Координатор (Архивы Кубикуса):
Генри Лайон Олди, "Герой должен быть один"


 

Эта книга написана в довольно необычном для Олди стиле, перед нами не классическое фентези, и даже не вольное переложение греческих мифов. Это скорее фантазия на тему – как бы жили люди в мире, где боги греческих мифов не сказка, а объективная реальность. Как следствие не менее любопытным стал и выбор прототипа для главного героя.
Все мы помним мускулистого бородача с дубиной, персонажа старых советских мультфильмов. Если кто подзабыл, напомню, зовут его Геракл и всем нам он известен как сын Зевса и неутомимый борец за мир во всем мире – так, по крайней мере, явствует из американских сериалов. Перед нами история его жизни.
Казалось бы, что за книгу можно написать на таком затертом материале, разве что очередное изложение мифа для самых маленьких?! Но Олди не были бы самими собой, если бы поступили так, как этого все ожидают. С помощью множества мелких, но очень точных штрихов писатели смогли оживить древний миф. Эта отличительная черта мастеров – несколькими строками добиться эффекта, которого другие бессильны достичь даже с помощью многостраничных ухищрений.
Одно промелькнувшее воспоминание Амфитриона о том, как он малышом боялся своего дедушку Персея, немедленно погружает читателя в мир романа. Ведь очень многие известные нам с детства имена настолько затерты, что практически не вызывают эмоций. Ну герой, ну убийца Медузы Горгоны – эка невидаль. А ведь он, отвлекшись от истребления вымирающих видов, успел жениться, стать отцом и даже дедом. Герой снимает доспехи, разминает усталые плечи и мы видим человека, а не лаковую картинку на боку амфоры.
Авторам удалось превратить классических персонажей эпоса, которые по самой природе этого жанра не обладают сложной индивидуальностью, в глубокие и неординарные личности.
Но вернемся к главному герою… или, быть может, все же к героям? В самом деле, непонятно как один человек смог совершить столько подвигов; быть может, ему кто-то помогал?
Нет, долой крамольные мысли – герой должен быть один, это всем известно. Фигура героя возвышается над всеми, как великан над пигмеями. Простым смертным не сравниться с ним силой духа, ведь в жилах героя пенится серебряная волна – кровь богов. Герой – одиночка по своей природе, один он совершает подвиги, один идет по жизни и один встречает смерть. У героев не бывает семей, у них могут быть жены, могут быть дети, но семьи у них нет. Долг – вот подлинный отец героя, а слава единственно возможная для него супруга.
Несчастные люди эти герои.
Глупцы им поклоняются, как живым богам, а люди поумнее смеются. Говорят, что если герои когда-нибудь соберутся в одну армию, скажем, для того, чтобы взять какой-нибудь городок в Малой Азии, то это будет сюжет, достойный комедии. Два года они будут собираться, год плыть и десять лет просидят под стенами. А если и возьмут город, то только по чистой случайности.
Шутники. Да что они знают о жизни героев? Небось, думают, что подвиги совершаются играючи, а милости богов сыплются на счастливца, как из рога изобилия? Если бы так.
Боги ничего не дают без тайного расчета, и за каждый свой дар они заставляют расплачиваться сполна. А уж если тебя прочат на роль живой молнии великого божества, то здесь и вовсе нет ничего веселого.
Кстати о богах. Нужно уделить им должное внимание, поскольку в романе, как и в мифе, они играют немаловажную роль.
Тех, кто привык к могучим, вознесенным над смертными небожителям, наподобие валаров Толкиена, наверняка ждет шок. Очень уж приземленными получились боги у Олди, очень уж бессмертные напоминают людей. Я бы сказал, неприятно напоминают.
Должен отметить, что в данном случае писатели строго следуют античной традиции. Для древних греков мир был един и материален, поскольку порожден чисто материальными первоначалами Небом и Землей, которые также являются частью мира и его основой. Следствием такой материальности стало некое снижение образа богов и лишения его обычного для некоторых других народов величавости. Вот и получились у греков боги совсем не небесные, а весьма и весьма земные. А уже если говорить всю правду, то непредвзятому взгляду они предстают тщеславными, злопамятными, вспыльчивыми, высокомерными, а зачастую и глуповатыми. Одним словом, весьма неприятные субъекты, их и по-одиночке выносить тяжело, а когда собирается вся олимпийская семейка… начинаешь жалеть язычников.
Впрочем, у богов жизнь тоже не медом намазана. Ни на миг нельзя отвлечься от многотрудного дела управления всем сущим. Ведь с этим сущим нужен глаз да глаз, только отвернись – так оно тут же выйдет из-под контроля. Так что выходных у небожителей нет. Люди говорят - будущее лежит у богов на коленях. Интересно, где они видели этих богов? Вот, например, быстрокрылый Гермес с такими не знаком.
Нелегко смертным понять бессмертных, и не стать им богами, как бы ни бурлила в жилах серебряная волна. А вот боги, могут ли они приблизиться к смертным, очеловечиться, и, как ни странно это звучит, повзрослеть? Олди дают на этот вопрос свой парадоксальный ответ.
После того как я попытался, уж не знаю насколько удачно, не касаясь сюжета, передать свои ощущения от книги, пришла пора остановиться на ее недостатках. Здесь придется говорить более конкретно.
К основным недостаткам, на мой взгляд, относится излишне затянутый промежуток между кульминацией романа и его концовкой. Быть может, авторам следовало несколько погрешить против мифологической основы и закруглить повествование, опустив некоторые моменты. Цены бы тогда книге не было. А так создается довольно неприятное ощущение: вроде самое главное уже произошло, время для эпилога, а книга все никак не заканчивается.
Второй момент – это не слишком для меня понятное развитие образа богов в романе. Оно происходит по своеобразной кривой - от драмы к комедии и затем опять к драме.
В начале вполне эпичный образ олимпийцев – «голос, которым гремит гром», «небо, в ярости секущее море молниями». Затем следует поворотная точка - явная комическая сценка, в которой крылатые сандалии прячутся от пьяного Гермеса. Далее по нарастающей. Эпизод, в котором трое богов и один примкнувший к ним кентавр разгоняют толпу крестьян, смотрится как откровенная издевка над небожителями.
Ну а «программную речь» Зевса к олимпийцам, «- Сегодня великий день. – Значит, завтра мы… - Я сказал сегодня великий день» уже иначе как фарс не выглядит. Почему нельзя было всю божественную «линию» выдержать на одном уровне – для меня непонятно.
Еще вызвали неприятие финальные рассуждения о природе силы богов. Уж очень от них повеяло человеческим эгоцентризмом. Продолжая рассуждения в этом духе, можно сказать, что луна висит в небе исключительно потому, что людям нужно видеть по ночам.
Впрочем, ведь хорошие книги и должны вызывать сильные эмоции.
Об этом романе можно говорить еще долго. Рассматривать его под разными углами, раскрывать новые слои смысла, но я не буду вас утомлять своим многословием.
Скажу лишь, что это очень живая книга. В ней шумит море, кричат птицы, в ней слышен голос древней страны легенд.
Хаа-ай, гроза над морем,
Хаа-ай, Тифон стоглавый,
Хаа-ай, бушует Тартар,
Хаа-ай, гроза над миром…



Фантастика-> Г.Л.Олди -> [Авторы] [Библиография] [Книги] [Навеяло...] [Фотографии] [Рисунки] [Рецензии] [Интервью] [Гостевая]


 
Поиск на Русской фантастике:

Искать только в этом разделе

Сайт соответствует объектной модели DOM и создан с использованием технологий CSS и DHTML.

Оставьте ваши Пожелания, мнения или предложения!
(с) 1997 - 2004 Cодержание, тексты Генри Лайон Олди.
(c) 1997,1998 Верстка, подготовка Павел Петриенко.
(с) 1997-2004 "Русская фантастика",гл.ред. Дмитрий Ватолин
(с) 2003-2004 В оформлении сайта использованы работы В. Бондаря
(с) 2001-2005 Дизайн, анимация, программирование, верстка, поддержка - Драко Локхард

Рисунки, статьи, интервью и другие материалы
HЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАHЫ
без согласия авторов или издателей.
Страница создана в июле 1997.