Мы усилия утроим,
Построение устроим,
Мы пройдём железным строем
Накануне перед боем.
Пусть не кажется порою,
Что сражаться будет просто.
Мы нормальные герои
Очень маленького роста.
Андрей Макаревич
Вот и закончился очередной “Интерпресскон”. Доклады прочитаны, премии получены, водка выпита. Участники разъехались довольные друг другом и в той или иной степени довольные организаторами. Об “Интерпрессконе-2000” ещё будет сказано и написано немало, и я тоже, вспоминая эту конференцию, поговорил бы о куда более интересных вещах, однако уже который год беспокоит меня одна незатейливая и довольно странная мыслишка. Три года я старался не думать на эту тему;мне казалось, что выступать с подобным требованием, мягко говоря, неуместно — в конце концов каждый из нас вправе сам выяснять свои отношения с моралью и этикой. И не мне, наверное, указывать более зрелым товарищам, где они садятся в лужу. Однако три года прошли, но почему-то ни у кого, кроме меня, существующее положение вещей не вызывает ни вопросов, ни нареканий. Поэтому молчать я больше не хочу. И не буду.
Речь идёт о премии “Интерпресскон”, вручаемой по номинации “Сверхкороткий рассказ”. Я помню, как задумывалась эта номинация, какие надежды на неё возлагались, какое оживление весть о её учреждении вызвала в среде начинающих и малоизвестных авторов. Святослав Логинов, ставший инициатором новой номинации, и более того, согласившийся тащить на себе груз ответственности по заполнению её текстами и фамилиями, руководствовался исключительно благими намерениями. С одной стороны, появление номинации способствовало возрождению такой редкой на сегодня формы как фантастическая миниатюра. С другой — у молодых авторов появился шанс не только продемонстрировать публике, что и они, молодые авторы, на что-то способны, но и реально привлечь внимание потенциальных издателей к своей скромной тусовке. А уж если премию получишь!..
Сергей Бережной в одной из статей высказался, что, возможно, именно номинация “Сверхкороткий рассказ” вызовет самые бурные страсти. С этим предположением трудно было не согласиться. Ведь, согласно статистике, начинающих авторов всегда намного больше, чем именитых (в процессе становления происходит естественный отбор), а значит, и поле для столкновения интересов шире, чем в “больших” номинациях. Кроме того, путь к “Бронзовой улитке”, “Интерпресскону”, “Страннику” и даже к “Старту” тернист и многотруден — в то время как получить престижную премию в “укороченном” варианте может теоретически любой небесталанный и достаточно амбициозный молодой человек.
Вообще же новая премия выглядела наиболее демократичной. В самом деле, гости конвента имели возможность не только проголосовать, но и познакомиться прямо на месте с текстами тех, за кого голосуют. Ни для кого не секрет, что очень часто достойные почестей и наград произведения проходят незамеченными публикой по причине “неангажированности” их авторов и малой доступности некоторых книг. Положение как-то может исправить Борис Стругацкий, внимательно следящий за литературным процессом и отвечающий сразу за две премии: “Бронзовая улитка” и “АБС”. Но и выбор Бориса Натановича часто критикуется теми, кто полагает, что мнение одного-единственного человека — это всего лишь частное мнение, и оно априори не может быть объективным. Таким образом, номинация “Сверхкороткий рассказ” является уникальной в своём роде и отвечает самым жёстким требованиям самых придирчивых критиков.
Но недолго музыка играла. Уже на второй год (а был это “Интерпресскон-98”) в номинации “Сверхкороткий рассказ” было не протолкнуться от именитых и удостоенных многочисленными премиями авторов (Святослав Логинов, Сергей Лукьяненко, Генри Лайон Олди), сразу же ставшими фаворитами. О молодёжи и демократии никто больше не вспоминал — игра пошла по крупному.
В тот год я отказался предоставить оргкомитету один из своих микро-рассказов для участия в номинации, мотивировав это тем, что у меня уже есть собственная книга, а следовательно, я не считаю возможным соревноваться и мешать тем, у кого эти книги выйдут ещё очень не скоро. На это мне было заявлено, что я, сволочь и эгоист, думаю только о себе, а на жанр сверхкороткого рассказа мне наплевать. Вняв этим аргументам и пребывая в некоторой растерянности, на “Интерпрессконе-99” я всё-таки выдвинул на соискание премии “Интерпресскон” свой рассказ “Контрабандисты”, но с тем же успехом мог этого и не делать. Шансов не было ни у меня, ни у кого другого, потому что в номинации снова присутствовали наши “звёздные” авторы: Александр Громов, Г.Л,Олди и Андрей Валентинов. И только на четвёртый год до меня дошло (каюсь, непростительно медленно), что можно способствовать пробуждения интереса к сверхкороткой форме, не лишая молодёжь последней надежды быть когда-нибудь замеченной и отмеченной. Достаточно подписать очередной свой рассказ псевдонимом и не раскрывать инкогнито никому — даже ближайшим родственникам. Так я и поступил на “Интерпрессконе-2000”. Впрочем, моя акция осталась незамеченной, ведь и в этом году за право обладать миниатюрной статуэткой сражались такие гиганты как Марина и Сергей Дьяченко, Святослав Логинов и Евгений Лукин.
Я ни в коем случае не берусь утверждать, что рассказы, предложенные публике вышеперечисленными авторами, плохи. Наоборот, они очень хороши. Они действительно профессионально написаны — иначе и быть не может. Но, господа, а вам самим не странно и не стыдно участвовать в конкурсе, предназначенном для молодых? Ведь вы прекрасно знаете, как громкая фамилия способна заслонить любой художественный текст.
Да, конечно, нигде в правилах не записано, что автору, имеющему книги и премии, запрещено претендовать на “Интерпресскончик”. Но существуют ведь и неписанные правила. Правила, диктуемые элементарной этикой.
В следующем году я снова предложу Святославу Логинову фантастическую миниатюру для участия в номинации “Сверхкороткий рассказ”. И придумаю себе новый псевдоним...
А враги гора горою
Мимо нас глядят устало
Они вовсе не герои,
Но огромные, как скалы.
И холодные, как льдины,
Не воюют, а играют.
Мы бы всех их победили,
Только нас не замечают...