МИР ФАНТАСТИКИ №XX:
"И СНОВА – О ЖИВЫХ МИРАХ…"


 

МИР ФАНТАСТИКИ №XX, ИЮЛЬ 2008
КНИЖНЫЙ РЯД. КНИГИ НОМЕРА. 1 ПОЛОСА
=Редактор
1)
***********************************

И СНОВА – О ЖИВЫХ МИРАХ…

 

********картинка

Генри Лайон Олди
Гарпия
Роман
Обложка:
Издательство: «Эксмо», 2008
Серия: «Миры Г.Л. Олди»
Жанр: Фэнтэзи

 

Фантастика — территория выдуманных миров. Или, если хотите — созданных. Можно создавать их по схеме «все, как у нас, только лучше». Получается пристанище эскаписта. А можно попробовать бросить вызов себе, и создать мир настоящий. Вроде нашего: бывает чудо как хорош, бывает и плох, и невыносим тоже бывает. Равновесен, гармоничен — и потому устойчив. Цепкий, как пырей, и ушлый, как чистокровная дворняга, он человечен и полон нелюдей, он подчиняется законам и брыкается чудесами.
Миры прорастают с помощью своих творцов — и вопреки им, как малые дети, тянут все, что блестит, и все, что неудачно положено. Миры романов живут своей жизнью. И жизнью своих героев.
***
На этот раз героиня романа — гарпия. Не человек. Или получеловек? Таких, как она, зовут хомобестиями. Правда, капитан Рудольф Штернблад возражает, считая, что более древний термин «миксантроп» честнее и уважительнее. И требует, чтобы миксантропам разрешили поступать на королевскую службу. Впрочем, он протежирует псоглавцам и леонидам, а у нас ведь гарпия...
Да, гарпия. Получеловек, полуптица. Интересная именно своей нечеловеческой сущностью. Олди уже подходили к описанию хомобестий в предыдущих книгах, но тогда это были штрихи, наброски. Здесь все куда детальнее. И о мироустройстве можно узнать больше, и о том, на чем зиждется магическая мощь этого мира. Да, о мане говорилось много, но только теперь можно, наконец, узнать, как ее копят, и сколько на что расходуют. Впрочем, мы ведь о гарпии Келене Строфаде...
Список дел у главной героини впечатляющий. Спасти от безумия и тихого угасания поэта Томаса Биннори, обучиться в Универмаге, и при этом — с честью выбраться из кучи переделок, которые грозят затянуть одинокую хомобестию, рискнувшую выбраться из своей резервации в столицу, в глубине души тая главную, настоящую цель...
Возможность взглянуть на уже знакомый, казалось бы, мир глазами и разумом не-человека — как вам такое? Полагаете, это просто? Как бы не так: вспомните, как мы сплошь и рядом приписываем собственные, человеческие свойства вполне нечеловеческим существам, которые нас окружают — кошкам ли, собакам ли. Антропоморфизм удобен в описании и прост в понимании. Так вот: его в романе нет. А есть тонкий баланс между человеческим и нелюдским. И превосходная прорисовка как первого, так и второго. Впрочем, разве когда-нибудь у Олдей бывало иначе?
Почему же все время тянет отвлечься от героини, и обратиться к миру? Потому что именно в этом романе он сильно изменился. Изначально несущий отчетливо шутейные и пародийные черты, теперь мир взрослеет. В «Гарпии» это видно особенно ярко. Веселый, беззаботный, полный забавных инверсий рассказ о Рудольфе Штернбладе, вернувшемся на родину после двадцатилетнего обучения и тут же ставшем живой легендой — и печальная история семейной вражды длиной в два поколения... За игривым, беспечным фасадом прорисовываются настоящие человеческие драмы. Мир отказывается быть черно-белым и простым, двусторонним, как бинар. Мир расширяется и углубляется. Взрослеет. Вместе с героями.
В общем, скучать над «Гарпией» не придется. По сравнению с «Приютом героев», который некоторые ругали за излишнюю детальность в описании мироустройства, в «Гарпии» меньше детализации и теории. Зато действия хватает с избытком — и внешнего, для тела, и внутреннего — для духа и ума. И что-то мне кажется, мы обязательно встретимся с этим повзрослевшим миром в новых книгах. Слишком уж он настоящий. Думаю, его создателям не хочется прощаться с ним не меньше нашего.

Кори Кей

ПОХОЖИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Виктор Пелевин «Священная книга оборотня»
Джек Венс «Умирающая земля»

Это интересно
Хотя новый роман из «фэнтезийного цикла» Олдей вполне самостоятелен, и его может смело осваивать даже читатель-новичок, все же лучше ознакомиться со всем циклом по порядку. Редкое удовольствие -наблюдать, как рождается и расцветает целый мир, крепчает твердь Квадрата Опоры и наливается лазурью Овал Небес. Итак, на начало 2008 года в цикл входят следующие произведения: рассказы «Старое доброе зло», «Дуэль», «Принцесса без дракона», «Турнир в Блезуа» и «Проклятие»; три повести о чудесах («Захребетник», «Снулль вампира Реджинальда» и «Скорлупарь»), романы «Шмагия», «Приют героев» и, наконец, «Гарпия».

«Фирменные» олдевские игры словами всегда уместны: ежевельник уживается с вполне обычными пионами, розами, гладиолусами и ромашкой. Когда надо, точно работают кровавость роз и горделивость гладиолуса, равно как и противопаразитные свойства ромашки. Да и простой можжевельник там тоже есть.

 

ЦИТАТЫ
Отец ударит, сын вылечит, — с отменным равнодушием сказал капитан. — Пустяки...
За годы, проведенные в Реттии, я не раз слышал любимую поговорку Штернблада. Ее цитировали все, кому не лень. Другое дело, что единицы догадывались об истинном смысле слов капитана. Его сын, лекарь у графа Ла Фейри, терпеть не мог столичного отца. Он отказал капитану, когда тот изъявил желание увидеть внука. Они не встречались даже на могиле жены рано овдовевшего капитана. Сын заранее узнавал о визите отца, и сказывался занятым или уехавшим. Думаю, поговорка успокаивала Штернблада-старшего. Сладкая, неясная для посторонних ложь создавала видимость общности между формально близкими, но абсолютно далекими родичами...

 

ПРИСУТСТВУЮТ
Благоразумная корректность по отношению к миксантропам
Представители редких видов хомобестий
Встречи со знакомыми героями и живые легенды со всех пределов Квадрата Опоры

ОТСУТСТВУЮТ
Нарушения всеобщих законов сохранения
Супергерои, отроду не ведающие страха и упрека
Явное человекообразие у хомобестий

 

ОЦЕНКИ
Сюжет — 9
Мир — 10
Персонажи — 10
Стиль — 10
Качество издания — 7
Оценка «МФ» — 10



Фантастика-> Г.Л.Олди -> [Авторы] [Библиография] [Книги] [Навеяло...] [Фотографии] [Рисунки] [Рецензии] [Интервью] [Гостевая]


 
Поиск на Русской фантастике:

Искать только в этом разделе

Сайт соответствует объектной модели DOM и создан с использованием технологий CSS и DHTML.

Оставьте ваши Пожелания, мнения или предложения!
(с) 1997 - 2004 Cодержание, тексты Генри Лайон Олди.
(c) 1997,1998 Верстка, подготовка Павел Петриенко.
(с) 1997-2004 "Русская фантастика",гл.ред. Дмитрий Ватолин
(с) 2003-2004 В оформлении сайта использованы работы В. Бондаря
(с) 2001-2005 Дизайн, анимация, программирование, верстка, поддержка - Драко Локхард

Рисунки, статьи, интервью и другие материалы
HЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАHЫ
без согласия авторов или издателей.
Страница создана в июле 1997.