Дикий Пушистик:
"Алюмен"


 

Дикий Пушистик (форум Фэнзина)

            Алюмен : книга первая : Механизм Времени/ Генри Лайон Олди, Андрей Валентинов. – М.: Эксмо, 2009. – 448 с. – (Стрела Времени)

            Сильная книга. Очень сильная. Внушает просто нипадеццки. Очень круто; впереди же ещё должно быть как минимум два тома.
            Итак, поехали. Суть «Механизма времени» - в попытке отобразить на бумаге то неуловимое, невесомое и в тоже время такое в итоге вещественное – Время. Точнее, историческое время. Проследить с секундомером поступь истории. Задача, безусловно, титаническая и внушающая нехилый пиетет к авторам романа. Справились ли они с этой задачей – станет понятно после окончания последнего тома романа. Но зачин у них получился просто обалдеть. ПМСМ «Алюмен» - ОТЛИЧНЫЙ РОМАН. Увы, не гениальный, а просто отличный. Как говаривал свержинский Лис: «Умереть не встать!»
Время действия романа начинается в 1832 году. Место действия обширно – от Франции и Датского королевства до Поднебесной империи и Окинавы. В наличии – революционные инсургенты, тайные агенты, гениальные учёные, мастера восточных единоборств, оборотни и кадавры, «светлые» и «тёмные» силы, заговорщики и иллюминаты, солдаты, моряки, историки и простые обыватели; чередой проходят французы, датчане, китайцы, русские, поляки, евреи… Борьба за «прогресс» (сначала научный, но ведь это только начало…) и борьба против него. Схватка за место у стрелки, чтобы направить грохочущий локомотив истории XIX века (и грядущего) в «нужном» направлении… Пересказывать перипетии сюжета я не собираюсь, роман надо читать самостоятельно. Но хотелось бы предупредить, что «Алюмен» - это роман не для всех. Ибо, невзирая на присутствие определённого количества `батальных сцен, экшен в этом романе – не главное. Любителям незамутнённого махача, рубилова, мочилова и стрелялова роман вряд ли придётся по душе. И у многих любителей т.н. «городского фэнтэзи» «Алюмен» также наверняка вызовет ряд вопросов. Ибо оборотни, вампиры и бродячие покойники на страницах романа встречаются – но под таким особенным углом, что полный ух. Темп изложения тоже неравномерный, действие повествования то неспешно плывёт куда-то вдаль, то свирепо бросается через пороги, то швыряет читателя в очередной водоворот… И не чистое фэнтэзи, и не стимапанк, и не альтернативная история… Конечно, можно было бы сказать, что это всё ну просто есть типа ваще оригинально – но ведь мы помним по-императорски роскошную книгу «Посмотри в глаза чудовищ». При чтении «Алюмена» у меня не раз возникали ассоциации именно с этим романом Лазарчука и Успенского. (а ещё разок-другой – и с «А.С.: секретная миссия» и цикла про Сварога {магические зеркала} Бушкова) Но не это главное. Главное – в самом поиске. Говоря красиво – в Пути (раз уж героям приходится постигать тайны не только Запада, но и Востока). И вот здесь-то городское и не очень фэнтэзи встречается как с историей науки, так и с философией истории (но историософии, похоже, всёж нет, или она просто, подобно мифическому Левиафану, всплывёт на поверхность в следующих томах романа?). Книга, повторюсь, непростая. Лично мне первые полсотни страниц читать было довольно в лом. Зато потом – осознал, проникся и просто оторваться от книги не мог. Тени Ньютона и Гегеля, великие математики, философы и заговорщики, герои классических трагедий и реальной истории – вот что находится в алхимическом (или уже почти чисто химическом ) тигле этого романа…
Центральный вопрос романа – имеет ли человек (политическое животное, амёба прямоходящая и т.п.) такое право - торопить Будущее? Даже с самой благой целью? Используя для этого всё и вся? Нет окончательного ответа. Хотя образы Будущего (статуя Великого Механика VS пирамиды с пентаграммами) – ВНУШАЮТ. Но ведь и мысль о том, что если Бога больше нет, то тогда ради прогресса науки и спасения мира «можно» резать живого ребёнка или собирать «врагов светлого будущего» в концлагерях – очень и очень правильная. Но ведь «юноши бледные со взором горящим» вряд ли будут читать такие вот хорошие романы… ни леваки, ни бритые ультра, ни тем более, уверовавшие в свою «миссию» т.н. либералы. А даже если и прочтут – то вот задумаются ли они о том, можно ли перекраивать историю по живому? Шевалье в романе уже хоть начал думать…
            Мы же помним страшные февраль 17-го и август 91-го, когда силы Ада смогли вырваться наружу – и не хотелось бы чтобы нечто подробное повторилось в нашей стране ещё когда-нибудь…. Ну а французам можно оставить их Бастилию, залитые кровью тюрьмы и Вандею.
Поднят в книге и вопрос об иллюминатах, масонах и прочих тамплиерах. Тут принято считать возможным два варианта – или считать всё это одним только конспирологическим бредом и поиском чёрной кошки в пустой тёмной комнате, или же верить что почти все крупные войны, мятежи и бунты с заговорами за последние примерно 7 веков – дело рук и мастерков этих личностей. Но ведь, вполне возможно, истина находится где-то там, ближе к середине… и ведь некий завет очень уж напоминает некие протоколы...
Кстати, Александр Дюма и Виктор Гюго тоже где-то тут, рядом… Ближе к концу книги стал задумываться – а является ли путь героев путём, так сказать, европоцентричным? Ибо универсализм науки и всё такое… или всё же нет? Много вопросов, мало ответов… Очень надеюсь встретить где-нибудь (ну хотя бы в третьем томе) любимых мною Шопенгауэра и Киркегора…надеюсь покажут и развитие алюминиевой посуды при дворе НаполеонаIII… Понятно также, что борьба тёмных, светлых и фиг-знает-каких-там-ещё сил будет продолжаться… шестерёнки великого механизма времени будут крутиться дальше…
Что любопытно, книга читается (это моё личное мнение) очень неравномерно. Где-то не оторваться, а где-то позёвываешь… И потом, иногда повествование подходит почти к самой грани высокого философского эпоса, а потом (частенько) наоборот, как бы выхолащивается, дистиллируется что-ли… То крутое горячее блюдо явно внеземно-экзотического происхождения, то диетическая кола и обезжиренное молочко…
Ценителям творчества Дюма, Гюго и Мериме (да и «бригадира Жерара» Конан-Дойла можно припомнить) эта книга наверняка доставит немало приятных минут. Как не грех, наверное, будет снова перечитать и мемуары Видока с Сансоном (пусть и уступающие многократно тому же Дюма, но тем не менее – лично мне Видок всегда нравился.)…
Короче говоря, роман получился просто полный супер. Читать с восхищением и осторожностью.))  ( Кстати, прервалось всё, как обычно, на самом интересном месте.)
p.s. Книга, ещё раз повторюсь, действительно великолепная. Но «Овернский клирик» и «Капитан Филибер» мне всё же как-то ближе, почему-то… так что моя итоговая оценка – «5-+» .
p.p.s. Кстати, я бы не сказал, что для чтения «Алюмена» необходимо обладать прям энциклопедическими знаниями. ПМСМ достаточно просто любить историю – и стремиться к познанию… и тогда, действительно, нельзя терять Время…



Фантастика-> Г.Л.Олди -> [Авторы] [Библиография] [Книги] [Навеяло...] [Фотографии] [Рисунки] [Рецензии] [Интервью] [Гостевая]


 
Поиск на Русской фантастике:

Искать только в этом разделе

Сайт соответствует объектной модели DOM и создан с использованием технологий CSS и DHTML.

Оставьте ваши Пожелания, мнения или предложения!
(с) 1997 - 2004 Cодержание, тексты Генри Лайон Олди.
(c) 1997,1998 Верстка, подготовка Павел Петриенко.
(с) 1997-2004 "Русская фантастика",гл.ред. Дмитрий Ватолин
(с) 2003-2004 В оформлении сайта использованы работы В. Бондаря
(с) 2001-2005 Дизайн, анимация, программирование, верстка, поддержка - Драко Локхард

Рисунки, статьи, интервью и другие материалы
HЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАHЫ
без согласия авторов или издателей.
Страница создана в июле 1997.