Рецензии
 
 
 
 
Бирюкова Евгения:
Шуты на "Мерседесах"


 

       Еженедельный информационный бюллетень№ 24 (69), 10 июля - 17 июля, 2003

       Автор: Бирюкова Евгения

 По мне, так Олди всегда отличались некоторой загадочностью. Сначала из-за того, что, как у многих молодых талантов, в их произведениях "за кадром" оставалось много больше, чем можно было найти в тексте. Знаете, когда можно спросить о каком-нибудь персонаже, который в книге, может, пару раз появился - и тебе тут же выдадут всю его биографию от рождения до смерти, включая гороскоп и маршрут последнего похода по кабакам... За это, пожалуй, Олди мне и нравились - за то, что их персонажи, можно сказать, жили и вне книг тоже - почти как люди. Нет... Даже больше, чем многие люди. И плевать мне было, что композиция так себе, что некоторые сцены притянуты за уши, что... Да на все плевать. Читать было здорово, и точка.
 Через какое-то время их книги стали более выверенными, но еще не потерявшими глубины ("Пасынки восьмой заповеди", например), а потом... Я не знаю, может, и способен человек, не живший в среде какой-либо культуры взять за основу ее мифологию и написать хорошую и интересную книжку... Не знаю. Я этого не увидела. На мой взгляд, если европеец еще может как-то проникнуться греческими мифами или кельтскими, то уж совать свой нос в Индию или Японию, чуждые нам, как-то по меньшей мере невежливо. Почему-то я плохо себе представляю, к примеру, американца, упомянувшего где-нибудь в художественной литературе славянскую мифологию так, чтобы русских не затошнило... Может быть, у меня просто плохое воображение. Но после этого я Олдей читать перестала.
 ...Пока в руки мне не попала эта их новая книжка. Слава Озирису, не про Египет какой-нибудь, а вполне про наши дни, даже слишком про наши - у всех героев нормальная продолжительность жизни, никакого тебе бессмертия или чего-нибудь в этом духе: "мерседесы", "новые русские", но тем не менее фантастика. Потому что так не бывает. То есть, я допускаю возможность, что какой-то предприимчивый дядя вдруг откроет фирму по сдаче внаем шутов... Но эта мысль, как всегда, потеряет свою гениальность ровно в тот момент, когда в офисе будет вывешена табличка: "Клиент всегда прав". Может быть, в любом другом бизнесе это и справедливо, но основная идея шута в том, чтобы как раз показать, что клиент не прав... По крайней мере, может быть не прав.
 В "Шутихе" все слегка в шутку. И авторские отступления, где эти самые авторы откровенно дурачатся над собой и над читателем заодно, и слегка неприличные песенки - тоже для идеи, а не просто из любви к искусству... В общем, стоит почитать, особенно тем, кто давно забыл, что может быть не прав. Может, и вам самое время завести шута?..
 Не могу, правда, сказать, что мне эта книга понравилась вся и во всем. Да, это явно текст зрелых авторов, которые уж не одну тысячу страниц написали, да и идея "Шутихи" - просто великолепна. Только вот, для моего относительно юного сознания эти авторы уже, можно сказать, перезрели и отвалились. Я не собираюсь катить бочку на двух взрослых дядек за то, что они утратили юношеское горячее вдохновение, но ей-богу, местами ведь просто уснуть можно! К тому же, в тексте невероятное множество деталей и описаний, и мне, жалкому фанату засиженного мухами Мэлори, совершенно непонятно, к чему они. Вот, например, один фрагмент, когда две женщины молча (то есть эти тысячи знаков не беседой заняты) идут от машины до дверей офиса, занимает три с лишним страницы! Зачем?! Деталей столько, что они уже не создают впечатление, а наоборот, размазывают его.
 Конечно, с одной стороны, кто я, чтобы поднимать свою шариковую ручку на признанных талантов, гоголей и толстых своего времени, а с другой стороны, разве книги в конечном итоге не для таких, как я, пишутся?..


 
 

 

 
 
 



Фантастика-> Г.Л.Олди -> [Авторы] [Библиография] [Книги] [Навеяло...] [Фотографии] [Рисунки] [Рецензии] [Интервью] [Гостевая]




 
 
 

 
Оставьте ваши Пожелания,мнения или предложения!
(с) 1997 - 2001 Cодержание, тексты Генри Лайон Олди.
(с) 1997 Верстка, дизайн Дмитрий Ватолин.
(c) 1997,1998 Верстка, подготовка Павел Петриенко.
(с) 1997 Рисунки Екатерины Мальцевой
(с) 2001 Дизайн Дж. Локхард
Рисунки, статьи, интервью и другие материалы 
HЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАHЫ
без согласия авторов или издателей.
Страница создана в июле 1997.