Курьер SF Авторы и издатели Премии и призы Рецензии Гостевая книга События Фантастика в кино Фантастика в сети Фантастика в периодике de visu Архив
Русская Фантастика

  События

     Скончался Александр Казанцев

   Советской фантастики больше нет



Александр Казанцев, 1981 год13 сентября 2002 года на своей даче в Переделкино скончался один из известнейших отечественных фантастов советской эпохи Александр Петрович Казанцев.

Александр Казанцев родился 2 сентября 1906 года в Акмолинске. Окончил Томский технологический институт, работал инженером-механиком на Белорецком металлургическом заводе, затем занялся изобретательством и перешел на работу во Всесоюзный научно-исследовательский институт электромеханики. В фантастике дебютировал в 1936 году, заняв 1-е место на конкурсе киносценариев с написанным вместе с И.С.Шапиро фантастичечским сценарием "Аренида", позже переработанным в роман "Пылающий остров".

Публикация романа (в 1040-1941 годах его печатала "Пионерская правда") стала для Казанцева началом 60-летней литературной карьеры. Уже в 1941 году появляется в печати фрагмент его романа "Арктический мост" (полностью опубликован 1946), в 1952 году издается "Мол "Северный" (1952; переработан в 1956 году в роман "Полярная мечта", а в 1970 - в роман "Подводное солнце"), а в 1964 году - "Льды возвращаются". Казанцев очень точно и совершенно буквально воспринял эстетические и идеологические установки того времени и его романы идеально соотвествовали "линии партии". В значительной степени именно они сформировали базис так называемой "фантастики ближнего прицела" и "антиимпериалистической" фантастики. Роман "Внуки Марса" (1963), был экранизирован Павлом Клушанцевым в 1962 году.

Уже в 1960-е годы проза Александра Казанцева стала выглядеть архаичной по сравнению с произведениями авторов, начавших публиковаться после выхода революционной "Туманности Андромеды" Ивана Ефремова. Казанцев чувствовал происходящие в литературе изменения, но смириться с ними не мог, а потому занял позицию активного консерватизма, которой последовательно придерживался всю оставшуюся жизнь. В его критике и публицистике произведения других авторов часто рассматриваются с позиций соответствия "линии партии", что в те времена могло послужить поводом для идеологических репрессий против критикуемых.

Возвращение Казанцева к активной литературной работе состоялось в начале 1970-х, когда режим Брежнева уже вполне утвердился и "оттепель" 60-х годов была окончательно затоптана. В этот период им написаны романы "Сильнее времени" (1973), "Фаэты" (1974), "Купол Надежды" (1980), которые заметно архаичны по стилистике и наивны по языку, однако по-прежнему строго выдержаны с идеологической точки зрения. В это время выходят несколько собраний сочинений Казанцева, а сам он становится одним из активных "моторов" так называемой "молодогвардейской" школы (ныне частично слившейся с чисто коммерческой фантастикой, что иначе как иронию судьбы воспринять трудно).

В 1981 году Казанцев публикует автобиографию "Пунктир воспоминаний" - весьма характерный документ, по которому можно вполне составить представление о том, какую роль отводил себе писатель в истории науки и литературы. В том же 1981 году за вклад в развитие фантастики Казанцев был удостоен премии "Аэлита".

В 1980-е годы Александр Казанцев издает романы о Пьере Ферма "Острее шпаги" (1984), и о Сирано де Бержераке "Клокочущая пустота" (1986), где пытается соединить свои обычные фантастические идеи с антуражем "мушкетерского" исторического романа. Произведения следующих лет вполне укладываются в уже освоенные им темы - это трилогия коммунистических утопий "Тайна нуля", "Донкихоты Вселенной" и "Спустя тысячелетие" (переизданы в 1997 году), дилогия "Иномиры" (1997) и историко-фантастическая дилогия "Звезда Нострадамуса" (2000). В 2001 году издан также фантастико-автобиографический роман "Фантаст", написанный в соавторстве с Никитой Казанцевым.

Роль Александра Казанцева в истории отечественной фантастики многократно подвергалась крайне резким оценкам, как этическим, так и эстетическим, однако невозможно отрицать, что его ранние книги стали заметными вехами в развитии русской НФ.

 
 
Р У С С К А Я    Ф А Н Т А С Т И К А:
Курьер SF: | события | премии | авторы | кино | периодика | сеть | De Visu | рецензии | гостевая книга | архив

© 2000-2001 Материал: Сергей Бережной
Верстка, подготовка: Маевский Дмитрий, Павел Петриенко
© 2000 Рисунки: Дмитрий Ватолин, Алексей Андреев.