Л. Щеботанский:
"Игра в куколки"


 

Игра в куколки

Было дело - культовый харьковский дуэт Г.Л. Олди обещал: а) не сочинять космической фантастики и б) не писать продолжений. И все же не удержались – выпустили очередной роман из цикла «Ойкумена» под названием «Куколка». Впрочем, как и раньше, Олди не пишут одинаково, и новая книга авторов (а их уже более 100, включая переводы) обещает стать событием не меньшим, чем все предыдущие.

По мнению большинства литературных критиков, литература в Украине представлена либо китчем, либо крайне малотиражными изданиями интеллектуальной прозы и поэзии. Авторов, которые в эту схему не вписываются, предпочитают игнорировать – чтоб не портили картину. Тем не менее в нашей стране сегодня есть писатели, работающие в жанре интеллектуальной прозы, и писатели эти издаются (и книги их раскупаются) миллионными тиражами. Правда, есть одно «но» - пишут они, как правило, на русском языке и издаются в России... Десятилетняя налоговая льгота на книгоиздание позволила сделать выгодной публикацию даже художественной литературы элитарной направленности. Вот вам пример: Дмитрий Евгеньевич Громов и Олег Семенович Ладыженский, которые живут в Харькове и пишут в соавторстве под псевдонимом Г.Л. Олди (Громов – Ладыженский, Олег - Дима).
Странно, но украинские писатели, опубликовавшие уже более трех десятков романов, суммарные тиражи которых составляют десятки миллионов экземпляров, до сих пор не состоят в Союзе писателей Украины. Сами Олди (именно так, во множественном числе, именуют их многочисленные поклонники) не заморачиваются официальным признанием, любовь читателей дороже. Тем более что званий и премий у них и так хватает. Дмитрий Громов и Олег Ладыженский являются членами номинационной комиссии литературных премий в области фантастики «Интерпресскон» и «Бронзовая улитка» и членами жюри литературной премии «Старт». С 1999 г. - одни из организаторов и члены оргкомитета Харьковского международного фестиваля фантастики «Звездный мост», который собирает писателей и читателей со всего мира. Полученных премий тоже немало. А в 2006 году на «Евроконе» дуэт был удостоен звания «Лучший автор Европы».
Так чем же берут читателя эти авторы? Как могут заставить избалованного почти комиксным чтивом человека прочесть текст, нашпигованный отсылками к истории Древней Греции или индийскому эпосу? Вникать в сложнейшие морально-этические и социальные проблемы? Сноб скажет: «Да под маркой фэнтези пипл все схавает…» и будет не только неправ, но и смешон. Во-первых, фэнтези фэнтези рознь… Так и Кастанеду с Борхесом можно ненароком вписать в жанр… Во-вторых, сами авторы определяют жанр, в котором они работают, как «философский боевик». Почему боевик, понятно: Дмитрий Громов имеет II кю (коричневый пояс) по каратэ (школа Годзю-рю), а Ладыженский - черный пояс (II дан) той же школы и в придачу является судьей международной категории, так что знают, о чем пишут. А что касается философии… Под динамичным и зачастую почти детективным сюжетом обычно прячется такое количество напластований из оригинальных философских идей и по-модернистски неокавыченных отсылок к классикам мысли, что более-менее полное понимание произведения выходит не со второго, а иногда даже и с пятого прочтения…

Что выйдет из куколки?
Генри Лайон Олди, «Ойкумена. Книга вторая. Куколка»

Вторая книга «космического» цикла Олди. Несмотря на характерные и, очевидно, специально утрированные приметы космооперы (фразы типа «не смеши атомарный водород», «разумные флюктуации пространства» и т.д.), по сути, книга, как и все произведения  писателей, получилась о людях и их отношениях. Напомним содержание первого романа. С планеты на планету кочует небольшой крепостной театр нейропластов – подневольных людей, способных управлять другими на расстоянии. Вас наградили орденом и вы опасаетесь от волнения перепутать слова своей торжественной речи? У вас свадьба и вам кажется, что отец жениха, выпив лишнего, начнет себя неправильно вести? Обратитесь к нейропластам – они возьмут на себя управление вашими нервными центрами, да сделают это так, что окружающие ничего не заметят. Послушные нейропласты и текст речи вместо вас зачитают, и до дома после пьянки доведут... Удобно! Но однажды происходит роковая осечка, и антрепренер театра Лючианно Борготта вынужден расплачиваться за это: по решению суда он сам из кукольника превращается в раба…
В новой книге приключения Борготты продолжаются: полуосвободившись из рабства, незнакомый со своим новым статусом, он становится гладиатором и одновременно санитаром - кормильцем голубоглазого идиота, шпионом, для которого нет тайн. Он попадает в заложники, убивает телепата-киллера, приобретает союзников и наживает врагов… Перипетии сюжета захватывают, при этом в романе затронуто достаточно много серьезных вопросов…
В «Куколке» авторы вступают в дискуссию сами с собой. Является ли свобода высшей ценностью, а разумность тем, чем следует гордиться? Переворачивая все с ног на голову в своей типичной манере, авторы не дают ответов на эти вопросы. Тем более что третья книга еще впереди…
А горе-борцам за украинскую литературу хочется пожелать: езжайте в Харьков на «Звездный мост», и там вы увидите литературу во всей красе. Бороться за нее не нужно, только бы никто не мешал.

Л. Щеботанский



Фантастика-> Г.Л.Олди -> [Авторы] [Библиография] [Книги] [Навеяло...] [Фотографии] [Рисунки] [Рецензии] [Интервью] [Гостевая]


 
Поиск на Русской фантастике:

Искать только в этом разделе

Сайт соответствует объектной модели DOM и создан с использованием технологий CSS и DHTML.

Оставьте ваши Пожелания, мнения или предложения!
(с) 1997 - 2004 Cодержание, тексты Генри Лайон Олди.
(c) 1997,1998 Верстка, подготовка Павел Петриенко.
(с) 1997-2004 "Русская фантастика",гл.ред. Дмитрий Ватолин
(с) 2003-2004 В оформлении сайта использованы работы В. Бондаря
(с) 2001-2005 Дизайн, анимация, программирование, верстка, поддержка - Драко Локхард

Рисунки, статьи, интервью и другие материалы
HЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАHЫ
без согласия авторов или издателей.
Страница создана в июле 1997.