2000 год

Александр РОЙФЕ

ТЕМНАЯ НОЧЬ НАД "БЕЛЫМ СОЛНЦЕМ"
Готов ли "Интерпресскон" к конкуренции?

Фестивали — они как люди: рождаются, взрослеют, переживают взлеты и падения, по истечении отпущенного срока умирают. Таковы и фестивали фантастики (или, как их еще называют, конвенты), которые в мире проводятся с конца 40-х годов, а в нашей стране — с начала 80-х. Долгое время самым крутым российским коном была екатеринбургская (тогда — свердловская) “Аэлита”. Затем лидерство перешло к проводимому под Санкт-Петербургом “Интерпресскону”. Ныне пальма первенства принадлежит Конгрессу фантастов России “Странник”, с которым успешно соперничает Московский форум фантастов, организуемый под эгидой журнала “Если”. Именно эти мероприятия вызывают повышенный интерес поклонников жанра. Именно те премии, что на них вручаются, наиболее авторитетны и весомы на сегодняшний день. А как же прежние лидеры? Продолжают существовать. Но надо честно признать: продолжают во многом по инерции.

Ярким подтверждением этого тезиса стал фестиваль “Интерпресскон-2000”, прошедший в начале мая в пансионате “Белое солнце”, что рядом с Зеленогорском. Как человек, побывавший на последних семи “Интерпрессах”, утверждаю: таких организационных проколов на форуме не было еще никогда и никогда еще не были столь сомнительны его литературные итоги. Конечно, можно сослаться на “объективные причины” — на чемпионат мира по хоккею, который помешал забронировать достаточное количество номеров. Но против факта не пойдешь: уровень сервиса, мягко говоря, не соответствовал немаленькой сумме оргвзноса (как минимум 2000 рублей). Ну, хорошо, не будем мелочиться, в конце концов на фестиваль приезжают не ради комфорта, а ради разговора о литературе. Была ли она на “Интерпрессконе”? Да, была, но — в гомеопатических дозах. По сути, все свелось к нескольким докладам (Николай Романецкий подготовил классификацию персонажей-колдунов, Святослав Логинов — персонажей-вампиров, а Марина Дяченко рассортировала отечественных фантастов на “кошек” и “собак”). Что же касается традиционно вручаемых премий “Бронзовая Улитка” и “Интерпресскон”, то они, по большому счету, разочаровали.

Начнем с “Бронзовой Улитки” — личной премии Бориса Стругацкого. В нынешнем году мэтр не стал вручать ее собственноручно, а доверил это право Эдуарду Геворкяну. Произошло так потому, что Борис Натанович не смог приехать на кон, который всегда считался его “вотчиной”. Не берусь судить, отчего мастер остался дома, но в его отсутствие никто не сумел рационально объяснить, почему премия в номинации “Крупная форма” досталась пелевинскому “Generation “П” — по мнению многих, роману неудачному и насквозь конъюнктурному. А как относиться к выбору мэтра в номинации “Критика, публицистика”? Он наградил Вадима Казакова, Алексея Керзина и Юрия Флейшмана за библиографию произведений братьев Стругацких, опубликованную в двухтомной “Энциклопедии Стругацких”. То есть надо понимать, что в 1999 году это было лучшее критико-публицистическое произведение? Бог с ней, с этикой, но почему тогда не отметить “Энциклопедию...” целиком? Благо, в номинационном списке имелись обе названные позиции (вопиющая нелепость, которую сейчас, похоже, воспроизведут организаторы “Странника”). К счастью, лауреатами “Бронзовой Улитки” в остальных номинациях стали, вероятно, идеальные претенденты на эту награду — волгоградец Сергей Синякин, автор повести “Монах на краю Земли”, и волгоградец же Евгений Лукин, автор рассказа “В Стране Заходящего Солнца”. Кстати, в конце апреля оба они за те же самые произведения получили московский приз “Сигма-Ф”…

Однако пора переходить к премии “Интерпресскон”. Вручается она по результатам голосования участников фестиваля, но в мае 2000-го участником почему-то решили считать любого, кому довелось в урочный час оказаться рядом с местом раздачи бюллетеней (и таких “любых” приехало из Питера несколько десятков человек). В результате снизился профессиональный уровень голосующих, которые в основной своей массе ориентировались не на конкретные тексты, а на знакомые имена. Потому-то, думается, лучшим романом были названы “Фальшивые зеркала” Сергея Лукьяненко (далеко не самая сильная вещь талантливого московского фантаста), лучшей критико-публицистической работой — “Декрет об отмене истории” Евгения Лукина (произведение явно какого-то иного жанра), лучшим художником-графиком — Всеволод Мартыненко (к сожалению, почти ушедший из фантастики). И хотя прочие победители представляются менее спорными (ими снова оказались Синякин с Лукиным, а также автор обложек Анатолий Дубовик, дебютант Анна Ли, издательство “АСТ”), общего впечатления это, увы, не меняет.

Что будет с “Интерпрессконом” дальше? Разумеется, перспективы данного фестиваля в первую голову зависят от его организаторов. Им придется учесть и возросшую конкуренцию: помимо уже снискавших известность конвентов, в нынешнем году во второй раз состоится харьковский “Звездный мост” и дебютирует “Аэлита в Томске”. А в начале 2001-го планируется провести “Российский конвент” в Москве. Словом, любителям фантастики будет из чего выбирать.

 

(с) "Книжное обозрение", 2000 г.

 


"Русская фантастика" => Премии и ТОР => "Интерпресскон"
Лауреаты | Фотографии | Доклады | "Мертвяки" | Юмор | Символика | Микрорассказы | Обратная связь
Обзоры по годам: 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |

© Общественное объединение "Интерпресскон"
Любое использование материалов сайта без согласия ОО "Интерпресскон" и/или авторов запрещается.
© Редакция раздела Александр Сидорович, Валерий Смолянинов, Константин Гришин, Дмитрий Ватолин.
© 2000 Графическое оформление, дизайн Алексей Андреев.
© 2000 Верстка, дизайн, программирование Дмитрий Ватолин, Константин Гришин, Сергей Кальницкий.
© Название премии "Бронзовая улитка" - Александр Сидорович, Андрей Николаев.
© Название конференции и премии "Интерпресскон" - Александр Сидорович.
© Название премии "Русская фантастика" - Дмитрий Ватолин.