Интервью с писателями

Чарльз БРАУН

"Реальных конкурентов у нас нет"

 
Беседа с редактором журнала "Локус" состоялась на "Страннике-97" и была опубликована в газете "Книжное обозрение".
 
— Когда и кем был основан журнал "Локус"?
— Это случилось тридцать лет назад. Я и несколько моих приятелей начали выпускать одностраничный фэнзин, который назывался "Локус".
— Вы думали тогда, что он станет ведущим изданием, посвященным научной фантастике и фэнтези?
— Нет. Я был обычным фэном. А что делают фэны? Они издают фэнзины. Но развивался фантастический жанр, и журнал развивался вместе с ним. В конце 60-х в Соединенных Штатах издавалось около 80 книг НФ и фэнтези в год. Сейчас эта цифра достигла 1800.
— В своем выступлении перед участниками фестиваля "Странник" вы сказали, что вам по душе научная фантастика о ближайшем будущем. Считаете ли вы возможным использовать страницы журнала не только для объективных обзоров, но и для пропаганды того направления, которое вам нравится?
— Ни в коем случае. Одна из главных причин успеха "Локуса" заключается в том, что для журнала все направления в фантастике "равноценны". Между прочим, у нас практически нет отрицательных рецензий на книги. И не потому, что мы хотим печатать одни хвалебные, а потому, что мы пытаемся писать лишь о тех произведениях, которые, на наш взгляд, этого заслуживают. Книг-то выпускается очень много, и задача журнала — объяснять подписчику, какие из них стоит читать.
— Кто же отбирает такие произведения?
— У нас шесть обозревателей, мы предлагаем им книги, и они вольны взять любые. Единственное условие: они берутся писать только о том, что их заинтересовало.
— Насколько известен "Локус" американским издателям? Считается ли он влиятельным в этих кругах?
— Да. Издатели размещают у нас рекламу, присылают книги, которые мы заказываем. А также регулярно дают самую подробую информацию о своих планах.
— Выступая здесь, вы упомянули нескольких фантастов — в частности, Дэна Симмонса, Кима Стэнли Робинсона. Это ведущие авторы, по вашему мнению?
— Ну, научная фантастика очень разнообразна, и сложно сказать, кто является ведущим. Многие продают свои книги большими тиражами, но что из этого следует? Если судить по количеству раскупленных экземпляров, то в лидерах окажутся выпуски "Звездного пути" и "Звездных войн". Однако давайте разделять два понятия — "кассовые" авторы и авторы, творчество которых имеет значение для НФ. Вот, к примеру, австралиец Грег Иган. Его книги продаются не слишком хорошо, тем не менее я уверен, что он — один из тех, кто определяет лицо современной фантастики. И некоторые издательства готовы выпускать его произведения, даже если они плохо расходятся.
— В "Локусе" существует международный раздел, где печатаются сообщения из разных стран. Но отдельные корреспонденции из России были, увы, неточны...
— Это неизбежно. Любые сообщения содержат какие-то ошибки, с любым корреспондентом у меня рано или поздно возникает спор. Но если статья представляется мне разумной, я все равно ее напечатаю. Много лет назад мы спросили у читателей, каким бы они хотели видеть журнал. И оказалось, что материалы из-за рубежа и длинные обзоры им были не нужны. Посмотрев на их ответы, я подумал: это совсем не то, чем хотел бы заниматься я. Мне стало ясно, что "Локус" в первую очередь должен удовлетворять меня самого.
— Можно ли сформулировать девиз журнала так: "Вся возможная информация о фантастике — на наших страницах"?
— Нет. Мы не ставим перед собой задачу собрать всю возможную информацию, поскольку на нас накладывают ограничения коммерческие соображения. Чтобы журнал был успешным, его не следует делать слишком толстым. Каждый месяц мне приходится выбирать, какую информацию поставить, а какую нет. Никогда еще так не случалось, чтобы мы печатали все, что есть на руках.
— Что-то просто идет в отходы?
— О, мы вынуждены отказываться от многих вещей. "Локус" не пишет о кино, не пишет о комиксах...
— На страницах журнала нередко встречается термин "media related books" (имеются в виду романизации кинофильмов, компьютерных игр и т.п.). Рассматриваете ли вы подобные книги как литературу второго сорта?
— Вообще-то мы романизации не рецензируем, а только упоминаем о них. И у меня нет по этому поводу какого-то мнения, потому что я такую литературу не читаю. Мне просто хотелось бы информировать читателей о тех книгах, которые я высоко ценю. Иногда в журнал приходят письма от писателей, настаивающих, чтобы мы написали об их произведениях. Эти произведения сразу же отправляются в мусорную корзину.
— Что ж, сурово, но справедливо. И вполне логично для ведущего фантастиковедческого издания. А есть ли у "Локуса" реальные конкуренты?
— По-моему, нет. Ну, разве что "интернетовский" бюллетень "SciFi Weekly". Кстати, я убежден, что будущее всех журналов (в том числе и нашего) — в "Интернете".
— Вы хотите сказать, что бумажный "Локус" прекратит свое существование?!
— О, совсем не хочу! На самом деле ситуация вот какая. Допустим, вы стремитесь получить полное представление о том, что происходит в научной фантастике. Тогда вам нужно, во-первых, прочитать традиционный "Локус", во-вторых, заглянуть на наш "интернетовский" сайт и, в-третьих, ознакомиться с электронным "Локусом", который поступает подписчикам каждую неделю. И все эти формы мы намерены только развивать...
— Я вижу на столе рядом с вами целую стопку компакт-дисков. Вы меломан?
— Я большой поклонник классической музыки.
 
Беседовал Александр РОЙФЕ
 

"Русская Фантастика" -> КЛФ газеты "Книжное обозрение" -> Между пространством и временем -> Беседа с Чарльзом БРАУНОМ

<

© "Книжное обозрение"
Любое использование материалов без согласия правообладателя ЗАПРЕЩАЕТСЯ
© Константин Гришин. Оформление, 1999-2000
© "Русская Фантастика". Редактор сервера Дмитрий Ватолин.
Редакторы страницы: Константин Гришин, Александр Ройфе
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!