Статьи и рецензии

10 процентов 2000-го

Ретроспективный обзор зарубежной НФ

 
Известный и печальный закон Старджона устанавливает долю всего стоящего во всем сущем – 10 процентов. Эмпирическим подтверждением данного правила может служить простое перечисление переводных книг фантастического жанра, вышедших в 2000 году. К вящей славе отечественных издателей, помимо многочисленных поделок, чье основное достоинство заключается в возможности относительно честного отъема денег у населения, зарубежная фантастика была представлена и произведениями качественно иного уровня.
В начале прошлого года в серии "Золотая библиотека фантастики" (издательство "АСТ") увидела свет книга Вернора Винджа "Огонь над бездной", открывшая этого американского автора для нашего читателя. Знакомство оказалось предсказуемо удачным. Представленный роман, награжденный на родине писателя премиями "Хьюго" и "Небьюла", создан в жанре космической оперы. В орбиту действия вовлечены представители различных цивилизаций, разделенных не только пространством, но и временем, и на их долю выпадает сложнейшая задача по спасению галактики от смертельной опасности, исходящей с вселенских окраин. Вполне обыденный для жанра сюжетный посыл соседствует с достоверными характерами героев и тщательно прописанной картиной мира, основанной на неожиданной гипотезе об "анизотропном" строении Вселенной.
К сожалению, говорить о чем-то подобном применительно ко второй книге сериала не приходится. "Глубина в небе", сюжетно предваряющая события первого романа, во всем остальном, напротив, следует за ним, повторяя уже однажды отработанные композиционные и стилистические приемы. И на этот раз речь идет о сложном контакте между несколькими разумными расами (как на уровне цивилизаций, так и на уровне их отдельных представителей), только теперь место негуманоидных партнеров человека занимают не собакоподобные, а паукообразные создания. Вновь обращается Виндж и к полифонии взглядов и оценок при изображении событий разными персонажами, однако основным эффектом, достигаемым при этом, становится впечатление, что автор излишне многословен...
Впрочем, писатель вполне реабилитировал себя следующей книгой, также вышедшей в "Золотой библиотеке фантастики". Цикл "Сквозь время" можно условно отнести к упомянутой выше дилогии, с которой его объединяет идея об основополагающей роли информации в развитии цивилизации. В произведениях цикла рассказывается о судьбе человечества в информационную эру. Пережив многолетний застой в развитии (это случилось по вине всемирной хунты, организованной представителями научной элиты), человеческая цивилизация вскоре и вовсе исчезает, подвергнувшись не то губительному нападению инопланетян, не то загадочному по своей природе Своеобразию. Разобраться в том, что же все-таки произошло, пытаются те немногие выжившие, которые избежали Своеобразия, укрывшись в специальных "пузырях" или затерявшись в космосе. Помимо очевидных художественных достоинств, произведения цикла отличает научно обоснованный взгляд на эволюцию homo sapiens, который при желании можно рассматривать и в качестве футурологического прогноза.
Отечественному читателю выпала возможность познакомиться и с творчеством бывшей супруги Вернора Винджа. Издательство "Терра" в серии "Современная фантастика" выпустило в свет сериал Джоан Виндж о приключениях юноши по имени Кот. Здесь не раскрываются вселенские загадки, не строятся межзвездные империи, но большое внимание уделяется жизненному пути героя, становлению его личности. Что ж, обращение не к внешнему, а к внутреннему космосу человека – это характерная особенность женской прозы. А вот страницы, посвященные взаимодействию различных социумов и соприкосновению цивилизаций инопланетян-гидранов и людей, отсылают уже к научной ипостаси Виндж, антрополога по образованию. Профессиональные навыки автора явственно проступают в подробных и колоритных описаниях инопланетных миров...
Изданный ранее в той же серии роман главного проповедника американской фантастики Орсона Скотта Карда "Искупление Христофора Колумба" стал еще одним обращением к вопросам морали, на сей раз не столько в индивидуальной, сколько в общечеловеческой трактовке. Интрига "Искупления..." заключена в очередной попытке человечества спастись от гибели. Способ, который для этого избирают представители вырождающейся цивилизации, отличается радикализмом, а конкретнее, влечет за собой гибель, несуществование всех живущих ныне и многих живших в прошлом людей. Для создания дивного нового мира ученым необходимо "всего лишь" изменить ход истории. Размышления над этической стороной подобных действий и составляют ядро книги.
Читателю же, заинтересованному в более динамичном развитии сюжета, адресован "Ксеноцид" – третий из романов Карда об Эндере Уиггине, человеке и полководце (первые два – "Игра Эндера" и "Голос тех, кого нет"). Впрочем, и здесь, среди причудливых декораций в духе китайской культуры, на первое место выходят проблемы, которые волнуют рефлектирующих героев. Главной из них, как и первых книгах сериала, является угроза уничтожения целой планеты.
С проблемой иного свойства сталкиваются персонажи "хьюгоносного" произведения Грегори Бенфорда "Панорама времен", вышедшего в серии "Лауреаты премий "Хьюго" и "Небьюла"" (издательство "АСТ"). Спасение мира (опять!) от экологической катастрофы зависит от возможности ученых передать информацию в прошлое при помощи физических частиц – тахионов. Факт установления связи между двумя временами и оказывается единственной фантастической идеей в романе, которому свойствен своего рода "фантастический минимализм". Действительно, в остальном нарисованная Бенфордом картина вполне укладывается в рамки современной науки. В то же время в произведении неожиданно реалистично и достоверно рассказано о буднях ученых и их научном поиске...
Еще ближе к литературе "основного потока" роман Роберта Сойера "Смертельный эксперимент", в котором речь идет о спасении не человечества, но Человека, наличие души у которого, наконец, точно установлено и подтверждено опытным путем. Несмотря на сложную сюжетную конструкцию, вместившую в себя – наряду с человеческой душой – физическое бессмертие, компьютерных монстров и несколько убийств, интонация книги подчеркнуто обыденна, что создает впечатление реальности происходящего.
Напротив, невозможно уличить в реализме книги о "Мире Нового Солнца", которые принадлежат перу Джина Вулфа, одного из самых интеллектуальных авторов американской фантастики. Принадлежность произведений этого цикла (он выпущен издательством "ЭКСМО-Пресс" в серии "Знак Единорога") к фантастике или фэнтези может определить, сообразно своим предпочтениям, сам читатель: обе трактовки одинаково справедливы. Уникальность мира Нового Солнца обусловлена его истоками, отличными как от фантастической традиции экстраполировать в будущее современную технократическую цивилизацию, так и от фэнтезийной практики использовать мотивы кельтской или английской мифологий. Эта изощренная фантазия, богатая аллюзиями и аллегориями, отсылает скорее к Римской империи времен упадка...
Легко заметить, что большинство упомянутых здесь сочинений изданы на родине их авторов уже достаточно давно. Бесспорно, заполнять существующие пробелы в знаниях о фантастике прошлых лет необходимо. Но не менее важна информация о современном литературном процессе. Оперативное знакомство с зарубежными новинками жанра может сыграть свою роль не только в удовлетворении читательского интереса, но и в развитии отечественной НФ.
 
Сергей ШИКАРЕВ
 

"Русская Фантастика" -> КЛФ газеты "Книжное обозрение" -> Парад планет -> 10 процентов 2000-го


© "Книжное обозрение"
Любое использование материалов без согласия правообладателя ЗАПРЕЩАЕТСЯ
© Константин Гришин. Оформление, 1999-2000
© "Русская Фантастика". Редактор сервера Дмитрий Ватолин.
Редакторы страницы: Константин Гришин, Александр Ройфе
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!