Три письма Игоря Солунского по поводу романа "Нопэрапон"


Олди Г. Л. Нопэрапон или По образу и подобию; Роман. -- М.: ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. -- 423 стр.


[ возврат ]

Певрое письмо

Если тебе, милый классик, еще не надоело, то мы -- завсегда... Сей опус посвящен основной идее ГОДЗЮ: а не выпендривался бы ты, сердешный, да не прыгал бы -- целее будешь... Прочитал Ваш, судари, роман -- спасибо. С одной стороны, краткость -- сестра таланта (и милосердия), а с другой -- ну на один же вечер хватило радости, гады, нельзя же так, ей-богу!.. А если серьезно, то Японская часть понравилась почти безоговорочно (мелочи, которые, впрочем, Вам, классики, может виднее), а вот Харьковская часть оставила двойственное впечатление (за исключением некоторых монологов "Олега", которые тоже ДА) -- надо будет перечитать "по второму кругу"... Хотя опасная это штука -- так приближать "лирических героев" (или уж там "протагонистов") к себе горячо и незабвенно любимым... Но кто я такой, чтоб судить -- еще один великий мастер "словоприкладства" и "специалист по всем вопросам"... Даже вот тренироваться "по-человечески" не выходит: или вместо тренировки медитирую над очередным идиотизмом из Университета, или, если припрешься, то обязательно попрут -- "Not for zombies... We don't need leaving dead... They have a tandancy became into "just dead"...", и самое обидное, что правы. Ибо две минуты дзю-кумитэ -- и серею, зеленею, задыхаюсь и путаюсь в собственных гениталиях, что, собственно, позор... Буратино хренов. Но до "волшебной палочки" еще не деградировал -- все еще осознаю, что только трудом и беспрестанным повторением лечатся эти болезни, да еще хорошим надиранием задницы самому себе... Засим до свиданья и надеюсь на ответ. Не менее ржавая, сколь старая крыса.

Второе письмо

Привет, дорогие классики! О романе еще раз. Плохо не то, что короткий (это я так, пошутил неудачно от тоски) -- плохо, что недописанный. "Видно, что не человек писал: сначала -- ничего, а потом -- сплошная собачатина пошла..." Так и у вас: до половины -- вроде бы все пормально, а потом... Япония хороша до последней свечи -- и тут, на тебе, блин, "убийца сегуна", в последних строках... А с Харьковом -- вообще лажа: желание высказать идею овладело настолько, что давай под нее, родимую, все ломать и крушить (я имею в виду характеры) -- и все у вас под конец такие хорошие и розовые получаются, ну просто "ням-ням во веки веков, аминь" -- особенно Большой Босс. Ну прямо перевоспитался и просветился на глазах... Читать противно... Или Дашкова перечитать полезно -- для противовеса. Они у него там все уж очень инфернально-злые -- упыристика, что возьмешь? -- но если смешать, то как раз ОНО получится. Потому что Монах -- это золотое дно, да только не на турнире -- это же идеальный "чистильщик"; или та же Ольга ваша -- они такие и есть: невыразительный мужчинка лет сорока, невзрачная девица, убогий шпаненок -- настоящий ниндзя это "человек толпы", потому и призрак, а вовсе не потому, что из дерьма выпрыгивает. А дальше срабатывает известный механизм: не умеешь -- научим, не хочешь -- засатвим. И пойдет ваш Монах "чистить", потому что есть жена и сын, да и сам он, положим, громобой -- да не супротив СВД... или повеситься, что тоже вероятно, а вашу благодушную команду покосят в три счета (с большей или меньшей возней) или заткнут, так как тоже жена и дети имеются; и, в конечном счете, тоже покосят, только позже и "в результате несчастного, но очень удачно подвернувшегося случая" -- ваш же милейший Константин Георгиевич и покосит... А Монахов -- это трагедия, которой вы и не коснулись, так -- смешочки... И бездна высокомерия... А автор -- он как скотоложец какой или некрофил, полюбить должен все эти пакости... Только тогда у него живая выйдет, как вы, кстати, Зверь-Книгу вашу полюбили или Сарта с Даймоном. Однако здесь попроще: они СИЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТИ, их можно ненавидеть, но можно и любить. А Монахов -- не сильный. И заурядный, и смешной, и болтает много (вот как я...) Да, кстати, неувязочка: если Монахов оказался способен на это, то во-первых, он гений веры, как Франциск Ассиский (и такой же "простец", как он -- но нам милей Доминик де Гуссман, конечно); во-вторых, если он смог в финале перешагнуть через СИЛУ, то он, вообще, одарен немеряно! И значит, что Олег из романа -- хреновый сэнсей, раз поленился поискать за всем наваленным в душу и мозги Монахова дерьмом того настоящего, из чего и растет ШКОЛА и ПУТЬ, и оттолкнул его своим высокомерием... Монахов же -- это трагедия "небесталанного", но не одаренного внешне человека, лишенного к тому же интеллектуальной дисциплины и, если хотите, с недоразвитой "чугунной задницей" -- и это описать было бы вдвойне интересно, так как это случай типичный, как " desiat' na duzhinu", но всегда неправильно трактуемый -- он или охаивается соцреализмом, или слюняво превозносится "братством шестидесятников" -- но очень редко честно анализируется (что увидели возможную социальную опасность этого типа -- это вы молодцы, кроме шуток и без дураков; вы -- одни из первых) -- пожалуй, в русской литературе это Чехов и, из современников, Щербаков "Мой несчастный друг, господин Н. Н". А по-моему, "монаховщина" в широком смысле -- один из краеугольных камней нынешнего бардака... Хотя, каюсь -- возможен и другой вариант: Монахов ПОВЗРОСЛЕЛ -- это может быть, но опять же, у вас это нигде не прозвучало, что Монахов, занявшийся "метабоем", и Монахов, вышедший драться с Олегом, это уже разные люди... А жаль... Вот такое гигантское получилось письмо. Извините. И не обижайтесь: "Критик должен быть злым -- это поклонники должны быть добрыми!" Ладыженский Олег Семенович лично... Так что следую советам. А как поклонник -- спасибо еще раз. С нетерпением ожидаем... Олегу Семеновичу наш нижайший поклон (эдак градусов под 67.5 - Фримен говорил, что: "Под 90 - это императору, 67.5 - любимому сэнсею, a мне - и 45 сойдет!"). До свидания, или до следующего письма. Старая крыса.

Третье письмо

Перечитал (в очередной раз) "Ноппэрапон" - и, хоть по-прежнему считаю, что вы ... и вам надо было больше с Каштанкой из с.ш. N1 в свое время общаться (училка русского языка, Ирина Сергеевна, у которой была любимая фраза: "Краткость может и не быть сестрой таланта, но - с милосердием она в родстве") - но сие мое персональное мнение, которое я никому не навязываю, т. к. являюсь, с очевидностью, "специалистам по всем вопросам", - но на многие грустные мысли меня навело - хотя-бы в отношении себя... В основном, что есть еще много ям и ухабов на Пути, помимо вышеописанных, и стремление к волшебной палочке - только первая и не самая глубокая из них... Гордыня человеческая - она, наверное, похуже будет - так как поиски волшебной палочки все же подразумевают, что человек способен УВЕРОВАТЬ, а значит потенциально (только потенциально!) открыт для возможного прозрения (это тоже ведь - чудо) и для ученичества... А вот гордыня от сознания пройденного и постигнутого, и убежденность, что ты-то знаешь как надо... Они могут убить веру в чудо прозрения (не от того, понятно, что руку кому-нибудь сломал, а от того, что вырос и смог посмотреть на себя по-новому) - и всякую возможность движения... Это, понятно, в основном, про себя...

[Игорь Солунский]

[ возврат ]


Фантастика -> Г.Л.Олди -> [Библиография] [Фотографии] [Интервью] [Рисунки] [Рецензии] [Книги
Оставьте ваши Пожелания, мнения или предложения!
(с) 1997 Дизайн Дмитрий Ватолин.
(c)1999 Верстка, подготовка Дима Маевский.
(с) 1997 Рисунки Екатерины Мальцевой

Рисунки, статьи, интервью и другие материалы НЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАНЫ без согласия авторов или издателей.