Игорь Черный:
"Телец алюминиевый"


 

Телец алюминиевый

********картинка oldie_valentinov.jpg

ЖАНР
Историческая фантастика, психологический детектив
********баннеры “историческая фантастика”, “детектив”

Генри Лайон Олди, Андрей Валентинов
Алюмен, или Земная опера. Кн.1. Механизм времени

Роман
Художник: В. Бондарь
Издательство: “ЭКСМО”, 2008
448 стр.
12100 экз.

Когда харьковский творческий дуэт Генри Лайон Олди (Дмитрий Громов и Олег Ладыженский) объединяется со своим земляком Андреем Валентиновым, то обязательно жди чего-то необычного, грандиозного. Вспомним роман “Нам здесь жить”, "Одиссея" с "Диомедом" - античную тетралогию по мотивам гомеровского эпоса, а также “Рубеж” и “Пентакль”, написанные этим трио в соавторстве с киевлянами Мариной и Сергеем Дяченко. И вот теперь трилогия “Алюмен”, открываемая первой книгой под названием “Механизм времени”.  Действие ее происходит в XIX веке, но перекликается с веком XVIII, а также с XXVII (!).
По жанру перед нами типичная криптоистория (т.е. тайная, неизвестная история), одним из основоположников которой в русскоязычной фантастике считается Валентинов. Но авторы сами определили жанровую принадлежность своего творения, как “земную оперу”. Чувствуется неприкрытая оппозиция жанру “оперы космической”. Спору нет, сходство имеется. Там - покорение новых планет, встречи с неведомыми расами инопланетян, здесь - практически то же самое, но в условиях нашей матушки Земли. Писатели словно пытаются доказать, что сюжетный потенциал земной тематики еще далеко не иссяк, не исчерпан. В то же время критикой не раз отмечалась некая музыкальность текстов Олди и Валентинова, внутреннее родство их с оперным жанром (наличие прологов-увертюр, условных хоров и арий). И фантасты решились на необычный эксперимент, построив роман по музыкальным законам. В книге есть зачин-увертюра, 3 акта, разделенные на сцены, и апофеоз. На наш взгляд, при определенной доле претенциозности результат получился весьма убедительным.
Завязкой действия “Алюмена” служит драматическое событие, происшедшее во Франции в 1832 г., когда на дуэли, свершившейся при таинственных обстоятельствах, погиб гениальный математик 20-ти лет, Эварист Галуа. До сих пор не приподнята завеса, окутывающая мраком этот случай. Олди и Валентинов выносят на суд читателей свою версию того, что же именно произошло в Париже 175 лет назад. Таким образом, мы имеем дело еще и с детективом, в котором действующими лицами выступают реальные персонажи истории. Среди них Александр Дюма-отец, Тьер, братья Эрстеды, Ханс Христиан Андерсен. Одним из главных героев этого тома выступает юный француз Огюст Шевалье - личность тоже невымышленная, но о которой известно лишь то, что он был другом Галуа, и именно ему было адресовано последнее письмо математика с просьбой позаботиться о его рукописях. Этой скупой информации хватило авторам для того, чтобы сделать ее гвоздем, на который они и повесили свою картину (не случайно эта фраза Дюма звучит в “Алюмене”).
Если отбросить в сторону перипетии сюжета, пронизанного, с одной стороны, мрачной мистикой в духе эпохи романтизма начала XIX столетия, а, с другой, восточным колоритом, то суть конфликта составляет поединок двух ученых, олицетворяющих два подхода к науке, два взгляда на технический прогресс - датчанина Эрстеда и немца фон Книгге. Проблема ответственности ученого за свои открытия вообще является одной из центральных для творчества как Олди, так и Валентинова. Одно ли благо несут человечеству научно-технические открытия? В “Алюмене” как раз и рассказывается об истории открытия одного из самых полезных металлов-трудяг - алюминия, который поначалу был дороже золота и платины и использовался для изготовления ювелирных украшений. Но есть и другой взгляд, сродни мнению средневекового инквизитора. Что развитие науки, в конце концов, погубит человечество. А потому надо всячески препятствовать прогрессу, для чего все средства хороши, вплоть до физического устранения ученых, делающих великие открытия. Борьба века нынешнего и века минувшего идет не на жизнь, а на смерть. Здесь любые средства хороши - от ракет Конгрева до использования вампиров, зомби и псов-призраков (причем с обеих сторон).
Особо стоит сказать о слоге произведения. Несмотря на то, что работа велась в четыре руки (точнее, в шесть), разноголосицы и разнобоя в тексте нет. Стиль везде ровный, изящный и отточенный. Как всегда у Олди и Валентинова, в книге много литературных реминисценций, расширяющих текстовое пространство, метафор, рефренов - то есть того, что свидетельствует о том, что для авторов написание текста - это не просто бумагомарание, а напряженная работа буквально над каждым абзацем и предложением.
Итог: В “Алюмене” бездна достоинств и всего один недостаток. Для того чтобы, не напрягаясь, читать книгу, надобно обладать едва ли не энциклопедическими знаниями или иметь под рукой БЭС (как вариант - включенный компьютер с открытой страницей Википедии).
— Игорь Черный

ПОХОЖИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Александр Казанцев “Клокочущая пустота”
Андрей Валентинов “Дезертир”

ЦИТАТЫ
****буллит Пьедестал был пуст. Каменная крошка усыпала траву, обозначая путь того, кто сошел с высот вечности на грешную землю. Ольгер, Мраморный Жених, услышал зов своей невесты. Тени вьюнами вертелись у ног его высочества - подталкивали, указывали путь, с нетерпением скакали, облизывая статую черными языками. Мрамор не спорил - шел. Не гнулись колени, гладкая поверхность змеилась трещинами; отпало, покатилось по земле навершие меча.
****буллит По улице Обри-ле-Буше медленно, не спеша шагали мертвецы. Первым хромал усатый старик в незнакомой форме, волоча за собой древнюю аркебузу. За ним ковыляли, тараща слепые бельма, утопленники в рваных бушлатах. “Жабо” из водорослей, лица изъедены рыбами. Следом, будто лава Везувия, пузырилась бурая каша - бурлила, лилась по щербатому булыжнику. Мелькнул лоскут кожи, утыканной иглами; в переулок уползло, извиваясь, бородавчатое щупальце.   Мертвецы шли на штурм баррикады.

Это интересно
В сентябре 1832 года Огюст Шевалье опубликовал в “Ревю Ансиклопедик” некролог на смерть своего друга, Эвариста Галуа. После этого имя Галуа надолго было предано забвению. Все математические работы гения при содействии его брата Альфреда Галуа попали к Огюсту Шевалье, брату известнейшего экономиста Мишеля Шевалье, но Огюст не мог найти никого, кто согласился бы их издать. Только спустя четырнадцать лет, в 1846 году, Жозеф Лиувилль впервые опубликовал их в основанном им математическом журнале.

ПРИСУТСТВУЮТ
исторические персонажи
научные открытия
поединки
псы-призраки
вампиры
иллюминаты

ОТСУТСТВУЮТ
боги
вселенское зло
звездолеты
инопланетяне

ОЦЕНКИ
Сюжет — 9
Мир — 9
Персонажи — 9
Стиль — 10
Качество издания — 9
Оценка “МФ” — 9



Фантастика-> Г.Л.Олди -> [Авторы] [Библиография] [Книги] [Навеяло...] [Фотографии] [Рисунки] [Рецензии] [Интервью] [Гостевая]


 
Поиск на Русской фантастике:

Искать только в этом разделе

Сайт соответствует объектной модели DOM и создан с использованием технологий CSS и DHTML.

Оставьте ваши Пожелания, мнения или предложения!
(с) 1997 - 2004 Cодержание, тексты Генри Лайон Олди.
(c) 1997,1998 Верстка, подготовка Павел Петриенко.
(с) 1997-2004 "Русская фантастика",гл.ред. Дмитрий Ватолин
(с) 2003-2004 В оформлении сайта использованы работы В. Бондаря
(с) 2001-2005 Дизайн, анимация, программирование, верстка, поддержка - Драко Локхард

Рисунки, статьи, интервью и другие материалы
HЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАHЫ
без согласия авторов или издателей.
Страница создана в июле 1997.