Рецензия на  роман "Дорога"

Сергей Бережной 
 
Г. Л. Олди. "Дорога": Роман,  рассказы.--  Харьков:  "Второй блин", 1994.-- 320 с., ил.-- (Серия "Бенефис", т.2)

Прозе Олди свойственны некоторые странности. Скажем,  огромное количество прямых и косвенных  цитат  из  классики.  Как правило, цитаты привинчены к тексту достаточно плотно, но  с таким рассчетом, чтобы  "слышащий  да  услышал".  Попадается вдруг  эдакое...  "Мне  скучно,  бес..."  Пишу  на    полях: "А.С.Пушкин"; "...зелень лавра, доходящая  до  дрожи..."  Hа полях: "И.Бродский". Заметно это было и в других книгах  серии, но в "Дороге" это стало для читателей проклятием.

Другой странностью романов Олди являются вставные номера. В "Дороге" их на два порядка больше, чем нужно.  Такое  впечатление, что авторы сделали этот роман кладбищем своих ранних несерийных рассказов. Рассказы выстроены таким  образом, что создают видимость пунктирно намеченного  "надсюжета"  -- процесса образования на нашей планете Hекросферы.  Впечатления  вся  эта  шаткая  конструкция  на  меня  не  произвела. Отдельные рассказы, впрочем, хороши -- именно как  отдельные рассказы.

Прочие блоки, из которых собран роман, смотрятся  не  менее эклектично, хотя и написаны специально для него.  Эпизод с историей бессмертного Марцелла из Согда хорош, но в  более поздних "Сумерках мира" отрывок из него смотрелся  куда  как более к месту. Кстати, в "Сумерках мира"  огромное  количество отсылок к описанным в "Дороге" событиям и реалиям -- и у читателя не возникает абсолютно никакого желания узнать, кто же такие упомянутые "Порченные Жрецы" и что общего у Пустотников с Hекросферой. Захватывает сам роман.  "Дорога"  же  в этом  контексте  смотрится  как  комментарии  к    "Сумеркам мира",-- комментарии, в которых  читатель,  в  общем-то,  не нуждается.

(Сразу следует отметить, что сам я прочитал сначала именно "Сумерки мира", а уже после -- "Дорогу".  Случись  наоборот, я, скорее всего, написал бы здесь, что "Сумерки..."  -- неожиданно сильное продолжение очевидно слабого романа...)

Впрочем, одну коллизию "Дорога" мне  все-таки  прояснила. Читая "Сумерки...", я никак не мог взять в толк, какого черта авторы вставили в текст такое  количество  аллюзий  (Марцелл, Согд, Даймон -- все это из истории и  культуры  нашего мира), почему бессмертный цитирует русские былины и  вспоминает подвиги Геракла и так далее. В "Дороге" связь мира "Сумерек" и нашего мира выволакивается на свет божий и предъявляется читателю. И оказывается, что все это менее интересно, чем... чем то, что читатель ожидал.

Пожалуй, самый большой интерес во всем  романе  представляет очень красивый и вполне эстетически  завершенный  фрагмент о Зале Ржавой Подписи. Это то, ради чего "Дорогу" стоит читать. Рекомендую.

Hа чем позвольте откланяться.

                                          Сергей БЕРЕЖHОЙ
 
 

 


Фантастика -> Г.Л.Олди -> [Библиография] [Фотографии] [Интервью] [Рисунки] [Рецензии] [Книги
Оставьте ваши Пожелания, мнения или предложения!
(с) 1997 Верстка, дизайн, подготовка Дмитрий Ватолин.
(с) Рисунки Екатерины Мальцевой
Рисунки, статьи, интервью и другие материалы НЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАНЫ без согласия авторов или издателей.
Страница создана в июле 1997.