1998 год

Ник РИМЕР

ИНТЕРПРЕССКОН-98: НАПРАВЛЕНИЕ ДОРОГИ

Вероятно, в истории развития практически любой конвенции, возникшей на территории бывшего СССР вокруг тех или иных литературных премий, можно выделить три основных этапа. На первом этапе участников конвенции, помимо неизбежного кулуарного общения волнует в первую очередь сам приз. Кто, за что и как его получит, какие слова при этом будут сказаны и жесты сделаны, как и почему распределятся голоса... Порой невручение обещанного приза или вручение, но "не тому, кому надо", может вызвать искреннюю обиду у значительной части участников. Начинаются закулисные интриги, попытки дворцового переворота... Даже если на этом этапе сделать количество премий практически неограниченным, как поступил, например, оргкомитет "Фанкона-97", обиженные и забытые все равно найдутся. Короче говоря, это очень сложный, нервный и безумно интересный период жизни всякой конвенции. Своеобразная юность, когда каждому до всего есть дело.

Второй этап знаменателен тем, что на нем сама премия и все с ней связанное постепенно отходит в тень, превращаясь в своеобразный символ, служащий главным образом для того, чтобы подчеркивать отличия данной конвенции от остальных мероприятий того же класса. На этом этапе глубоко переживать факт получения-неполучения премии тем или иным автором может только человек, лично в этом заинтересованный. Для остальных же участников конвенции в этот -- зрелый -- период жизни наибольший интерес помимо кулуарного общения представляют, как это ни странно звучит, мероприятия, официально подготовленные устроителями конвенции. Диапазон этих мероприятий может быть чрезвычайно широк -- от традиционных докладов и до не менее традиционного, но уже в другой аудитории "менестрельника". Конвенция жива до тех пор, пока происходящее на ней не теряет налета новизны и необычности, не превращается в серую рутину как для устроителей, так и для гостей. Праздник фантастики должен оставаться праздником. Питерские и московские фэны и писатели, составляющие значительную часть завсегдатаев конов, и без того достаточно часто видятся друг с другом. Хорошая же конвенция, по идее, должна задевать какие-то дополнительные струнки...

И, наконец, финальный этап существования кона характерен тем, что на задний план тут отходят как сами премии, так и мероприятия, подготовленные устроителями (подготовленные, как правило, "для галочки", прафромы ради), а основное место стихийно занимает то самое "общение в кулуарах", мрачное и глухое -- как получилось, например, на последней "Аэлите".

Судя по всему, "Интерпресскон" уже миновал "юношеский" этап своего существования, а период угасания, как хотелось бы надеяться, для него еще не наступил. Полагаю, далеко не все участники конвенции смогут быстро и без запинки перечислить лауреатов "Бронзовой Улитки" и "Интерпресскона" этого года, но доклады Святослава Логинова, Сергея Переслегина и Николая Романецкого, доклады живые и острые, вызывавшие традиционно горячую дискуссию, наверняка врезались в память многим. А кто сможет забыть "Гимн Интерпресскона", исполненный Евгением Лукиным на церемонии торжественного открытия!

То, что конвенция вошла наконец в полосу стабильности, подтверждает и тот факт, что в этом году "Интерпресскон" уже в третий (!) раз проводился в одном и том же месте -- в пансионате МО РФ "Разлив" что в поселке Разлив. Правда, когда во время финального банкета в столовой прохудилась крыша, и вода начала заливать пол в полуметре от почетного гостя конвента, Гарри Гаррисона, зазвучали голоса что, мол, за те же деньги можно было снять что-то поприличнее. Доля истины в этих высказываниях есть: сегодня конвенция по оргвзносу почти догнала "Странник", превратившись в своего рода "элитную" по уровню доступности (а точнее -- недоступности) для рядового фэна, но по степени комфортности, признаем честно, сильно уступает своему конкуренту. Однако все мы прекрасно знаем, что устроители -- и Александр Сидорович в первую очередь, -- делают все от них зависящее, и не нам, гостям, предъявлять претензии относительно уровня комфорта и качества питания к хозяевам праздника. На "Зиланте", скажем, участники вообще спят на матах в школьных спортзалах, что не мешает конвенции оставаться самой массовой и весьма увлекательной. В конце концов, не для того ведь на конвенты ездим! Спать и есть в любом случае комфортнее всего дома...

А о том, что конвенция на сей раз удалась на наш взгляд не хуже, а возможно даже и лучше, чем в предыдущем году, говорит уже хотя бы количество и качество интересных и содержательных докладов, часть из которых мы представляем вашему вниманию ниже.

(с) "Анизотропное Шоссе", 2, июнь 1998 г.

 


"Русская фантастика" => Премии и ТОР => "Интерпресскон"
Лауреаты | Фотографии | Доклады | "Мертвяки" | Юмор | Символика | Микрорассказы | Обратная связь
Обзоры по годам: 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |

© Общественное объединение "Интерпресскон"
Любое использование материалов сайта без согласия ОО "Интерпресскон" и/или авторов запрещается.
© Редакция раздела Александр Сидорович, Валерий Смолянинов, Константин Гришин, Дмитрий Ватолин.
© 2000 Графическое оформление, дизайн Алексей Андреев.
© 2000 Верстка, дизайн, программирование Дмитрий Ватолин, Константин Гришин, Сергей Кальницкий.
© Название премии "Бронзовая улитка" - Александр Сидорович, Андрей Николаев.
© Название конференции и премии "Интерпресскон" - Александр Сидорович.
© Название премии "Русская фантастика" - Дмитрий Ватолин.