать?

   А как, по-вашему, будет развиваться жанр «киберпанк»?
   Киберпанк вряд ли будет развиваться. Киберпанк мертв. По крайней мере, так утверждает один из отцов-основателей Брюс Стерлинг. И я это слышал непосредственно от него, поэтому речи об «испорченном телефоне» быть не может.

   Какому жанру Вы будете отдавать предпочтение в дальнейшем?
   Всем, кроме скучного :))

   И какие книги нам стоит ждать от Вас в будущем?
   Для АСТ в серию «Звездный лабиринт» я готовлю роман, выросший из повести «Два шага на Данкартен». Еще одну книгу составят «Сердца и моторы» и продолжение, называющееся «Горячий старт». И, наконец, издатель требует космическую оперу, условно именуемую «Смерть или слава-2», но вряд ли это будет прямое продолжение. Это — самые ближайшие планы. А дальше я стараюсь не заглядывать: дело в том, что фантасты — на самом деле самые закоренелые реалисты в этом мире.






Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
© Владимир Н. Васильев, 1999-2001
© «Русская фантастика». Гл. редактор Дмитрий Ватолин, 1999-2001
© Vict0r, дизайн, верстка, поддержка, 2000-2001
Любые материалы с этой страницы не могут быть использованы без разрешения авторов или издателей.