2000 год

Анастасия МОНАСТЫРСКАЯ

БРЕМЯ УЧЕНИКОВ

Лет десять-пятнадцать назад одним из негласных правил хорошего тона считалась любовь к фантастике. В кулуарных разговорах это придавало интеллектуальный вес; в беседах на кухнях -задушевность. Люди часами перебрасывались любимыми цитатами, рассуждали о параллельных мирах и мечтали хотя бы раз увидеть живого классика.

Теперь времена изменились. Хорошая фантастика превратилась в фэите-зи. Очередная коммерческая водна открыла шлюз для молодых писателей, готовых в неограниченных количествах поставлять на рынок литературные суррогаты. И у них есть на то серьезное оправдание - армия фэнов. Армия, которая диктует свои условия...

 

В СВОБОДНОЙ ФОРМЕ

Говорят, что каждый второй читатель мечтает высказать писателю все, что он думает о его творчестве. Питерским фэнам в этом отношении повезло как никому другому. У них есть "Интерпресскон" -конгресс писателей и любителей фантастики, который, по традиции, происходит каждый год в начале мая. 11 лет назад его впервый раз провел Александр Сидорович.

Обычно на него съезжаются фантасты и фэны со всего бывшего Союза. Бывают и именитые гости из дальнего зарубежья. К примеру, как-то "Интерпресскон" посетил автор "Стальной крысы" Гарри Гаррисон. Целей и намерений у "Интер-пресскона" несколько, но все они, как и водится, благие. Во-первых, жюри подводит литературные итоги очередного года, после чего отличившихся на фронтах отечественной фантастики награждают премией "Бронзовая улитка". Ее, как правило, вручает Борис Стругацкий. Денежного эквивалента, кстати сказать, эта премия не имеет. Победителю в номинации достаются почет, моральное удовлетворение и крепкое рукопожатие Бориса Натановича, что тоже, как подумаешь, немаловажно. Номинаций, по которым оцениваются литературные и прочие достижения, девять:

- крупная форма;

- средняя форма;

- малая форма;

- сверхмалая форма;

- критика, публицистика;

- издательство года;

- художник (обложка);

- художник (иллюстрация)

- и, наконец, дебют.

После торжественно-застольной части желающие обмениваются наболевшими соображениями по поводу издательской и литературной деятельности, делают доклады (к примеру, о разновидностях европейских вампиров) и, между делом, устанавливают новые деловые контакты. Но все же это не главное. Главное на "Интерпрессконе" - это общение. По мысли организаторов, "общение во всех его формах и проявлениях".

А форм и проявлений, как показывает практика, здесь встречается, немало.

 

ПОСМОТРИ В ГЛАЗА ЧУДОВИЩ

Отправляясь на "Интерпресскон", я готовилась воочию увидеть пару-тройку живых классиков и даже, если повезет, задать им пару не очень глупых вопросов. Однако на всех этажах зеленогорского пансионата "Белое солнце", где, собственно, и происходил "кон", писателей почти не наблюдалось. То ли они предпочитали культурно отдыхать в номерах, то ли, напротив, отправились подальше от суеты подышать свежим воздухом на Финский залив. Неизвестно. А вот фэнов оказалось несоизмеримо больше. Можно сказать, что на одного писателя приходилось человек двадцать его почитателей, которые явно чувствовали себя хозяевами положения. Фэны были везде. В буфете, где коктейли "бурый и белый мишка" поглощались в неограниченных количествах. В коридорах, где шел чемпионат по кегельбану. В качестве шаров здесь использовали апельсины, предусмотрительно не съеденные во время обеда. Роль кеглей исполняли бутылки из-под шампанского и пива. Было очень весело. Литераторы жались по стеночкам и галантно извинялись:

- Простите, можно пройти?

Фэны отвечали жестко и категорично:

- Ходют тут всякие, отдыхать мешают...

Либо откровенно критиковали:

- Проходи уж, просвет не загораживай...

И выпускали вслед ядовитую стрелу:

- Чукча не читатель, чукча писатель.

К третьему дню фэны настолько осмелели, что, встретив очередного мэтра фантастики в неформальной обстановке, в особо доходчивых формах пытались ему объяснить, что в последнем романе тот был явно не прав:

- Ты сам посуди, какую лабуду написал. Никто ничего не понял. Вот я, к примеру, не понял. Я - твой читатель. А не понял. Писать нужно лучше. Ладно, иди, кофе, что ли, принеси...

И ведь приносили.

Во время одного из докладов у присутствующих в зале ненавязчиво спросили: "Товарищи фэны! А писатели-то вам вообще нужны или как?" Оказалось, что как.

 

О ЗДОРОВЕННЫХ ДЕВУШКАХ И МАЛЕНЬКИХ ДРАКОНАХ

В прошлом году Гарри Гаррисон, отвечая на вопрос о своей нелюбви к фэнтези как таковой, приблизительно сказал следующее:

"Фэнтези в последнее время пишется слишком много и уровень жанра съехал, что называется, "от дебила к дебилу". Мне такое положение вещей активно не нравится. Я имею в виду фэнтези, где героини - здоровенные и крутобедрые девушки - отчаянно и успешно бьются с драконами..." Ему же принадлежит и высказывание, что "фэнтези - это сорт литературы, которую тупые писатели пишут для тупых читателей и которая издается тупыми издателями".

Эта точка зрения в свое время вызвала бурю негодования. Дескать, что заморский гость понимает в российской душе, жажде приключений, которую мы впитываем с молоком матери и книжкой Толкина?! Понимает. Скажу больше, что сегодня, прочитав немало саг о битвах с драконами и попойках, а также "насладившись" кулуарным общением с любителями этого жанра, соглашусь с мистером Гаррисоном безоговорочно. Жанр действительно вымирает. Тому поспособствовало немало факторов. Но прежде всего в этом повинна наша жажда суррогата. Не бывает плохих романов, есть литература и все остальное.

Литература сегодня - явление элитарное. А элита нынче не в моде.

Некоторое время назад одно из уважаемых питерских изданий опубликовало краткую справку о том, как нужно писать дамские романы. Ознакомившись с ней, понимаешь, что такую книжицу в общем-то может написать любой, кто сносно владеет русским языком и умеет набирать тексты на компьютере. В отношении фэнтези сложилась точно такая же ситуация. Авторы, специализирующиеся в этом жанре, давно выработали для себя определенные критерии, по которым и создаются их нетленные творения. Вот некоторые из правил написания романа в стиле фэнтези:

- читатель должен ассоциировать себя с главным героем;

- быть в чем-либо виновным и тем самым спровоцировать дальнейшие мытарства и странствования. Из цикла: "Пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что"...

- немного ужасов, немного симпатичной нечисти, придурковатый, но верный спутник - и в целом опус готов.

То, что он нечитабелен, неважно: в красивой упаковке сегодня можно продать все или почти все.

 

А ДАЛЬШЕ КРИЗИС?!

Хотя проблема в общем-то заключается не в этом. Дело в другом. В том, что вкус у той публики, которая увлекается подобным жанром, год от года становится все хуже. Да и хорошие талантливые вещи не так уж часто увидишь на городских книжных развалах...

Отношение фэнов к писателям - разговор особый. Если хотите, это лакмусовая бумажка, благодаря которой складывается вся картинка. С трудом верится, что несколько лет назад какой-нибудь "зеленый" юнец-сочинитель осмелился бы послать, скажем, Бориса Стругацкого за кофе или сигаретами. Да еще бы попенял мэтру за нерасторопность. Если так и дальше пойдет, что за подобным прецедентом дело не станет. Все предпосылки уже есть.

Впрочем, фэны бывают разные. Среди них встречаются милейшие, талантливые люди, которые не мыслят себя вне этого литературного круга. Но есть и другие - ощущающие себя центром Вселенной. "Я прочитал. Мне не понравилось, значит - это дерьмо". К сожалению, последних гораздо больше. Перспективы такой ситуации? Как говорят англичане, "It depends", как карты лягут. Возможно, такая ситуация продлится еще какое-то время, а затем интересные и душевные "Интерпрессконы" сами собой сойдут на нет. И не потому, что не будет интересных и талантливых романов, рассказов. И не потому, что не окажется спонсоров (а их и сейчас мало). А потому, что на такие мероприятия будут приезжать, увы, одни только фэны. фэны, критикующие современную литературу, фэны, предлагающие пути выхода из кризиса. Как говорится, верхи не могут, низы не хотят. А что дальше?

 

Не так давно на книжном рынке стартовал и почти сразу же финишировал новый проект - "Время учеников". В этих книгах ученики патриарха отечественной фантастики - Бориса Стругацкого - предлагают продолжение произведений Стругацкого. Но, как известно, в 99% случаев любое продолжение бывает гораздо хуже. Посмотрим.

А в заключение хочется привести отрывок из одного интервью Бориса Стругацкого: "Читая книгу, я прежде всего определяю, есть ли сцепление между этой литературой и жизнью. Когда мне попадается "Маленькая барабанщица" Ле Карре, передо мной кусок, ломоть жизни. Я с ней не знаком, я только понаслышке знаю об этом страшном мире разведок-контрразведок. Но всеми фибрами своей души ощущаю - это реальность. Эта реальность цепляет меня своими ядовитыми коготками и отравляет мою душу - я болею этой книгой, и я называю эту книгу настоящей. К сожалению, сплошь и рядом существуют книги, которые по всем канонам являются реалистичными, даже бытовыми, но они меня... не цепляют".

Добавить нечего...

 

(с) "Секретные Материалы" №10(29) июнь 2000 (Санкт-Петербург)

 


"Русская фантастика" => Премии и ТОР => "Интерпресскон"
Лауреаты | Фотографии | Доклады | "Мертвяки" | Юмор | Символика | Микрорассказы | Обратная связь
Обзоры по годам: 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |

© Общественное объединение "Интерпресскон"
Любое использование материалов сайта без согласия ОО "Интерпресскон" и/или авторов запрещается.
© Редакция раздела Александр Сидорович, Валерий Смолянинов, Константин Гришин, Дмитрий Ватолин.
© 2000 Графическое оформление, дизайн Алексей Андреев.
© 2000 Верстка, дизайн, программирование Дмитрий Ватолин, Константин Гришин, Сергей Кальницкий.
© Название премии "Бронзовая улитка" - Александр Сидорович, Андрей Николаев.
© Название конференции и премии "Интерпресскон" - Александр Сидорович.
© Название премии "Русская фантастика" - Дмитрий Ватолин.