Рецензии
 
 
 
 
Ч. Немирный:
"Нам здесь жить" - не литературные впечатления


 

Очень люблю ангельского писателя Генри Лайона Олди. Читаю все, что удается купить. Нравится мне подход их персонажей к жизни. Для себяопределяю его так: "тернии даны герою, дабы продираться сквозь них, очищаясь на долгом пути к просветленью, которое обязательно наступит, но может за пределами книги, в другой жизни".
Однако, присуща им (Олдям) некоторая беспринципность. Такое чувство, что только изначальная правильность (если кто-то понимает, что это значит) их героя не дает ему сбиться с честной дороги, а
вовсе не рука авторов, которые сами не знают как в жизни лучше. Это я считаю достоинством их великих произведений, ибо далеко не всякий современный писатель способен сотворить реального полноцветного персонажа (не двухмерную тень), который может себе позволить иметь отличное от создателей мироощущение.
И мне почему-то кажется, что именно беспринципность (не слишком плохое качество в нашу переменчивую эпоху) позволила Олдям вступить в столь странное соавторство с г-ном А. Валентиновым. Я имею в виду их совместную книгу "Нам здесь жить". Конечно, каждому писателю жаль свое пылящееся в долгом ящике" творение. И если исходить из предисловия, то подобное соавторство было единственной возможность подарить миру выворотку и город наизнанку. Но, может стоило подумать о тех читателях, которые начнут свое знакомство с Г.Л. Олди с этой книги. Ведь могут и закончить. Даже мне, большому любителю их произведений пришлось пробиваться через заросли Валентинова. Я охотно верю, что последний неплохой писатель в своем уникальном, как пишут Олди, жанре криптоистории, и у него есть свои любители и почитатели. Но мне трудно представить, что его аудитории совмещается с почитателями Олдей. Конечно, ценные исторические консультации, спецлитература, позволившие сотворить столь безнадежно живого Геракла даже без помощи Зевса, требуют возмездия. Но дружба, дружбой, а пирожки надо печь врозь.
Я уже говорил, что более всего в творчестве Олди, мне импонирует жизнеутверждающая позиция героев, а тут, то есть там, где нам жить, то и дело тебя с ног до головы окатывает помоями пессимизма ханжески христианского окраса.
"Нам здесь жить" - дилогия. Первая книга, содержащая две толстые главы, написанные Олдями, еще читаема. Их герои, наделенные живыми страстями, очень волнующе стучатся лбом в неведомое, принимаемое ими за реальность. Город, которого нет, обрастает плотью и поражает воображение. Олди всегда умели писать так, что вещи несуществующие воспринимаются естественно, не требуя логических объяснений. Коронное марктвеновское "оно так выглядит" определяет все. Спорных вопросов просто не возникает. Зачем оправдывать существование в мире кентавра на колесах, если читатель с первых страниц ему даже не удивляется. Ну, прикол городской фауны, так ведь на то мы Олдей и читаем, подумаешь. Мы погружаемся в книгу, и все ее выворотки естественны для нас в ее рамках. Это талант!
А что случается при переходе к главам А. Валентинова? В первой книге она одна, а вот во второй... А. Валентинов норовит все объяснить. Это у него от образования. Нет, чтоб просто изучать историю мира, так их же учили ее освещать, да еще и в нужном ракурсе. Свет сейчас сменился, вот многие из историков и потерялись. Не понимаю, зачем писать альтернативную историю, если владеешь прекрасным багажом соответствующих реальных данных. Одно дело бренные люди без спец образования, нахватаются по верхам, обработают, закрутят сюжетик, а чтоб критики не придирались пишут в жанре альтернативки, забавно и здорово. Но если ты профи, так подобное обидно и унизительно. Я бы с удовольствием почитал нормальный исторический роман. Люблю Яна, Пикуля.
Но вернемся к нашим баранам. А. Валентинов все объясняет. Немного скучно, но понятно. Город вполне реален и даже сообщается с другими областями страны, правда, через карантин. Как его можно поддержать в существующих условиях безалаберности, он, увы, не пишет. Кентавры вполне ненормальные рокеры, только искаженные воображением, людей, искаженных искажением мира вследствие вполне реальных, но непонятных причин. Даже теории постулируются. Очарование олдевсого мира-города разрушено, и в порядке компенсации, предложена попытка его материализовать, но почему-то не получается, вероятно, не профессионализм автора в области физики, химии, биологии, экономики, этики, криминалистики слегка сказался. Ну почему, когда Олди пишут сами, никаких скользких углов; не компетентны, так извернулись, что никто и не заметил даже.
Нестыковка двух разноавторских миров в одном это еще не все. Какой настрой может быть у книги, когда половина героев продирается к "нам здесь жить", а другая половина пессимистически заламывает руки в ожидании "нам здесь умереть".
Опять же Армагеддон. Ну, был он вчера, ну и чудненько. Раз мы даже не заметили, остается только радоваться живучести рода человеческого, а не впадать в транс, что присутствуем на спектакле "Конец света". Такое ощущение, что А. Валентинова тревожит, что он прозевал начало. Конечно, жизнь вещь сложная, и если наступившее после Армагеддона "светлое будущее" не оправдало чьих-то надежд, разбило мечты и т.п., то вполне можно слить накопившиеся в душе помои на это неудовлетворительное новое поколение. Только если ты не вписался в поворот, надо не машину с дорогой винить, а горе водилу. А о пользе вливаний в неокрепшие души негативной энергии тоже писали многие.
Конечно, писатели разные нужны, люди всякие важны. Но ориентируясь на фамилию Олди, я не жду потоков мрачных пророчеств и хлюпанья носом по нашей реальной жизни.
То же с героями. Три четыре штриха и олдевский персонаж, главный ли, вторичный оживает, рождая сопереживание и интерес. Валентиновская главная героиня с первых страниц раздражает своим нытьем. Дорогостоящий агент внешних спецслужб с нервами барышни истерички. Конечно, город не реальный, но не до такой же степени. Даже исходя из авторской логики, превращающей фэнтези в банальный шпионский боевик, резиденту надо быть осторожным, а у нее прокол на проколе. Олди насыщают свой город ожившими суевериями, потусторонними силами, полезными, нейтральными, враждебными людям. Валентинов вводит милицию, войска, прокуратуру, ФСБ и сбрасывает на них все свои страхи перед властями, рисуя агрессивными, туповатыми. Вспоминаются старые фильмы про немцев, где один советский повар разогнал фашистский полк половником. Оболванивание врагов не прибавляет уважение к герою, точнее героине. Особенно, если она все равно с ними справиться не может. Так как в силу собственной сексуальной закомплексованности и подвизгивающей злобности ко всему в погонах, в самые ответственные моменты она думает не о том, а уж делает... Автор оправдывает ее выходки тяжелым детством и нелюбимой работой, но человека, не способного преодолеть или хотя бы держать себя в руках, вряд ли завербуют в качестве агента какие-то спецслужбы.Складывается впечатление, что А. Валентинов так озлоблен на бывшую советскую власть и ее силовые структуры, что уже не способен понять, что будь все люди их составляющие такими полоумными агрессорами, они не смогли бы причинить и половины того вреда, что он им приписал, ума бы не хватило, сами себя загрызли. Так же немного странно отношение автора к женщинам. Такое ощущение, что существуют только старушки, шлюшки, кокетки, секретутки и совсем озабоченные нимфоманки. Можно подумать, что он никогда не видел ни деловой женщины, способной думать только о работе, ни зацикленных на детях почти не заботящихся о собственной внешности матерях. Его героиня суперагент двадцать минут вертится перед зеркалом при срочном вызове и не успевает вовремя, поправляет шапочку на голове, когда свистят пули и думает корректно ли будет упасть на пол в таком обилии мужчин, будь она смазливой дурочкой-институткой, этакой подсадной уткой, а то ведь ответственный опытный работник прокуратуры, должна обладать кажется и интеллектом, и нервами, и соответствующей выучкой. То, что для многих домохозяек норма. не вяжется с вылезшей наверх по карьерной лестнице и заваленной работой госслужащей. А манеры: поплакалась на судьбу и пошла вместо конкретного разговора бить мужиков в промежность. Частота описываемого действа настораживает, то ли это литературный прием, то лиавтора без Фрейда не понять.
Словом, сальная злобность на, увы, обреченный мир просто сияет трупным неоновым светом из глав А. Валентинова. Герои какие-то сырые, недорисованные, не настоящие, но уже готовые бить, крушить и плакаться. И при этом в предисловии автором упрекаются современные супермены-десантники, спасающие мир по принципу: "гранату в дверь, а потом задавай вопросы"! Конечно, это наивный образ для широкого потребления, но сам А. Валентинов пожурил, да и исправил стальные мускулы на хрупкую истеричку, оставив и методы, и принцип.
Впрочем, если быть честным, последние страницы книги проникнуты такой энергией, что и валентиновские герои обрели плоть, и враги поумнели, и многие несуразности рассосались. Кульминация, одним словом. Бунт, революция, ГКЧП в разрезе, федеральные войска в роли врагов, сформировано Временное правительство, назначен Керенский-любитель, кровь, стоны, возможность всем умереть- вот то вожделенное, выстраданное к чему так долго и нудно подбирался автор. Ну не дали человеку повоевать в двадцатых (за белых), ну "не пустили" на баррикады сейчас, и в Чечню то он не попал, так надо хоть в романе шашкой помахать неукротимому А. Валентинову, в образ вжиться, воссоздать ситуацию. Болезненная тема, войдя в резонанс с душой писателя, вылилась ярким, жизненным образом, эдакой буффонадой пессимизма и мрачной нелепости.
Что же касается кончины почти всех главных героев (выжившие пребывают в коме, ожидая крушения мира), то как пишут сами Олди: "иначе, значит ложь". Мне кажется, что действующие лица романа настолько пропитались валентиновской реальностью, что отравились ею и естественно умерли, несмотря на заложенный Олдями в них иммунитет и жажду жизни, типичная передозировка.
Я человек, в общем-то, из тех оптимистов, которым "уготовано царство небесное" по тому же А. Валентинову, но он, взвалив на себя явно непосильную ношу пророка Армагеддона, который, кстати, уже БЫЛ вчера, просто вывел меня из равновесия своей книгой. Но, вероятно, к его сожалению, те нечистоты, которые он вылил на наше время, на нашу молодежь и прочее, пробудили во мне не праведную антисоциальную энергию (меня и при Советах не обижали, и сейчас вполне сносно кормят), а жажду высказать все что думается о нем, его книге и не в очень "гативной" форме.
Одно жалко, зачем Олди связались со столь несовместимым соавтором, и книжка расслоилась на главы, и мир ими выстроенный потускнел до банальности. Грустно все, никогда не буду читать А. Валентинова, ни одного, ни в соавторстве. И вам не советую.

(с) Ч. Немирный
0 декабря 2000 г.
 
 
 

 

 
 
 



Фантастика-> Г.Л.Олди -> [Авторы] [Библиография] [Книги] [Навеяло...] [Фотографии] [Рисунки] [Рецензии] [Интервью] [Гостевая]




 
 
 

 
Оставьте ваши Пожелания,мнения или предложения!
(с) 1997 - 2001 Cодержание, тексты Генри Лайон Олди.
(с) 1997 Верстка, дизайн Дмитрий Ватолин.
(c) 1997,1998 Верстка, подготовка Павел Петриенко.
(с) 1997 Рисунки Екатерины Мальцевой
(с) 2001 Дизайн Дж. Локхард
Рисунки, статьи, интервью и другие материалы 
HЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАHЫ
без согласия авторов или издателей.
Страница создана в июле 1997.

 
 

иззи зеркало