Рецензии
 
 
 
 

ТРУДНО БЫТЬ НЕ БОГОМ


 
 

Г. Л. Олди "Одиссей, сын Лаэрта" (Человек Номоса, Человек Космоса)
А. Валентинов "Диомед, сын Тидея (Я не вернусь, Вернусь не я)

Фантастическое упорядочение знаменитейших мифоэпосов -- давний конек Дмитрия Громова и Олега Ладыженского, выступающих под давно раскрытым псевдонимом Генри Лайон Олди. Они уже провели свое независимое расследование сказаний о Геракле ("Герой должен быть один") и Махабхараты (трилогия "Черный Баламут"), так что их новую работу наряду с новым романом их земляка и соратника Андрея Валентинова можно считать частью одного грандиозного и, по-видимому, еще далекого от завершения проекта, что само по себе уже вызывает уважение. Давайте же поглядим на события гомеровской эпохи глазами наших авторов, а верней, глазами их героев, поскольку и Г, Л, Олди, и А, Валентинов ведут свои повествования по преимуществу от первого лица.
Итак, перед нами большая семья человекоподобных бессмертных богов и богоподобных смертных героев, связанных сложнопереплетенными кровнородственными узами. В своем рассказе авторы обнаруживают и такие связи, о которых античная традиция умалчивает. Так Диомед оказывается сыном Афины-Паллады от смертного героя Тидея, а потомк Зевса и Гермеса Одиссей -- ее возлюбленным. В авторской версии старшие олимпийские боги -- не кто иные, как вестники Единого, уклонившиеся от миссии и узурпировавшие власть над людьми. Их мощь и бессмертие поддерживаются преклонением, трепетом, и самое главное, кровавыми жертвоприношениями, в первую очередь тайными человеческими. Дело осложняется тем, что посвященные в Тайну смертные потомки олимпийцев и сами способны при известных условиях превратиться в богов -- достаточно победить бога, как равного, и принять человеческую жертву. Но кровь богов (серебряный ихор), текущая в жилах героев, несет в себе проклятие ярости и безумия, так что олимпийской Семье остается лишь стравливать друг с другом истребителей чудовищ. В этом смысле Троянская война по Олди и Валентинову должна поставить последнюю точку в разводе Неба и Земли, и завершиться, с одной стороны, взаимоистреблением последнего поколения героев, а с другой -- расширением владений Семьи на Восток.
Вот тут-то у Бессмртных и случилась промашка: под Троей, в чудовищном Кроновом котле ускоренного времени, герои, сами не желая того, начинают обретать признаки божественной мощи. Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы не Одиссей и Диомед, по разным причинам обуреваемые одной и той же жаждой -- остаться людьми. И в этом плане всю четырехтомную эпопею я бы счел великолепной, совершенно уникальной реализацией расхожей метафоры "прийти в себя".
Повествования Олди и Валентинова являют собой причудливый сплав романа воспитания, исторического боевика и фантастической притчи, и авторы демонстрируют недюжинную изобретательность, компонуя в единое целое сюжеты античных авторов и Библии с научно-историческими материалами и собственными домыслами и фантазиями.
Тем-то и обидней, что текстуально авторы сплошь и рядом оказываются не на высоте своего замысла. Г. Л. Олди и А, Валентинову не всегда удается найти естественный тон, проскользнуть между Сциллой безудержного пафоса и Харибдой разухабистого стеба. И уж совсем ни к чему было А. Валентинову приплетать к увлекательнейшему повествованию ни изобретение футбола хеттами, ни встречу в Океане с гибнущим "Титаником", ни Атлантиду. В контексте архаики режут слух такие модернизмы, как "фигушки", "Пенелопчик", и еще множество им подобных; а именно на этом поле можно было затеять тонкие лингвистические игры. Безвкусными представляются щедро вкрапленные в текст аллюзии типа "мы похоронены где-то под Троей" или "где ни встретишь троянца ты -- там убей!". И если авторам достаточно успешно удается воспроизводить образцы античного стихосложения, то попадающиеся в тексте рифмованные вирши выглядят довольно убого, особенно в соседстве с роскошными -- от Гумилева до Бродского -- стихами эпиграфов.
Повторю вслед за Одиссеем: я очень люблю этот лук, эту стрелу, эту мишень, этих Олди и этого Валентинова, я восхищаюсь изощренной дерзостью их фантазий, но мне будет очень грустно, если эти авторы в той же стилистике замахнутся на реконструкцию, ну, скажем, Библии... А ведь, судя по всему, дело идет именно к этому.

А. Штыпель
"Литературная Газета"

 

 
 
 



Фантастика-> Г.Л.Олди -> [Авторы] [Библиография] [Книги] [Навеяло...] [Фотографии] [Рисунки] [Рецензии] [Интервью] [Гостевая]




 
 
 

 
Оставьте ваши Пожелания,мнения или предложения!
(с) 1997 - 2001 Cодержание, тексты Генри Лайон Олди.
(с) 1997 Верстка, дизайн Дмитрий Ватолин.
(c) 1997,1998 Верстка, подготовка Павел Петриенко.
(с) 1997 Рисунки Екатерины Мальцевой
(с) 2001 Дизайн Дж. Локхард
Рисунки, статьи, интервью и другие материалы 
HЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАHЫ
без согласия авторов или издателей.
Страница создана в июле 1997.