Рецензии
 
 
 
 
Morry:
"Г. Л. Олди: "Ваш выход" или Кладбище для избранных."


 

 

       Книжные новости №1 от Morry

 Про творчество Олди говорить почти также сложно, как про творчество Толкиена, ибо это признанные мэтры, можно даже сказать кило-мэтры современной ненаучной литературы. У них есть свой стиль, своя большая ниша и свои читатели, которые с нетерпением ожидают выхода каждой новой книги, с удовольствием перечитывая серии уже изданные, о которых ни слова не будет сказано в сием писании. А сказано здесь будет о книге, весьма, на мой взгляд, по стилю и тематике отличающейся от других произведений многоуважаемых Олди. Я говорю о сборнике рассказов "Ваш выход", совсем недавно случайно попавшемся на мои глаза.
 Вещь первая - собственно "Ваш выход или Шутов хоронят за оградой", по которой и называется весь сборник. Нельзя сказать, что он определяет настрой и стилистику книги, но ощущение некоторой нереальности, даже можно сказать, театральности, присущей именно этому первому тексту, остается с читателем до момента, когда он перевернет последнюю страницу. К главному герою попадает некий предмет, который периодически преображает окружающий мир для него в подобие спектакля, который сам он смотрит из зрительного зала, напрягаясь в ожидании катарсиса. Меня, как человека имеющего некоторое отношение к театру, заинтересовал и захватил не только - и не столько мистический и страшноватый сюжет, сколько реалистичное, красивое и живое описание притеатральной жизни и людей, с этим миром связанных. Если не считать того, что относительно развития сюжета всё становится ясным с того момента, как упомянутый предмет первый раз проявляет свои сверхъестественные свойства - текст выше всех и всяческих
похвал.
 Впечатление от второй повести - "Где отец твой, Адам?" - лично у меня было сильно смазано недавним прочтением книги Сергея и Марины Дяченко "Пандем", где в принципе та же идея была реализована куда ярче и полнее. Сама задумка глобальна - перерождение и объединение человечества. Разумеется, что у Дяченко, что у Олди существует достаточно большая группа людей, которых не касаются изменения - это "беспандемные"  (Дяченко) и "сейфы" (Олди), только в "Пандеме" эти отверженные делают выбор добровольно, основывая его на том, что они сами все могут придумать и совершить, а у Олди то же самое обусловлено врожденными особенностями. Безусловно, и у Олди существуют люди, выбравшие путь "сейфов", но никак не
обделенные способностями к слиянию с остальным человечеством, но их крайне мало. "Сейфы" же вначале переживают, а потом находят себе отдушину, пытаясь сохранить клубы "для своих", театры, состоящие из актеров-"сейфов" и так далее. Наиболее
интересным в этой повести мне показались вовсе не размышления и жизнь взрослого "сейфа", как дневник которого и написана большая ее часть, а краткие пометки его сына, Адама, в котором в будущем должна собраться половина человечества - новые, "пробужденные" люди практикуют жизнь-без-тела и воспоминания прошлых жизней. Этот мальчик-старик, мальчик-бог, несмотря на всю свою память и мудрость, накопленную веками и сотнями перерождений в тысячу раз более юн и искренен, чем все остальные персонажи. Он, как любой другой человеческий мальчик, чей отец умер, ощущает потерю чего-то важного в своей жизни и хочет, чтобы отец - неумный и страшно ограниченный по сравнению со своим сыном - все-таки был с ним.
 После этих двух неплохих вещей довольно блекло смотрится пачка "Песен Петера Сьлядека". Несколько рассказов, объединенных общим героем-менестрелем, написанные в стиле Сапковского и в бытовой обвязке, очень напоминающей мир "Ведьмака", в части жизнеописания мэтра Лютика. Индивидуальный колорит проглядывает только в рассказе, где Петер попадает в Венецию. Чувствуется романтика каналов и школ фехтования и музыки, которыми она так славилась. Венецианская история живо перекликается и с "Вашим выходом", только роль мистического предмета в ней играет шлем, врученный персонажу богом, дабы помочь человеку преодолеть врожденную робость. Кроме того, только здесь Петер становится персонажем действующим, а не только выслушивающим различные рассказы тех, с кем столкнула его бродяжья судьба. Он оказывается владельцем уникального
музыкального инструмента, который - вот ведь незадача - тоже предмет мистический, определяющий всю его жизнь. Именно он не дает Петеру осесть в одном месте и гонит его по свету. Идея неновая и достаточно тривиальная, что, безусловно, плюсов рассказу не добавляет, но изящность стиля повествования
впечатляет.
 Совершенно наособицу стоит последний небольшой рассказ, удачный, но своей загадочностью, фантасмагоричностью и какой-то - не побоюсь этого слова - сумасшедшинкой переплюнувший всё остальное, помещенное в сборнике. Пересказывать его нет смысла, ибо на уровне самого рассказа я его не опишу, а хуже - не стоит. Эту вещь следует читать. На мой взгляд, она о том, как всё в мире может выглядеть по другому. Впрочем, ее можно воспринимать и как историю о том, как после общения с больным уважаемый психиатр сошел с ума - отзывы я слышала весьма разные.
 В целом, понравилось. В особенности за то, что на остальные книги Олди совершенно не похоже, так что читать это рекомендую тем, кто этих авторов не любит и почти не читает, и при этом не пугается некоторой запутанности сюжета и неясности развязки - произведет хорошее впечатление и заставит изменить отношение к их творчеству. С другой стороны, новыми и неизбитыми идеями не блещет и довольно банально в принципе, из-за чего читать следует выборочно и под настроение. Кроме того, сильно портит впечатление от книги некоторое количество посредственных стихов, всунутых между рассказами на отдельные страницы, да еще отпечатанных жутким, совершенно нечитаемым шрифтом. Я точно знаю, что Ладыженский умеет писать хорошие стихи, так отчего же эта, в общем, далеко не худшая книга знаменитых соавторов так обижена?
 P.S. В процессе написания рецензии у меня в квартире неожиданно лопнули две относительно новые лампочки. Видимо, от концентрации мистики в воздухе.

       Книжные новости №1 от Morry
 


 
 

 

 
 
 



Фантастика-> Г.Л.Олди -> [Авторы] [Библиография] [Книги] [Навеяло...] [Фотографии] [Рисунки] [Рецензии] [Интервью] [Гостевая]




 
 
 

 
Оставьте ваши Пожелания,мнения или предложения!
(с) 1997 - 2001 Cодержание, тексты Генри Лайон Олди.
(с) 1997 Верстка, дизайн Дмитрий Ватолин.
(c) 1997,1998 Верстка, подготовка Павел Петриенко.
(с) 1997 Рисунки Екатерины Мальцевой
(с) 2001 Дизайн Дж. Локхард
Рисунки, статьи, интервью и другие материалы 
HЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАHЫ
без согласия авторов или издателей.
Страница создана в июле 1997.