1992 год

Сергей БЕРЕЖНОЙ

«СУШИТЕ ВЕСЛА, СЭР»

Как говаривал старый индеец Джо Большие Уши, там, где ничего не происходит, всегда что-нибудь случается. Индейцы — мудрый народ. Нынешний, третий по счету «Сидоркон» (9-13 февраля 1992 года, поселок Репино под Санкт-Петербургом, Дом творчества кинематографистов) был именно таким: при том, что ничего из ряда вон на нем так и не произошло (огнетушители были заблаговременно спрятаны), событий было вполне достаточно.

Первое и главное: наконец-то премия Бориса Стругацкого вручалась именно как премия — медного цвета литая статуэтка, изображающая улитку, ползущую туда, куда умный не пойдет. С нынешнего года премия называется «Бронзовая Улитка» и вручается за лучшие произведения года по трем категориям: произведение крупной формы, рассказ и non-fiction. В обширном вступительном слове Борис Натанович обрисовал нынешнее положение в русскоязычной фантастике (по его мнению, тут все относительно нормально, так как в 1991 году вышло много отличных произведений) и дал философское обоснование названия премии: улитка должна символизировать пусть медленное, но верное стремление к вершине Фудзиямы, символизирующей, в свою очередь, высоты духа и мысли. Злые языки в кулуарах, правда, отмечали неоднозначность символики: в живописи фламандцев, например, улитка символизирует присутствие Дьявола. Впрочем, подавляющее большинство на конвенции составляли атеисты, которые, к тому же, не являлись экспертами по живописи эпохи Возрождения. Поэтому название премии было принято как данность и, по всей видимости, без помех закрепится в сознании масс.

Особый интерес общественности вызвал тотализатор, организованный руководителем издательства «Terra Fantastica» Николаем Ютановым. По его данным, основными фаворитами на получение «Улитки» были "Любовь Зверя" А.Щеголева, "День бульдозериста" В.Пелевина и статья В.Рыбакова "Кот диктует про татар мемуар". Выводы, если хотите, сделаете сами.

В дальнейшем на «Интерпрессконе» участникам была предложена богатая программа, куда входили семинары издателей, переводчиков, книготорговцев и редакторов журналов, презентации спонсоров, беседы в кулуарах, завтраки, обеды, ужины и видеопросмотры. Следует отметить возросшую агрессивнюсть аудитории: за нетрадиционный подход к проблеме перевода докладчику Переслегину обещали оторвать голову (как вариант — горло перерезать). В кулуарах Святослав Логинов со вкусом описывал, как он намерен набить морду некоему киевскому редактору (фамилию этого редактора мы решили опустить — как говорится, во, избежание.), который так уредактировал его рассказы, что Логинову пришлось изымать их из уже ушедшего в типографию сборника.

Что же касается работы секций, то в этой области состоялись следующие мероприятия:

а) семинар по проблемам переводов и издания зарубежной фантастики, на котором выступили Н.Ютанов, М.Нахмансон и С.Переслегин — речь последнего вызвала у некоторых из присутствующих реакцию, о которой уже говорилось выше.

б) семинар по проблемам редактирования НФ-периодики, где блистали А.Николаев, А.Чертков и ваш покорный слуга. Был произведен отстрел центральных и периферийных журналов фантастики, ничуть им, впрочем, не повредивший, но зато потешивший самолюбие «экспэртов»;

в) семинар по литературоведческим вопросам — единоличным докладчиком был здесь Р.Арбитман, с удовольствием попинавший грязной обувью черносотенную столичную НФ-периодику.

Окромя того, состоялись презентации спонсоров — известной минской фирмы «Эридан» и московской кинокомпании «Русское кино». Первая обещала лет через пять издать трехтомную энциклопедию фантастики, вторая продемонстрировала невразумительные ошметки, не вошедшие в фильм "Детонатор", который кинокомпания намерена выпустить на экраны страны этим летом.

Что касается фэн-прессы, ради которой, собственно, и затевался самый первый «Сидоркон», то она, как выяснилось, переживает тяжелые времена. Рост стоимости тиражирования фэнзинов превзошел рост прожиточного минимума раза в три, что подкосило под корень всю нехитрую экономику фэнзинерского дела. Продолжает выходить только неубойная "Страж-птица" (в Репино были привезены машинописные копии номера 17 — причем в двух совершенно разных вариантах, каждый из которых стоил другого). Но если "Страж-птица" еще может существовать в машинописи, то, скажем, для "Оверсан-информа" это просто немыслимо. Поэтому, увы, выпуск "Информа" пришлось временно — до лучших времен (?) — заморозить. Подписчиков просят не беспокоиться: все последующие номера, на которые они подписались, будут им высылаться — естественно, по мере издания. Короче, фэнзинеры сушат весла.

Из официальной хроники. На «Интерпрессконе-92» помимо уже упоминавшихся лиц присутствовали и многие другие хорошие люди — в частности, Сергей Снегов, Владимир Михайлов, Ольга Ларионова, Андрей Лазарчук, Борис Штерн, Эдуард Геворкян, Владимир Покровский, Андрей Столяров, Вячеслав Рыбаков, Андрей Балабуха, Александр Щербаков, Виталий Бугров, Лев Вершинин. Особо следует отметить первый «выход в люди» Виктора Пелевина — по мнению многих читателей он стал главной сенсацией отечественной фантастики в прошлом году. Фэны как класс Пелевину не понравились, так что в дальнейшем, он, скорее всего, не будет баловать конвенты своим присутствием.

Помимо писателей по зданию разгуливали также издатели, редакторы, критики, переводчики, художники, книготорговцы, фэнзинеры и фэны — причем многие счастливо сочетали в себе одновременно разные ипостаси. Помимо просто фэнов присутствовали и фэны из группы «Людены» (кстати, кое-кто бросил клич о создании оппозиционной фэн-команды «Мертвяки», каковой клич, как ни странно, был активно поддержан). География участников тоже вполне соответствовала названию конференции, ибо иностранцев было полно — из таких независимых государств, как Украина, Молдова, Беларусь, Латвия, Казахстан, а также Болгария (редактор издательства «Орфия» Ивайло Рунев).

Из кулуарной хроники. В Доме творчества кинематографистов обнаружился неплохой бар — хороший кофе за два с полтиной (рекомендую — дешево и сердито), финская и немецкая разновидности водки «Распутин» по триста колов за бутыль. Ходили слухи, что в первый день в баре было шампанское и широкий ассортимент коктейлей. Проверить это оказалось невозможно: не то фэны подмели все вчистую, не то персонал попрятал все под прилавок, дабы кинематографистам осталось хоть что-нибудь. И вообще: то, что было в баре, ни в какое сравнение не шло с тем, что было привезено с собой. По мнению джентльменов из «Русского кино», фэны перепили даже киношников. Джентльменов успокаивали: на самом деле, в Репино все очень-очень по-деловому, а вот на прошлой «Аэлите»... Киношники завистливо вздыхали и не верили.

Как и в прошлом году, конвенцию снимало «Пятое колесо». Впрочем, если строго следовать фактам, камеры были направлены в основном на Столярова. Мэтр представлял зрителям молодых авторов (Лазарчука, Штерна, Успенского, Веллера) и загадочно обещал сделать революцию в отечественной — а может и не только отечественной — фантастике.

Следует также отметить большую работу по организации конвента, которая была проделана всеми теми, кем она была проделана.

Спасибо им большое.


"Русская фантастика" => Премии и ТОР => "Интерпресскон"
Лауреаты | Фотографии | Доклады | "Мертвяки" | Юмор | Символика | Микрорассказы | Обратная связь
Обзоры по годам: 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |

© Общественное объединение "Интерпресскон"
Любое использование материалов сайта без согласия ОО "Интерпресскон" и/или авторов запрещается.
© Редакция раздела Александр Сидорович, Валерий Смолянинов, Константин Гришин, Дмитрий Ватолин.
© 2000 Графическое оформление, дизайн Алексей Андреев.
© 2000 Верстка, дизайн, программирование Дмитрий Ватолин, Константин Гришин, Сергей Кальницкий.
© Название премии "Бронзовая улитка" - Александр Сидорович, Андрей Николаев.
© Название конференции и премии "Интерпресскон" - Александр Сидорович.
© Название премии "Русская фантастика" - Дмитрий Ватолин.