Империя не возродится

 

Сегодня на связи с БВИ — Кир Булычев. Вот уж кого, наверное, не надо широко представлять — его знают и взрослые, и дети. Знают по множеству «приключении Алисы Селезневой», героини мультфильма «Тайна третьей планеты» и телефильма «Гостья из будущего», по рассказам о Великом Гусляре, по многочисленным рассказам и более крупным произведениям. Поражает работоспособность писателя. А ведь Кир Булычев — не только фантаст. Под этим псевдонимом укрылся ученый, доктор исторических наук Игорь Всеволодович Можейко, автор ряда научных работ и исторических книг. Он даже попытался совместить эти две ипостаси — ученого и фантаста, и работает, над полноценной историей советской фантастики. А совсем недавно выступил в новом амплуа — как автор книги, нетрадиционных стихов и афоризмов «Что наша жизнь?». Книга эта заведомо обречена на «раритетность», если так можно выразиться, ведь она издана «иждивением автора в количестве 500 экземпляров, из которых 57 нумерованных». С любезного позволения автора мы знакомим наших читателей с некоторыми произведениями из этой книги, а также с двумя автошаржами Кира Булычева, выполненными им специально для странички «Большой Всепланетный Информаторий».

 

— Игорь Всеволодович, известно, что Вы работали в Индокитае, бывали в других заморских странах. А не доводилось ли Вам бывать в наших краях? Каковы Ваши впечатления (реальные или навеянные литературой, историей), представления о Хакасии или Сибири в целом?

 

— Я никогда не работал в Индокитае, а лишь в Бирме, которая входит в Юго-Восточную Азию, но никак не в Индокитай. В Сибири был мало, как-то удалось поездить по Бурятии, когда у нас там была конференция по буддизму, а в студенческие годы путешествовал по Горному Алтаю. Так что Хакасии, к сожалению, не знаю.

 

— Правомерно ли, на Ваш взгляд, проведение параллелей и аналогий сегодняшнего состояния нашей страны с какими-либо историческими событиями прошлого?

 

— Любой историк должен быть готов к проведению сравнительного анализа с прошлым, потому что исторические ситуации бывают схожими и знать, к чему они вели, полезно. Аналогий же в строгом смысле этого слова в истории не бывает — иначе была бы не история, а застывшая картинка. То есть — разрушение империй уже было не раз. И из этого опыта можно понять, что никому никогда не удавалось надолго и прочно собрать и восстановить империю которую держит воедино принцип господства центра, оправданный искусственной причиной (религией, идеей и т. д.). Следовательно, можно с большой долей вероятности допустить, что коммунистическая империя под названием Советский Союз не возродится. Но в какой форме не возродится и через какие этапы это пройдет — неизвестно.

 

— Продолжаете ли Вы работу над «Драматической историей советской фантастики»?

 

— Я написал книгу «Падчерица эпохи» — история советской фантастики 1917—1941 гг. Это первая часть истории ее вообще. Она должна была выйти в начале года в «Университетском» в Минске. Дошло дело до пленок, и теперь они отказываются издавать и предложили мне купить у них оригинал-макет. Может, я это сделаю, если «Хронос» согласится напечатать малый тираж — тысяч пять. Я даже согласен сделать это за свои деньги, хоть мне в этом году никто ничего не платит и все мои книги лежат по издательствам и ждут — то бумаги, то у моря погоды. А если и выходит что, то не платят денег. А если платят, то по нормам 1990 года — по 500 рублей за печатный лист. Так что у меня уже год лежат по издательствам неиздававшиеся: две детских книги, два историко-фантастических романа, один просто фантастический роман и две научно-популярно-фантастические книги, а также два сборника рассказов. Из них большая книга того, что я писал в стол раньше и не мог напечатать. Так что больше работать не хочется — нет смысла. Черт с ней, с фантастикой. Я не хочу быть графоманом в обстановке всеобщей свободы.

 

— Что, по-вашему, ждет нашу фантастику в ближайшем будущем?

 

— Ничего плохого для нашей фантастики в целом в ближайшее время я не вижу. Если идут сейчас собрания сочинений Снегова, Парнова, если Петухов и Малышев — великие писатели — значит, все в порядке. Ведь если звезды зажигают, значит это кому-то нужно? Мне жалко, правда, что не выдерживают конкуренции журналы и закисают. Держатся «Фантакрим-Мега» и «Четвертое измерение», выходит «Завтра» и графоманский бред Петухова в журнальной форме. А остальные мелькнут и исчезнут. А ведь так хотелось верить несколько лет назад, что — откройся цензурные рогатки, удивим мир! Оказалось, что мир обогнал нас настолько, что нам приходится делать вид, что собственная солома немногим уступает ихним компьютерам. На мой взгляд создалось удивительное положение: за последние пять лет — самых удивительных лет — в фантастике — собственно фантастике — возник лишь один талант — Пелевин. Интересные вещи писали «реалисты» — Петрушевская, Горенштейн и другие. А объединения, союзы, формирования — все эти «Румбы фантастики» или семинары — оказались пустоцветами. Почему — не знаю сам. Возможно, от посткомсомольских комплексов.

 


Кир Булычев -> [Библиография] [Книги] [Критика] [Интервью] [Иллюстрации] [Фотографии] [Фильмы]



Фантастика -> [ПИСАТЕЛИ] [Премии и ТОР] [Новости] [Фэндом] [Журналы] [Календарь] [Фотографии] [Книжная полка] [Ссылки]


(с) Кир Булычев, 1993.
(с) В. Борисов, 1993.
(с) "Абакан", 1993.
(с) Дизайн Дмитрий Ватолин, Михаил Манаков, 1998.
(с) Набор текста, верстка, подготовка Михаил Манаков, 1998-2007.
(с) Корректор Сергей Рабин, 2000.
Ваши замечания и предложения оставляйте в Гостевой книге
Тексты произведений, статей, интервью, библиографии, рисунки и другие материалы
НЕ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ без согласия авторов и издателей.