dance_angel_007:
"Шутиха"


 

-- Я не являюсь поклонником творчества Олди, более того, "Шутиха" - первая его (их?) книга, попавшая мне в руки. Все, что я знала про сей псевдоним, так это именно то, что это - псевдоним, под которым скрываются два человека (Дмитрий Громов и Олег Ладыженский), да и то их имена услужливо подсказал мне великий Google пару секунд назад. Однако же, читать хорошие книги вообще, и хорошую фантастику в частности я люблю. А также имею два высших образования... к чему бы это в рецензии? дальше будет понятно, к чему :). Каковые обстоятельства, надеюсь, могут послужить в счет объективности и непредвзятости данного поста.
А вот то, что я болею гриппом и мое восприятие действительности в настоящий момент несколько затруднено, наверное, послужит извинением перед горячими поклонниками "Олдей" за то, что мой пост недостаточно восторжен и не содержит придыхания.
Начнем с хорошего? Мысль, проводимая через книгу - о пользительности шутов и их просто-таки необходимости в современной жизни - очень хорошая и приятная. Так же приятно наблюдать за перипетиями сюжета, особенно когда в нем появляется колоритный Вован и не менее колоритный Пьеро. Генеральный менеджер "Шутихи" Мортимер Заоградин тоже хорош, а реалии PR и общения с госслужбами переданы с неповторимым юмором. Другие персонажи вышли более "картонными" - например, Гарик Поттер, классический "дядя-мальчик", настолько классический, что кажется списанным со всех сидящих-на-шее-у-жены-творческих-бездельников одновременно. А главная героиня ... она вызывает сочувствие, хотя совершенно непонятно, как при такой деловой хватке она так плохо соображает в делах личного порядка и воспринимает наем шута для дочери как личную трагедию. Подумаешь, шут, ну и шут бы с ним! - ан нет, испереживалась вся. Не встречала я в жизни бизнес-леди с переживательной мнительностью домохозяек, да и домохозяек с образом жизни бизнес-леди - тоже не доводилось. А впрочем, я могу просто придираться...
Тем не менее, за действием следишь напряженно, и предсказать развитие событий трудно. Очень впечатлила кульминационная сцена сражения шутов с унылой серостью, и сильно порадовал эпилог. Современные писатели зачастую пренебрегают такой важной составляющей книги, как хэппи-энд - а куда же без него? Если в жизни не все всегда заканчивается хорошо, то хотя бы в книге нужно дать читателю возможность порадоваться за героев! В конце концов, учитесь у Толстого с его войной и миром. Так вот, хэппи-энд у "Шутихи" хороший, обстоятельный, всем сестрам досталось по серьгам, все, кому положено, поженились, выросли, возмужали, стали знаменитыми и заматерели. Начинаешь верить, что и у тебя через 10 лет все может быть совсем-совсем по-другому :)
Вставки с порванной связью времен очень симпатично оформляют действие в различных тонах и оттенках. И не нужно авторам писать дюжины книг, чтобы попробовать себя в разных жанрах и описаниях разных эпох, языковых особенностях и стилях - на всех 200 страницах книжки царит полное жанровое безобразие, тут тебе реалии, тут фантастика, тут фантасмагория, тут вообще пьеса или драма. Хотя с непривычки такое безобразие меня поначалу раздражало, привыкла, понимаете ли, что книги бывают написаны в одном стиле и жанре. Отстала от реальности, как видно :) Зато в этой книге, идущей под грифом "шедевры современной фантастики", удалось достичь одновременно и почти полного отсутствия этой самой фантастики, и почти повсеместного ее присутствия.
Вроде бы похвалили достаточно - переходим к ругательству.
Итак ... очень тяжко было продраться через первые 50 страниц. Я, конечно, понимаю, что автор (а тем более, авторы! две-то головы, оно всенепременно лучше, чем одна) имеют полное право гордиться своей эрудицией и знанием всяческих деталей. Но зачем же устраивать умствования на полстраницы, с лирическими отступлениями внутри лирических отступлений внутри лирических отступлений? Так ведь можно произвести отсев читателей еще до того, как они начнут получать удовольствие от книги. Ибо, как известно, у хорошей, интеллектуальной книги должны наличествовать два достоинства: сложность построения (будь то за счет увлекательности сюжета, колоритности материала, или самых разных деталей) и одновременно - легкость прочтения и удовольствие от того, что удается внимать замыслу автора и понять все его аллегории, аллюзии и прочие "а-ии". И если с первым у Олди все в порядке, то со вторым - мама не горюй! Я со своими двумя высшими образованиями и бог знает сколькими полками книг, прочитанных с раннего детства, постоянно проверяла себя на наличие инфы в нужной ячейке памяти. Да, несомненно приятно наличие "интеллектуальной фэнтези", но многочисленные отступления делают прозу весьма тяжеловесной.
Еще очень позабавили стихотворные вкрапления. Если некоторые из них весьма оправданы, например, диалог Галины с мужем в спальне, то другие просто удивляют, если не сказать - раздражают.
Итог: книга однозначно не плохая и явно достойная прочтения. Но приготовьтесь преодолевать некоторые трудности в виде заумных отступлений - в крайнем случае, их можно просто пропускать ;)

dance_angel_007



Фантастика-> Г.Л.Олди -> [Авторы] [Библиография] [Книги] [Навеяло...] [Фотографии] [Рисунки] [Рецензии] [Интервью] [Гостевая]


 
Поиск на Русской фантастике:

Искать только в этом разделе

Сайт соответствует объектной модели DOM и создан с использованием технологий CSS и DHTML.

Оставьте ваши Пожелания, мнения или предложения!
(с) 1997 - 2004 Cодержание, тексты Генри Лайон Олди.
(c) 1997,1998 Верстка, подготовка Павел Петриенко.
(с) 1997-2004 "Русская фантастика",гл.ред. Дмитрий Ватолин
(с) 2003-2004 В оформлении сайта использованы работы В. Бондаря
(с) 2001-2005 Дизайн, анимация, программирование, верстка, поддержка - Драко Локхард

Рисунки, статьи, интервью и другие материалы
HЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАHЫ
без согласия авторов или издателей.
Страница создана в июле 1997.


 
Самая актуальная информация Олег Белай Трифико на сайте.