1990 год

Андрей ЛЕГОСТАЕВ

ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ФЭНЗИНКОН

Любители фантастики (фэны) за рубежом, и в первую очередь в США, стали объединяться в клубы очень давно, еще в тридцатых годах. И одним из видов деятельности клубов любителей фантастики стал выпуск любительских журналов -- фэнзинов -- изданий, посвященных вопросам фантастики и фэндвижения. На сегодняшний день в мире выпускается великое множество фэнзинов -- очень разных, как по направленности, так и по полиграфии, оформлению, объему и тиражу. Многие любительские журналы со временем перешли в профессиональные, многотиражные издания.

В нашей стране клубы любителей фантастики появились в семидесятых годах. Примерно тогда же, как реакция на отсутствие профессионального специализированного журнала фантастики и уродливую издательскую политику, в некоторых клубах начали выпускаться фэнзины. Представляли они собой альманахи фантастических произведений местных авторов, отпечатанные на машинке тиражом от одного до десяти экземпляров. Выходили эти альманахи редко, крайне нерегулярно и особого влияния на развитие движения оказать не могли.

Благодаря Перестройке в последние два года ситуация резко изменилась. Появились регулярно выходящие фэнзины и число их по стране постоянно растет. По-прежнему они отпечатаны на машинке (или набраны на компьютере), но теперь размножаются на светокопировальных аппаратах тиражом до двухсот экземпляров. Движение фэнзинов набирает силу и возникла необходимость проведения совещания представителей фэнзинов -- хотя бы чтобы познакомиться и поделиться опытом.

Первый всесоюзный семинар по фэн-прессе состоялся в Ленинграде. Он проходил 2-3 февраля этого года в здании Дворца Молодежи и был организован Ленинградским ОК ВЛКСМ, клубом любителей фантастики "МИФ-XX" и Всесоюзным Советом КЛФ.

Семинар проходил в исключительно серьезной, рабочей обстановке, что для съездов любителей фантастики довольно большая редкость. Несколько дней редакторы фэнзинов, как уже известных, так и только еще готовящихся к выпуску первого номера, рассказывали друг другу о своих изданиях, трудностях и планах на будущее.

На открытии семинара речь шла о готовящихся профессиональных многотиражных альманахах (в перспективе -- журналах) фантастики.

Первым взял слово ленинградский фантаст Андрей Измайлов -- ответственный секретарь альманаха "МИФ" ("Мир и Фантастика"). Он рассказал, что первый выпуск альманаха планируется в июле. Главный редактор "МИФа" -- писатель-фантаст Борис Натанович Стругацкий. Планируются публикации высокохудожественных произведений фантастики, а также критики и публицистики. Как ответственный секретарь альманаха, Андрей Измайлов объявил, что ищет новые имена и, соответственно, качественные произведения фантастики. Если кто считает, что у него написано именно такое произведение, то пусть высылает рукопись на имя Б.Н.Стругацкого в Ленинградский Дом Писателя. Но Измайлов еще раз напомнил, что альманах намерен публиковать только высокохудожественные произведения и попросил, чтобы авторы пожалели его время и как следует подумали, достойно ли их творение публикации в этом альманахе.

Андрей Чертков из Севастополя -- главный редактор фэнзина "Оверсан" -- рассказал, что его журнал переходит на профессиональные рельсы и будет издаваться тиражом в 50 000 экземпляров. В отличие от фэнзина в нем будут публиковаться литературные произведения, которые покажутся редакции свежими и нестандартными, а также комиксы. Чтобы к "Оверсану" больше не возвращаться, скажем, что этот фэнзин, наравне с ленинградским "Измерением Ф" и краснодарской "Геей", был одним из первых периодических фэнзинов в стране. Фэнзин был посвящен вопросам фантастики и фэндвижения, литературных произведений не публиковал сознательно и принципиально, и сразу завоевал остротой и актуальностью публикаций популярность у фэнов. Добьется ли журнал в новой ипостаси такой популярности у широкого круга читателей, зависит только от редакции, но все присутствующие от души пожелали им удачи.

Москвич Дмитрий Байкалов сообщил, что литературный альманах фантастики готовится издавать в Москве известный фантаст Владимир Михайлов. Что-либо конкретное говорить пока еще рано, но ведется активная подготовка. Владимир Михайлов проявил себя как главный редактор в журнале "Даугава", за короткий срок сумев значительно увеличить число подписчиков.

Профессиональные альманахи (в перспективе -- журналы) фантастики готовятся также в других городах страны, но пока это все на стадии разработки.

Однако, вернемся непосредственно к фэнзинам. Рабочее заседание редакторов фэн-прессы началось с того, что критик из Саратова Роман Арбитман (член редколлегии фэнзина "АБС-Панорама") заявил, что издание фэнзинов в нынешней обстановке не имеет смысла -- самые сильные и крепкие журналы приобретают профессиональный статус, а остальные отомрут за ненадобностью, так как кто же будет приобретать достаточно дорогие, пусть и независимые, но с отвратительной полиграфией фэнзины, когда намечается к выпуску (он несколько раз постучал по дереву) столько профессиональных журналов фантастики. В результате довольно бурной дискуссии (к счастью, без применения физической силы) решили, что если фэнзины находят своего читателя, то они имеют право на существование и никто из присутствующих помешать этому не в силах. Слава богу. Успокоившись, встрепанные редакторы малой прессы поведали о своих фэнзинах.

"АБС-Панорама" из города Саратова, фэнзин по вопросам творчества братьев Стругацких. Вышло три номера, достаточно интересных и компетентных, чтобы журнал быстро завоевал популярность у многочисленных поклонников известных писателей. Главный редактор фэнзина Вадим Казаков, вкратце коснувшись проблем журнала, долго и вдохновенно рассказывал о планах издания. По его словам, материалов у них уже хватит до двухтысячного года -- очень интересного и даже сенсационного, так как братья Стругацкие любезно предоставили редакции возможность ознакомиться с их богатыми архивами. Возможно, со временем фэнзин перейдет на профессиональные рельсы.

А вот кто профессиональным (то есть многотиражным) не станет никогда, так это "рабоче-крестьянский, критико-радикальный, лапидарно-публицистический, неподцензурный, нерегулярный, неподкупный, неинформационный бюллетень по вопросам ФАНТАСТИКИ, ФЭНОВ, ФЭНЗИНОВ и ФЭН-ДОМА" фэнзин из Омска "СТРАЖ-ПТИЦА". Не потому, что стать профессиональным не может, а потому что не хочет. Так, во всяком случае, заявил его редактор Николай Горнов.

Фэнзин яркий, живой, юмористический (что видно из приведенного подзаголовка), но предназначен лишь для людей, хорошо знакомых с фэндвижением. Планы у фэнзина грандиозные, хотя и нерегулярные.

О военно-фантастическом ежегоднике "Бойцовый кот" рассказал его редактор Всеволод Мартыненко. Фэнзин прекрасно иллюстрирован, материалы написаны блестяще и очень компетентно. Так, к примеру, в первом номере, не отрицая бесспорных художественных достоинств фильмов Лукаса "Звездные войны", фэнзин подверг сокрушительной критике всю боевую технику и вооружение героев фильма. Хоть ежегодник и узко-специальный, но представляет интерес для самого широкого круга читателей. К сожалению, тираж у него, как и у всех фэнзинов, смехотворно мал. Жаль. К тому же, по словам редактора "Бойцового кота" второй выпуск будет интереснее первого.

Главный редактор фэнзина "Измерение-Ф" Андрей Николаев заявил, что издание не прекращает своего существования, а по вполне понятным причинам меняет название на "СИЗИФ", сохранив аббревиатуру прежнего имени в новом. Правда, со сменой названия несколько изменились объем и построение журнала, но сможет ли фэнзин сохранить и развить уже достигнутое, покажет только время.

Ю.Семецкий из Москвы рассказал о готовящемся к выпуску фэнзине "ТП", Владимир Шелухин из Николаева о своем международном фэнзине, посвященном литературе ужасов, но и не только ей, "МЭД ЛЭБ". Борис Завгородний из Волгограда поведал о планах фэнзина "Ветер времени". Ребята из Киева привезли новый фэнзин "Форт Мечты". В.Дорошин из Алма-Аты рассказал о готовящемся юмористическом фэнзине с типографской полиграфией, но с малым тиражом "ФЭН-Ю-ЗИНЕ".

На семинаре также проводилась секция редакторов газетных клубных листков фантастики, которым тоже было что обсудить. В работе семинара принимали участие критики и некоторые активные фэны из разных городов страны, которые выступили с достаточно интересными предложениями.

Семинар окончился и можно подводить итоги. Основная цель -- познакомиться -- достигнута. К сожалению, не все смогли приехать: не было представителей известного фэнзина "Гея" из Краснодара, не смогли присутствовать представители фэнзина "Иноземье" и газеты "ПИФ" из Свердловска и другие фэнзинеры, которым, наверняка, есть что сказать. Главное -- семинар состоялся и был полезен всем его участникам.

Андрей Чертков из "Оверсана" сказал: "Фактом истории фэнзины уже стали. Станут ли они фактом культуры -- пока неизвестно". Что ж, пожелаем им этого. Как говорится -- читайте, кто может.

 

Опубликовано в журнале "Измерение Ф" Выпуск второй (Информационно-литературный бюллетень ЦТМ ЛОК ВЛКСМ и КЛФ "МИФ-ХХ", редактор А.Согрин). 1990 г.

 


"Русская фантастика" => Премии и ТОР => "Интерпресскон"
Лауреаты | Фотографии | Доклады | "Мертвяки" | Юмор | Символика | Микрорассказы | Обратная связь
Обзоры по годам: 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |

© Общественное объединение "Интерпресскон"
Любое использование материалов сайта без согласия ОО "Интерпресскон" и/или авторов запрещается.
© Редакция раздела Александр Сидорович, Валерий Смолянинов, Константин Гришин, Дмитрий Ватолин.
© 2000 Графическое оформление, дизайн Алексей Андреев.
© 2000 Верстка, дизайн, программирование Дмитрий Ватолин, Константин Гришин, Сергей Кальницкий.
© Название премии "Бронзовая улитка" - Александр Сидорович, Андрей Николаев.
© Название конференции и премии "Интерпресскон" - Александр Сидорович.
© Название премии "Русская фантастика" - Дмитрий Ватолин.

 

каталог