Интервью:
Вопросы Г. Л. Олди от Яны Волковой (журнал "Музыкальный стиль", Украина, г. Харьков, декабрь 2007 г.)


 

            Вопросы Г. Л. Олди от Яны Волковой (журнал "Музыкальный стиль", Украина, г. Харьков, декабрь 2007 г.):

            1. У Вас вышло несколько дисков с музыкой на стихи из некоторых произведений. Кто участвовал в проекте и, конечно же, как появилась идея их создания? Где записывались? Кто играл и пел? Где можно купить? (К сожалению и в интернете и на вашем сайте немного информации на эту тему. Да и сами диски, откровенно говоря, в свободной продаже на глаза не попадались ни разу.)

            Олег Ладыженский: С вашего позволения, начну я. Я вырос в семье артистов, у моих родителей абсолютный слух (мне повезло меньше), отец играет на рояле и аккордеоне... Стоит ли удивляться, что и мне досталось: учился в музыкальной студии по классу фортепиано, в итоге выучился бренчать на гитаре и еще в школе стал исполнять свои стихи, как песни. Потом, работая режиссером, я вставлял "парня с гитарой" в спектакли, которые ставил, в которых играл... Так внезапно запели Король из пьесы Кривина "Когда Фея не любит" и Франсуа Вийон из "Жажды над ручьем" Эдлиса. Потом была работа над мюзиклом по пьесе Коростылева "Король Пиф-Паф, но не в этом дело" -- для него я писал тексты арий, дуэтов, речитативов, зонгов... И наконец у нас -- Олди -- начали издаваться книги...
Тут начались чудеса. С неподдельным интересом я узнал, что множество людей пишут музыку на мои стихи, а затем исполняют песни по городам и весям: Россия, Украина, Беларусь, Германия, Канада, США, Израиль... Однажды нам удалось собраться в харьковской студии звукозаписи "М-Арт" под руководством превосходного звукорежиссера и гитариста Сергея Кондратьева -- так началась серия аудио-дисков "Театр Г. Л. Олди". Принять участие, помимо певцов, захотели и музыканты: клавишник Алексей Горбов (Харьков), скрипач Алексей Дубовик (Киев) и другие. На сегодняшний день записаны четыре диска: "Я обещаю вам сады..." (2001), двойной альбом "Баллада двойников" (2003), а также "Баллада судьбы" (2005) -- куда вошло более восьмидесяти песен.
Более трети песен звучит в моем скромном исполнении. Много песен на стихи из романов "Я возьму сам" (касыды, газеллы...), "Маг в Законе" (романсы, баллады, "цыганочка"), "Песни Петера Сьлядека", "Путь Меча"... Также записывались Бронислава Громова (Харьков), Олег Попенко (Днепропетровск), Семен Ладыженский (Чикаго), Диана Коденко (Москва)... Диапазон самый широкий. От чисто бардовских вариантов -- гитара и голос, как поет Диана Коденко -- до сложнейших музыкальных аранжировок с участием хора, духовых, струнных, клавишных, дуэтов и тому подобного: "Аве Мария", "Тихая баллада", "Касыда о взятии Кабира", "Тоскливая", "Касыда последней любви". Две последние песни я исполняю дуэтом с Брониславой Громовой, женой моего соавтора, написавшей музыку.
Хотелось бы добавить, что в трех песнях стихи написал Семен Ладыженский, мой отец; одна песня -- на стихи Дмитрия Громова.

            Дмитрий Громов: Продолжу я, как один из создателей рок-оперы "Broken Сircle" (2004). Закончив в 1986 году ХПИ, я поступил на работу в ХНПО "Карбонат". Работа поначалу была -- не бей лежачего. И тут мне пришло в голову написать либретто рок-оперы по мотивам своего рассказа "Разорванный круг". Причем на английском языке! Теперь я понимаю, что несколько переоценил свой уровень владения английским, но тогда я был уверен в себе. За две недели я закончил работу: как положено, с сольными ариями, дуэтами, хорами, репризами... При этом у меня в голове все время звучала музыка. Я даже пометки в тексте делал: здесь предполагается инструментальная увертюра, здесь кода... Стихи ложились на мою внутреннюю мелодию, накладывались аранжировки, лирические сцены чередовались с трагическими, вступали различные инструменты...
Много позже, когда я услышал первую пробную запись инструментальной "минусовки" на мое либретто, я поразился: насколько точно композитор Алексей Горбов услышал звучавшую во мне музыку -- и сумел воплотить ее. Но до этого момента было еще далеко. Сначала я отдал либретто на "чистку" двум профессиональным переводчикам. Потом попытался договориться об исполнении со знакомыми рок-музыкантами, однако никто не взялся. Мол, сложно слишком: на английском, разнообразный вокал -- мужские партии, женские, хора...
И только в двухтысячных годах идею удалось реализовать полностью. Это действительно оказалось непросто. Рок-опера записывалась с 2002-го по 2004-ый год, но результат превзошел все мои ожидания: музыка, вокал, симфо-хард-роковый стиль исполнения -- все получилось даже лучше, чем я мог надеяться. Спасибо Алексею Горбову -- это по большей части его заслуга.

            ОЛДИ: А вот приобрести наши диски -- действительно проблема. Все тиражи -- "самодеятельные" (хотя записаны диски профессионально и качественно; и оформлены не хуже: цветная обложка, полная информация об альбоме, а рок-опера "Broken Circle" -- даже с внушительным буклетом). Заказать альбомы можно по почте через киевский журнал "Реальность фантастики", отправив электронное письмо на e-mail: sbyt@mycomp.com.ua и указав, какие диски вы хотите приобрести, а также свои ФИО и точный адрес. Либо можно отправить обычное письмо с той же информацией о заказе дисков на адрес: 03126, Украина, г. Киев-126, а/я 570/8.
Ну, и на всякий случай даем наш e-mail: oldie@oldie.kharkov.ua Если возникнут трудности с заказом дисков через "Реальность фантастики" -- пишите нам напрямую. Постараемся помочь.

            2. А вообще, кроме своих песен еще что-то слушаете? :-) Есть ли музыка, которая дает толчок и вдохновение на создание нового произведения? И какая наоборот служит для расслабления?

            Олег Ладыженский: Джаз (Питерсон, Маллиген, Армстронг, Брубек, Вебстер, Грапелли...) и классика (Бах, Вивальди, Шопен, итальянцы -- Скарлатти, Доницетти, Альбинони...). Акустическая гитара: Сеговия, Пако де Лусиа, Шарон Айсбин, Отмар Либерт... Ряд бардов (Галич, Окуджава, Высоцкий, Ким, Щербаков, Коденко, Смоляк, Жуков...). Я и работаю под музыку, но инструментальную, чтобы голос не отвлекал от собственных мыслей.
Дмитрий Громов: Хард-рок (в особенности группа Deep Purple, о творчестве которой мною была написана и издана монография), симфо-рок, психоделика (в первую очередь Van der Graaf Generator и Peter Hammill), арт-рок, power-metal, sympho-metal, органная и фортепьянная музыка. Музыку люблю, но во время работы над книгой ничего не слушаю, пишу в тишине, чтобы ничто не отвлекало. Лишь одну свою "сольную" повесть "Путь проклятых" (апология некроромантизма) я писал под поставленные на "бесконечный повтор" "Nothing Else Matters" и "Unforgiven" "Металлики", редактировал под Van der Graaf Generator, а окончательно шлифовал под "Музыку для дзэнской медитации" Тони Скотта. Но это у меня единственный такой опыт.

            3. Что касается музыки харьковской. Есть ли любимые исполнители, которые родом из первой столицы? Дружите ли с какими-нибудь харьковскими музыкантами?

            Тут можно и в прошлое окунуться. К Харькову тесно "привязаны" И. Дунаевский, М. Бернес, К. Шульженко, В. Муллерман и другие -- чудесные певцы и композиторы. Хорош джазмен Давыдов. Дружим с упомянутыми выше гитаристом и звукорежиссером Сергеем "Флэнжером" Кондратьевым и клавишником и композитором Алексеем Горбовым -- а также с Борисом Смоляком -- прекрасным харьковским бардом, отлично владеющим гитарой.
Но в целом таких знакомств не слишком много.

            4. А может какие-то музыканты числятся в ваших поклонниках?

            Нам трудно ответить на этот вопрос. Наши знакомые музыканты, как правило, читают наши книги. Значит, читатели. Поклонники? -- ну, не знаем... Опять же, наверняка есть ряд наших читателей-музыкантов, о которых нам попросту ничего не известно.

            5. Оцените общее состояние музыкального олимпа и подполья Украины. На Ваш философский взгляд -- что мешает качественной украинской музыке выползти из андеграунда? Почему её слушает так мало людей? И есть ли понятие музыки  "для избранных"? 

            Это обычное состояние для искусства в целом. Широчайшей массовой популярностью обладают произведения, вписывающиеся в рамки востребованных в обществе стереотипов. Произведения, оправдывающие ожидания. Все, что выламывается из этих рамок -- поначалу многих раздражает. Проходит время, набор стереотипов меняется, и вчерашний неудачник вдруг получает имя гения.
Филипп Киркоров по-любому соберет зал больше, чем камерный ансамбль, исполняющий Вивальди и Генделя. Это факт. К нему надо относится спокойно. Мы любим приводить один пример: в начале ХХ-го века писательница Чарская была в 20 раз популярнее Жюля Верна. Кто сейчас, кроме профессиональных филологов, помнит Чарскую?
Другое дело, что можно и не дождаться огромной славы. Но, выбирая путь музыканта, писателя или художника, надо отчетливо представлять, на что идешь. И чего хочешь. Есть в Украине и хорошие музыканты, и хорошие композиторы, и певцы, и рок-группы, и джаз-бэнды, и фольк-ансамбли, и симфонические оркестры. Кое-кто известен за пределами нашей страны. Но части из них (не всем!), на наш взгляд, мешают две вещи:
-- Во-первых, эпигонство. Пытка следовать в кильватере за кем-то, вместо того, чтобы играть (петь, сочинять) свое. Кому нужны вторые "Helloween" или "No Smoking Orchestra"? А найдя свое лицо, свой стиль, манеру, можно стать единственным и неповторимым -- и самому задавать тон в найденной нише.
-- Во-вторых, постоянная "оглядка на Европу". А у нас уже не хуже? Или все еще не дотягиваем? Вписываемся ли мы в современные европейские тенденции? Чушь и бред! Как только перестанем оглядываться и просто будем хорошо делать свое дело -- все у нас получится. Это касается не только музыкантов.
Персонально же ни об украинском музыкальном "олимпе", ни о "подполье" судить не возьмемся. Ибо с "подпольем" практически незнакомы -- видимо, оно слишком хорошо прячется; а "олимпийцев", увы, приходится время от времени слышать из радио и телевизора. Желания хотя бы узнать, как оных "олимпийцев" зовут, у нас ни разу не возникло. Если только Вы под "олимпом" не понимаете нечто иное, нежели заполонивших эфир и концертные залы безголосых поп-"звезд".
В поле зрения (вернее, слуха) все чаще попадают оркестры, группы и исполнители, не относящиеся ни к "олимпу", ни к "андеграунду". Черкасский джаз-квинтет, харьковские "5'NIZZA", "Пасхальное шествие" и "Conquest", клейзмерские ансамбли, симфонические оркестры из разных городов (на днях слушали камерный состав из Чернигова -- ах, как они играют польки! А вальс из коллекции императрицы Марии Федоровны!) -- это "подполье", или "андеграунд"? Концерты дают, на гастроли ездят, иногда диски выпускают. "Олимп"? Тоже нет: ни постоянных клипов на телевидении, ни песен по радио, ни первых строчек в хит-парадах, ни заоблачных гонораров.
Вот, собственно, эту "середину" (по известности, но не по талантливости!) мы и слушаем -- в дополнение к тому, что перечислили в наших предпочтениях.
Что же о музыке "не для всех"... Так ЛЮБАЯ музыка -- не для всех. К примеру, мы практически не слушаем современную поп-эстраду. Если сделать опрос в наших кругах общения -- окажется, что подобную музыку не слушает практически никто из опрошенных. Выходит, современная поп-музыка -- тоже "не для всех"!
Вот такие пироги.



Фантастика-> Г.Л.Олди -> [Авторы] [Библиография] [Книги] [Навеяло...] [Фотографии] [Рисунки] [Рецензии] [Интервью] [Гостевая]


 
Поиск на Русской фантастике:

Искать только в этом разделе

Сайт соответствует объектной модели DOM и создан с использованием технологий CSS и DHTML.

Оставьте ваши Пожелания, мнения или предложения!
(с) 1997 - 2004 Cодержание, тексты Генри Лайон Олди.
(c) 1997,1998 Верстка, подготовка Павел Петриенко.
(с) 1997-2004 "Русская фантастика",гл.ред. Дмитрий Ватолин
(с) 2003-2004 В оформлении сайта использованы работы В. Бондаря
(с) 2001-2005 Дизайн, анимация, программирование, верстка, поддержка - Драко Локхард

Рисунки, статьи, интервью и другие материалы
HЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАHЫ
без согласия авторов или издателей.
Страница создана в июле 1997.


 
Стулья для кафе https://spb.restoracia.ru/catalog/stulya/.