ДОКЛАДЫ

Сергей БЕРЕЖНОЙ

В ПОГОНЕ ЗА ОТСУТСТВУЮЩИМ ЛИДЕРОМ

Фантастика - существенная часть рынка коммерческого книгоиздания. В континентальной Европе и Японии подавляющую часть рынка фантастики составляют переводы с английского (некоторое исключение представляет собой Польша). В России до последнего времени наблюдалась совершенно аналогичная ситуация. Однако бурное развитие книгоиздания в начале девяностых годов привело к насыщению книжного рынка книгами практически всех жанров, кроме отечественной фантастики. Многие крупные издательства почувствовав, что спрос на детективы и женские романы стабилизировался, обращают внимание на отечественную фантастику. Однако по-настоящему массовой книжной серии отечественной фантастики на рынке до сих пор нет.

Одними из первых попыток такого рода ы 1995 году были серии московского "Локида" и нижегородской "Параллели". Ни одна из этих серии не дотягивает по количеству книг до параметров массовой, однако их появление послужило катализатором того, что торговцы начали выделять на лотках специальные зоны под отечественную фантастику, что свидетельствует о готовности рынка принять более крупные дозы отечественной фантастики. В настоящее время известно по крайней мере несколько крупных проектов по изданию серий отечественной фантастики. Существенным является то, что можно выделить два основных подхода в формировании серий отечественной фантастики. Подход первый - "рыночный" - предполагает выпуск фантастики, ориентированной на сложившуюся аудиторию читателей детективов и женских романов.

Теоретически подход этот полностью оправдан, однако на практике неизбежно выяснится, что фантастика ввиду своей специфики требует специфической аудитории. Подход второй - "тусовочный" - подразумевает, что основу серии составят книги, которые хорошо будут приняты референтной группой "Интерпресскона". Расчет строится на том, что мнение узкотусовочное способно определенным образом воздействовать на мнение широкой аудитории. Обоснованность этого расчета вызывает некоторые сомнения.

Скорее всего истина находится посередине. Пока же крупные издательства соревнуются друг с другом при практически полном отсутствии лидера.


"Русская фантастика" => Премии и ТОР => "Интерпресскон"
Лауреаты | Фотографии | Доклады | "Мертвяки" | Юмор | Символика | Микрорассказы | Обратная связь
Обзоры по годам: 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |

© Общественное объединение "Интерпресскон"
Любое использование материалов сайта без согласия ОО "Интерпресскон" и/или авторов запрещается.
© Редакция раздела Александр Сидорович, Валерий Смолянинов, Константин Гришин, Дмитрий Ватолин.
© 2000 Графическое оформление, дизайн Алексей Андреев.
© 2000 Верстка, дизайн, программирование Дмитрий Ватолин, Константин Гришин, Сергей Кальницкий.
© Название премии "Бронзовая улитка" - Александр Сидорович, Андрей Николаев.
© Название конференции и премии "Интерпресскон" - Александр Сидорович.
© Название премии "Русская фантастика" - Дмитрий Ватолин.