Анна Патер:
"ГЕРОЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОДИН"


 

Автор: Анна Патер
Дата публикации: 9.07.2009
Найдено: http://www.enklawamagii.pl/literatura/oldi/herospowinienbycjeden1/recenzja2
 
Похоже, никому из наших современников не пришло бы в голову думать о мифических богах как о живых существах, исторических живущих тогда, а может быть, и сегодня.
Все наши знания -- это всего лишь мифы, часто недосказанные, всегда нереальные, но в то же время очень интересные благодаря своим возможностям, вытекающим из неограниченной фантазии людей, которые эти мифы создали. Не кажется вам удивительным, что из одной капли крови и морской воды может родиться новое, к тому же еще божественное существо? Нет! Ведь в этом есть сила мифов - все допустимо, нет ничего невозможного.
На этой основе создали свой роман Дмитрий Громов и Олег Ладыженский, пишущие под общим псевдонимом Олди. История рассказаная в романе "Герой должен быть один, книга первая", создана именно из известных мифов, вплетена в мифологические мотивы. Дело происходит на Олимпе, после известной "Титаномахии". Заточив титанов в Тартар, Зевс и другие олимпийцы имеют абсолютную власть. Авторы называют покоренных и их пособников "осуждёнными душами", культ которых распространяется среди живых, угрожая как смертным людям, так и властвующим олимпийцам.
Некоторые боги считают что молодой Алкид и его брат-близнец Ификл - сын смертного человека, рожденного в Фивах Амитриона - являются шансом на освобождение от угрозы со стороны осужденных.
Дуэт писателей не вносит в мифологию больших изменений, а те, которые появляются, можно назвать "косметикой", во всяком случае, с точки зрения типичного читателя, который то, что сказано в книге, может сравнить только лишь с тем, что прочитает в Сети. Можно бы спросить: "Где тут фантастика? Ведь про мифологию и у Парандовского можно почитать. Но Олди идут дальше. Они умело сложили в единое логическое целое разбросанные куски истории. Более того, роман читается не как мифология, рассказаная лишь третьим лицом. Авторы заставляют говорить не только повествователя, но и героев: Ификла, Алкида и их отца Амфитриона, и даже самых богов. Благодаря этому роман получает колорит и становится динамическим. Нельзя жаловаться на недостаток событий или медленные темпы.
Что интересно, книга составлена как античная трагедия. Эписодии повествуют о судьбе Амфитриона и близнецов, кратко представляют мир живых, смертных и говорят о том, что в этом мире происходит. Стасимы - в греческом театре песни, исполняемые хором, отделяющие очередные эписодии - рассказывают о том, что есть сверхъестественное, они переносят нас в мир богов, позволяя нам наблюдать их разговоры, взаимоотношения и планы. К тому же ещё имеются парод и эксод - эквиваленты современного пролога и эпилога. Эта стилизация это не только интересная форма, она пидаёт роману специфический климат и достоверность.
Очень интересен подход писателей к богам и другим мифологическим существам. Описанные персонажи ведут себя больше как люди, чем как боги. Не чужды им ни сочувствие, ни привязанность - даже к смертным. Боги бывают корыстолюбивы или циничны. Они влияют на человеческую жизнь: иногда, чтобы помочь, иногда наоборот. Арес считает, что его недооценивают, Гермес всё время посещает дядю   Аида и издеваетсянад "дурой Афродитой или "глупым Аполлоном", а что на счет Диониса... ну что ж, легко можно догадаться, что он делает и о чем обожает говорить. Из-за этого пантеон греческих богов становится нам ближе, мы его лучше понимаем. Читая книгу, можно легко систематизировать знания, хотя бы о родственных связях богов.
"Герой должен быть один, книга первая" -- это, вне сомнений, произведение многосюжетное, мы наблюдаем действия богов, борьбу Амфитриона за воспитание сыновей, борьбу сыновей против их "второго я" в лице второго брата, где один из них - это воплощение силы, а второй - рсзсудка; родственные связи, самоотверженность героев, возникновение братских связей и даже военные действия, вызванные неблагоприятным влиянием богов. Всё это в идеальных дозах. При этом, как будто мимоходом, авторы постарались сравнить политеизм с монотеизмом. Словно весь пантеон был только "больной тканью, отброшенной Единственным на окраины его владений". Это очень интересный взгляд, который вводит немного "фантазии в фантазию", помещая монотеизм и политеизм в одном мире. Эта идея пока не очень развита, но, может, авторы скажут больше во второй книге.
Г.Л Олди написали вместе более чем 170 книг. В "Герое" мы видим великолепный консенсус, который они выработали за эти годы. Роман отлично сбалансирован, отработан до последней детали, и в то же время рассказан непринуждённо. Книга читается легко, доставляет удовольствие. Читатель погружается в мир, в котором теряется граница между божественным и человеческим, где человек может стать равным богу, а бог может подружиться с человеком. От всей души рекомендю как любителям фантастики, так и всем, кому в школе нравилась мифология.

 
************

Перевод с польского Agnieszka Chodkowska-Gyurics



Фантастика-> Г.Л.Олди -> [Авторы] [Библиография] [Книги] [Навеяло...] [Фотографии] [Рисунки] [Рецензии] [Интервью] [Гостевая]


 
Поиск на Русской фантастике:

Искать только в этом разделе

Сайт соответствует объектной модели DOM и создан с использованием технологий CSS и DHTML.

Оставьте ваши Пожелания, мнения или предложения!
(с) 1997 - 2004 Cодержание, тексты Генри Лайон Олди.
(c) 1997,1998 Верстка, подготовка Павел Петриенко.
(с) 1997-2004 "Русская фантастика",гл.ред. Дмитрий Ватолин
(с) 2003-2004 В оформлении сайта использованы работы В. Бондаря
(с) 2001-2005 Дизайн, анимация, программирование, верстка, поддержка - Драко Локхард

Рисунки, статьи, интервью и другие материалы
HЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАHЫ
без согласия авторов или издателей.
Страница создана в июле 1997.