Мария ГАЛИНА:
"КЛУБ ОДИНОКИХ СТРЕЛКОВ"


 

Олди Г.Л., Валентинов А. Тирмен: Роман. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2006. – 480 с., ил. – (Триумвират). 10 000 экз.

Дмитрий Громов и Олег Ладыженский, заслуженно признанные в нынешнем году лучшими писателями Европы, счастливы, если так можно выразиться, в соавторстве. Счастливы настолько, что не боятся идти на дальнейшие эксперименты подобного рода, привлекая к сотрудничеству близких по духу писателей. До сих пор результат оправдывал ожидания – «Рубеж» и «Пентакль», написанные в соавторстве с Мариной и Сергеем Дяченко и Андреем Валентиновым, стали в свое время заметным событием в отечественной фантастике и собрали немало жанровых премий.
«Тирмен» - из того же ряда, хотя на этот раз  Олди ограничились сотрудничеством со своим неоднократным соавтором профессиональным историком Андреем Валентиновым.
Если мы признаем, что роман – это произведение, показывающее судьбу человека перед лицом истории, то «Тирмен», безусловно, роман – в отличие от многих фантастических стрелялок-бродилок. В чем-то «Тирмен» отдаленно напоминает «Посмотри в глаза чудовищ» Андрея Лазарчука и Михаила Успенского. Перед нами снова почти неуязвимый герой, облеченный тайной миссией и наделенный невероятными возможностями, избранный посредник между людьми и некоей высшей силой», свидетель и участник ключевых исторических событий, и знакомец культовых персонажей ХХ века.  Однако если герой Лазарчука и Успенского играет, если так можно выразиться, на стороне порядка, то герой Олди и Валентинова – на стороне хаоса. Его миссия – не сохранять статус-кво, а нарушать мировое равновесие, поскольку равновесие приводит к торжеству энтропии, а в метафизическом плане – к концу света.
Жизнь возможна, пока во вселенском порядке присутствуют элементы хаоса, и «тирмены»-стрелки, взламывая расчисленную наперед книгу судеб, призваны вносить элемент непредсказуемости в неотвратимое расписание жизни и смерти.
Пока есть «тирмены», жизнь продолжается. Но убийство есть убийство, даже если оно происходит на высшем, метафизическом плане, на «плюс первом» уровне бытия. За долгую жизнь, удачу, благополучие свое и близких, тирменам приходится дорого расплачиваться с судьбой-заказчицей.
«Тирмены» – одиночки-профессионалы, - предпочитают прятать свои сверхчеловеческие способности под скромными личинами госслужащих, а чаще всего – неприметных смотрителей тиров в парках культуры и отдыха. Иными словами, тайная организация одиночек, маленьких людей, исподтишка нарушающих порядок мироздания. Такая вот мафия, состоящая из членов низшего обслуживающего персонала. Впрочем, нашего человека, привыкшего видеть неотвратимо-зловредную силу хоть в регистраторше поликлиники, хоть в жэковском слесаре, этим не удивишь. Вот и грозный вор в законе, ставший хозяином Парка Культуры и Отдыха, где сидит за стойкой тира старый Петр Николаевич, быстро смекает, что к чему. И не просто держится на равных со старым фронтовиком, но, кажется, даже учится от него порядочности и внутреннему достоинству. И не только он один, или его шестерки-«хомячки» Вован с Тимуром. Ученик «тирмена», которого тот обязан подготовить себе на смену; сначала смешной пацан, позже – доверенный помощник, заместитель, наследник Даниил Архангельский по ходу романа обретает и спокойное мужество, и чувство ответственности.
Впрочем, «вечная суббота» – рай на земле, остановка вселенского круговорота жизни и смерти, кажется, все-таки грядет. И оказывается не так страшна, как мыслилось. Стоило ли ради того, чтобы оттянуть ее наступление, провести человечество через кровавые бани ХХ века? Писатели ответа не дают – весьма вероятно, что однозначный ответ здесь в принципе невозможен.
Однако интересна уже сама попытка по-новому взглянуть на традиционную проблему противостояния порядка и хаоса.
Те, кто бывал на «Звездном мосту», сразу узнают место основного действия романа – харьковский Парк Культуры и Отдыха напротив гостиницы «Харьков», за Университетом, - равно как и соседние реалии: Сумскую, памятник Шевченко, театр... Это дополнительный, если так можно выразиться, бонус для ближнего круга любителей фантастики. Остальные же читатели, слабо знакомые с топографией Харькова, оценят историческую достоверность и точность в деталях (несомненная заслуга Андрея Валентинова), а также – если они хотя бы что-то в этом понимают, - дотошное и любовное описание самого разнообразного стрелкового оружия. Кстати, если вспомнить  «Кабирский цикл», для писателей Олди именно ружья с пистолетами изначально воплощали в себе неумолимый и равнодушный рок – в отличие от «честного» и «одушевленного» оружия холодного.
Помимо основного текста составители серии «Триумвират» снабжают каждую книгу внушительным блоком послесловий; в данном случае этот блок вполне можно рассматривать как «мастер-класс» - еще один бонус для близких к фантастике читателей, а вернее, для начинающих авторов. Статья Дмитрия Громова и Олега Ладыженского «Вечные песни о главном, или Фанты для фэна» и жесткий, нелицеприятный, но во многом справедливый фельетон Андрея Шмалько «Фанстрим, или «Завтрак в Фонтебло» уже известны среди любителей фантастики, но впервые выходят под одной обложкой.

Мария ГАЛИНА



Фантастика-> Г.Л.Олди -> [Авторы] [Библиография] [Книги] [Навеяло...] [Фотографии] [Рисунки] [Рецензии] [Интервью] [Гостевая]


 
Поиск на Русской фантастике:

Искать только в этом разделе

Сайт соответствует объектной модели DOM и создан с использованием технологий CSS и DHTML.

Оставьте ваши Пожелания, мнения или предложения!
(с) 1997 - 2004 Cодержание, тексты Генри Лайон Олди.
(c) 1997,1998 Верстка, подготовка Павел Петриенко.
(с) 1997-2004 "Русская фантастика",гл.ред. Дмитрий Ватолин
(с) 2003-2004 В оформлении сайта использованы работы В. Бондаря
(с) 2001-2005 Дизайн, анимация, программирование, верстка, поддержка - Драко Локхард

Рисунки, статьи, интервью и другие материалы
HЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАHЫ
без согласия авторов или издателей.
Страница создана в июле 1997.