Репортажи с конференций писателей и любителей фантастики

Гамадрилы против фантастики

В Екатеринбурге цирк популярнее литературы

 
Что такое фестиваль фантастики для провинциального российского города? Заметное событие культурной жизни? Да, безусловно. Предмет законной гордости? Можно сказать и так. А если этому фестивалю уже двадцать лет от роду? А если его история стала неотъемлемой частью истории самого города?..
Все сказанное выше имеет прямое отношение к фестивалю "Аэлита-2000", который с 30 марта по 1 апреля проходил в Екатеринбурге. Хотя нельзя сказать, чтобы местные власти уделили упомянутому форуму очень уж много внимания. Да, для мероприятий из программы "Аэлиты" был выделен один из лучших конференц-залов (в Библиотеке главы города). Да, церемония вручения наград состоялась не где-нибудь, а в Камерном театре, славном своими инсценировками сказок Бажова. Но полное отсутствие интереса со стороны официальных лиц?! Но "Дом колхозника", где планировалось поселить всех гостей, включая ряд известных писателей?!.. Впрочем, за все удачи и проколы в проведении фестиваля в первую очередь надо благодарить его непосредственных организаторов – редакцию журнала "Уральский следопыт" и КОСК "Россия".
Два слова об "Уральском следопыте". За год, минувший с прошлой "Аэлиты", в редакции журнала, некогда служившего связующим звеном между поклонниками фантастики со всего СССР, произошли большие перемены. Новый главный редактор Олег Водопьянов ввел жесткую структуру номеров, добился восстановления периодичности их выхода. В фантастическом блоке сегодня публикуется даже больше любопытных материалов, чем публиковалось совсем недавно (хотя литературная часть по-прежнему держится на повестях Крапивина). Однако... И стартовать, и возвращать утраченные позиции с 1700 экз. тиража очень трудно...
Но вернемся к фестивалю. Прошедшие в его рамках семинары оказались весьма полезными для их участников. На секции фантастиковедения спорили о месте критики в литературном процессе, на секции библиографии сетовали на сложности с изданием библиографических исследований, на секции фантастической прессы искали рецепт долголетия специализированного издания. Не исключено, что идеи, рожденные на семинарах, в скором времени выльются в конкретные дела.
Перед началом вручения премий
Официальным и эмоциональным "пиком" фестиваля, естественно, стало вручение наград. Большую "Аэлиту" (за вклад в фантастику) присудили одному из старейшин фантастического цеха России, петербургскому писателю Вадиму Сергеевичу Шефнеру; приз "Старт" (за лучший дебют) – Наталье Резановой из Нижнего Новгорода, автору книги "Последняя крепость". Премия им. И.Ефремова (за пропаганду НФ) досталась москвичке Нине Матвеевне Берковой, организатору легендарного Малеевского семинара. Наконец, премию им. В.Бугрова (за критико-библиографические работы) вручили постоянному автору "КО" Владимиру Гопману. В целом решение жюри можно охарактеризовать как дань уважения старшему поколению фантастов, на плечах которого все мы, нынешние, стоим...
Владимир Гопман
Под конец хотелось бы вновь обратиться к теме, с которой начался этот репортаж: занял ли фестиваль подобающее ему место – не в фантастике (это случилось уже давно), но в жизни горожан? Увы, их внимание поглотили другие развлечения: шоу мадагаскарских гамадрилов в местном цирке, выборы в областную думу (не могу не привести загадочный в политико-медицинском смысле плакат "Путин + Явлинский = Зяблицев"), чемпионат МВД РФ по пожарно-прикладному спорту. Кто-нибудь скажет: "Это естественно. Подлинное искусство не может соревноваться с балаганом". Но разве отсюда следует, что больше не нужно заниматься просветительством, не нужно пропагандировать лучшие образцы литературы, включая фантастику? Риторический вопрос!
 
Подготовил Александр РОЙФЕ
Фото В. Коблова
 

"Русская Фантастика" -> КЛФ газеты "Книжное обозрение" -> Конвенты -> Репортаж с "Аэлиты-2000"


© "Книжное обозрение"
Любое использование материалов без согласия правообладателя ЗАПРЕЩАЕТСЯ
© Константин Гришин. Оформление, 1999-2000
© "Русская Фантастика". Редактор сервера Дмитрий Ватолин.
Редакторы страницы: Константин Гришин, Александр Ройфе
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!