Выберите кодировку: win koi dos mac lat
Харьковский международный фестиваль фантистики  З В Е З Д Н Ы Й   М О С Т
Оргкомитет Списки Фотоархив Статьи
Премии Заявка Доклады Форум
Оргкомитет Оргкомитет Оргкомитет РУССКАЯ ФАНТАСТИКА


Доклады

ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСТВА КАК КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

(на материале анкетирования)

Для современного взгляда на проблемы формирования и закрепления мировоззренческих ориентиров, становления личности все большее значение приобретает тенденция рассмотрения мировоззрения как целостного феномена, который не тождественен так называемой "научной картине мира". Те представления и ценности, которые отражены и закреплены в такой картине мира, опирающейся на открытия прикладных наук, занимают в мировоззрении формирующейся личности достаточно подчиненное место.

В возрастной шкале, определяемой как "тинейджерская", гораздо большее влияние в становлении мировоззрения оказывают эмоциональные переживания личности, связанные с отношениями подчинения-зависимости, старший-младший и т.д. Сразу следует оговориться о том, что из чисто психологического круга представлений данные моменты формирования мировоззрения вырываются в область социологическую, в область своеобразной субкультуры, которую исследователи рассматривают как молодежную, часто при этом опираясь на маргинальные группы (хиппи, панки, толкинисты и.т.д.).

На наш взгляд, интересным фактором становления приоритетов и ценностей достаточно образованной части молодежи (студенчества) являются не только осознаваемые ценности, но и те, которые находятся в стадии вычленения, основаны на восприятии феноменов культуры в целостности. Такими феноменами в нашей культуре выступают в том числе художественные фильмы (широкоэкранные и для домашнего просмотра), пласт песенной культуры. Обычный молодой человек может назвать фильм или песню, ему понравившиеся, однако не вполне определенен в ответах о причине такого предпочтения. Все же по комплексу ассоциаций можно реконструировать более-менее целостную картину, по крайней мере, очерчивающую сферу интересов, затрагивающих формирующуюся личность. Это отнюдь не значит, что другие тексты и произведения "высокой культуры" недоступны или непонятны, просто пока они еще не актуализировались, не закрепились, и отнесены в периферийные зоны в ситуациях общения "на равных", друг с другом, тогда как в отношениях старшинства (беседах с родителями, педагогами, старшими друзьями они, несомненно, присутствуют).

В течение ряда лет в высших учебных заведениях Харькова мы проводим такую своеобразную анонимную мини-анкету, которая хотя и может с некоторой натяжкой обозначаться социологической выборкой, все же ориентирована на показ некоего хронологического среза, четко синхронично показывающего жизненные ценности и мировоззренческие доминанты студентов. Сама ментальная направленность устремлений показывает некоторую размытость, разбросанность представлений о главных жизненных ценностях, однако четко маркирует некое проблемное поле, на основании которого можно судить по крайней мере о пристрастиях, модности, или (на молодежном сленге) продвинутости (англ. cool guy/girl).

В плане теоретико-философском такое исследование имеет целью формировать на основе имеющихся материалов такие ценностные ориентации, которые опирались бы на некие "вершинные" достижения культурного производства (напомним, что под ценностными ориентациями имеется в виду система материальных и духовных благ, которые человек и общество признают как повелевающую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения людей - определение А.Г. Спиркина). Тут полезно вспомнить о широко декларировавшемся в недавнее десятилетие призыве к гуманизации и гуманитаризации высшей школы, не забывать о том, что сформированное культурой 19-начала 20 столетия понятие интеллигентности имеет больший логический объем, нежели понятие, обозначаемое сочетанием "умный, образованный человек". Плюс к этому специализация, уход к частной проблематике, общий пессимизм ожиданий снижают культуротворческую функцию мировоззрения, культура приобретает черты сиюминутности, того, что на слуху, потери не только авторитарности, но и авторитетности, утрачивается импульс и интересы к будущему не только общечеловеческому, но и личностному, идет своеобразная борьба за выживание, замкнутая в сфере имманентного. Здесь можно вспомнить А.Ф. Лосева: "... Интеллигентен тот, кто блюдет интересы общечеловеческого благоденствия. Интеллигент живет и работает в настоящее время так, как в будущем станет жить и работать человек в условиях общечеловеческого благоденствия... Культура интеллигенции, как того требует само значение термина "культура", включает переделывание действительности в целях достижения и воплощения заветной и тайной мечты каждого интеллигента работать ради достижения общечеловеческого благоденствия". То есть некие высшие, трансцендентные ценности должны обязательно входить в структуру личности, облагораживая и эстетизируя ее. К слову, фантастика, особенно жанр "фэнтези" также обладают способностью трансцендировать реальность, апеллируя к "потерянным ценностям" (Дж. Р.Р. Толкиен и "ролевые игры") или к "странности мира и странничеству в мире" (А. Сапковский в цикле о ведьмаке и М. Фрай в серии "Лабиринты Ехо").

В плане общеметодологическом такого рода анкетирование помогает проявить общий культурный уровень студентов, понять и соответственно этому структурировать преподавание философии, истории культуры, религиоведения, обнаружить точки соприкосновения курсов высшей школы с реформирующимся средним образованием (так, достаточно бесцельно, с нашей точки зрения, объяснять собственно философские взгляды досократиков, Сократа, Платона и Аристотеля, когда студенты даже второго-третьего курсов не имеют никакого понятия о культуре Древней Греции, ее полисном устройстве, а имена Гомера, Эсхила, Софокла и Еврипида вообще слышат впервые).

Важен и воспитательный аспект обработки результатов анкетирования. До сих пор каждый преподаватель высшей школы планирует себе нагрузку по воспитательной работе, многие являются кураторами групп. Несомненно, такие сведения окажутся полезными при общении со студентами, будут способствовать более тесному контакту с ними, помогут в работе куратора, сгладят возрастно-ценностную дистанцию. Кстати, интересна идея провести подобное анкетирование и среди преподавателей вузов.

Таковы, собственно говоря, некие практико-методические аспекты проведенной работы. Естественно, главное внимание и интерес заключается в самих ответах студентов, к рассмотрению которых мы и переходим.

Мини-анкета (анонимная), предложенная студентам, включала в себя четыре вопроса, сформулированных следующим образом:

  1. Кто (из реальных или вымышленных личностей, персонажей) оказал наибольшее влияние на формирование Вашего мировоззрения?
  2. Определите условную шкалу Ваших жизненных ценностей (5-7, в порядке убывания).
  3. Какие художественные фильмы оказали наибольшее влияние на формирование Вашего мировоззрения?
  4. Укажите название нескольких песен на родном языке, которые Вам наиболее близки.

Следует сразу заметить, что шкала жизненных ценностей определялась студентами достаточно произвольно, иногда смысловое содержание предложенных вариантов ответов было сходным, а в ответах на вопрос о песнях приводились песни украинские, русские и английские, то есть он трактовался шире, чем заключающаяся в нем отсылка к национальной принадлежности.

Еще из предварительных замечаний. Анкеты 5-3-летней давности показывали стабильную ориентацию на, если так можно выразиться, прозападный образы мировидения и мироповедения. Так, среди художественных фильмов лидером была картина "Красотка" с Джулией Робертс и Ричардом Гиром (история любви проститутки и миллионера, современная американская вариация сказки о Золушке). Интересно и показательно сравнить этот сюжет с закрепившимся уже на ментальном уровне восприятии, связанном в русской культуре с романом Л.Н. Толстого "Воскресенье". По традиционным в восточнославянской культуре представлениям, судьба проститутки (падшей женщины) всегда трагична и несчастлива (в романе Л.Н. Толстого Катюша Маслова попадает в тюрьму). Здесь мы не имеем возможности вдаваться в частности компаративистского (типологически-сравнительного) анализа, поэтому заметим лишь, что "история счастливой проститутки" даже в современной литературе занимает периферийное место в небольшом проценте так называемых "женских романов"; в подавляющем же большинстве современного российского "криминального чтива" даже поначалу восходящая линия героини обрывается некими трагическими обстоятельствами (попадание в разборки, "на субботник" и т.д.), то есть авторы попросту эксплуатируют схему, вошедшую в "подсознание культуры".

Среди личностей, оказавших влияние на формирование мировоззрения, превалировали голливудские актеры и звезды шоу-бизнеса: Ричард Гир, Арнольд Шварценеггер, Мадонна, Шарон Стоун и другие. Сейчас же Шварценеггер и Мадонна вообще не были упомянуты. В ответе на вопрос о ценностях предпочтение было отдано "деньгам" - самостоятельно определенной студентами ценности (более 80 %). В части анкет данная ценность была указана как единственная, приоритетная для последующей жизни.

Всего было обработано более 200 анкет, участниками анкетирования в 2000 году были студенты первых курсов, то есть исследован тот багаж представлений, ценностей и приоритетов, с которыми они пришли в высшие учебные заведения. Возраст респондентов, соответственно, колебался в пределах 17-19 лет (за исключением небольшого процента).

Думается, для восприятия будет легче следовать путем последовательного рассмотрения ответов по порядку.

Итак, первый вопрос (1. Кто (из реальных или вымышленных личностей, персонажей) оказал наибольшее влияние на формирование Вашего мировоззрения?). Среди личностей, названных студентами, на первом месте - родители и члены семьи (среди ответивших подобным образом мама - 55 %, отец - 36 %, бабушки, дедушки, братья и сестры - 7 %, другие -2 %). Всего этот показатель в процентном соотношении равен 63 %. Далее следуют: реально существующие (существовавшие) личности (В.В. Путин, М. Тайсон, братья Кличко, А.А. Ахматова, М.А. Булгаков, И.-В. Гете, Ф.М. Достоевский, Александр Пономарев, Курт Кобейн, Виктор Суворов, Алексей Толстой, Артур Хейли, Луиза Хей, Валентин Пикуль, Антон Чехов, Виктор Ющенко, Андрей Шевченко, Валерий Лобановский, Леся Украинка, Маргарет Тетчер, Мария Медичи, принцесса Диана, В.И. Ленин, О. Шпенглер, Ф. Ницше, З. Фрейд, Майкл Джордан, Денис Родман, Шакилл О'Нил, "улица", милиция, учителя школы и вуза, спортивные тренеры, знакомые, друзья, "мой бывший парень", Илья Лагутенко, Аль Капоне, Наполеон, Д. Карнеги, В. Высоцкий, В. Цой, граф Калиостро, Билл Гейтс), герои художественных и мультипликационных фильмов - (Зорро, Робин Гуд, Онегин, Король Лир, "главная героиня фильма "Москва слезам не верит", просто TV, Форест Гамп, Скарлетт О'Хара, старуха Шапокляк, Питер Бернс из "Район Мелроуз"), литературные персонажи - (Мартин Иден, Джейн Эйр, маленький принц, доктор Айболит, Багира, Остап Бендер, Том Сойер, граф Монте-Кристо, Шерлок Холмс, Алиса из Страны Чудес), исторические персонажи - (Спартак, Понтий Пилат, Екатерина II, А. Суворов, Г. Жуков), актеры - (Леонардо ди Каприо, Киану Ривз), сам опрашиваемый, Бог, компьютеры.

Встречаются оригинальные ответы: "В формировании моего характера большую роль сыграли, естественно, мои родители. Хотя я всегда равнялась на сильных людей, которые смогли самостоятельно построить свою жизнь"; "Наибольшее влияние на формирование моего мировоззрения оказали родители, моя первая учительница, а также главный герой трилогии Т. Драйзера "Финансист", "Титан", "Стоик" Френк Каупервуд", "В основном на мое мировоззрение влияет отец, а вообще я стараюсь учиться у многих людей в большей или меньшей степени в зависимости от их статуса".

В ответах на второй вопрос (2. Определите условную шкалу Ваших жизненных ценностей (5-7, в порядке убывания) названы такие жизненные ценности, как 1) здоровье (21 %), 2) семья (19 %), 3) любовь (15 %), 4) карьера (14 %), 5) деньги (11 %), также были упомянуты: комфорт, красота, честность, образование, дружба, развлечения, секс, семейное благополучие, счастье, работа, кровать, еда, Бог, власть, пиво, собака, рок-н-ролл, машина, принтер, сканер.

Встречались и развернутые варианты ответа: "Главное чувствовать себя необходимым и полезным, быть полностью независимым и окружить себя хорошими друзьями, стараться быть впереди всегда и во всем".

При ответе на третий вопрос анкеты (3. Какие художественные фильмы оказали наибольшее влияние на формирование Вашего мировоззрения?) студентами были названы фильмы, среди которых наблюдается некоторая определенность предпочтений.

  1. Первое место - "Москва слезам не верит" (18 %);
  2. Второе место - "Брат-2" (15 %);
  3. Третье место - "Титаник" (9 %);
  4. Четвертое место - "Унесенные ветром" (6 %).

Остальные фильмы распределились достаточно неравномерно. Среди наиболее часто встречающихся - "Криминальное чтиво", "Однажды в Америке", "9 ? недель", "Леон", "Храброе сердце", "Собачье сердце", "Место встречи изменить нельзя", "Особенности национальной охоты (рыбалки)", "Последний Дон", "Служебный роман", "Жестокий романс", "Золушка", "12 стульев", "Большая перемена", "Звездные войны", "Деловая женщина", "Брат", "Армагеддон", "Крестный отец", "Прирожденные убийцы", "Бешеные псы", "На игле", "Матрица", "Огнем и мечом", "В бой идут одни старики", "Беверли Хиллз 90210", "Район Мелроуз", "Пятый элемент", "Приключения Шерлока Холмса", "Анжелика", "Калина красная", "Твин Пикс", "Жил-был пес", "Американский пирог", "Белый Бим черное ухо", "Интердевочка", "Привычка жениться", "Обыкновенное чудо", "Бедная Саша", "Пуля", "Форест Гамп", "Семнадцать мгновений весны", "Основной инстинкт", "Калигула".

Встречаются и такие ответы: "Раньше мне стрижка не особо нравилась, но после просмотра фильма "Солдат Джейн" (Деми Мур) я решила коротко подстричься".

Последний, четвертый вопрос (4. Укажите название нескольких песен на родном языке, которые Вам наиболее близки) показал, что украиноязычные песни составили 18 % (названы в порядке убывания - "Пiсня про рушник", державний гiмн України, "Несе Галя воду", ВВ "Весна", "Ой на горi два дубки", "Рiдна мати моя...", "Два кольори", I. Бiлик "Одинокая", русскоязычные - 80,5 % (Земфира "Ромашки", "Хочешь", "Вороны-москвички меня разбудили", Мумий Тролль "Невеста", "Дельфины", А. Пугачева "Миллион алых роз", "Позови меня с собой", А. Макаревич "Не стоит прогибаться под изменчивый мир", Ляпис Трубецкой "Зеленоглазое такси", Иванушки "Два бездонных океана глаз", А. Губин "Милая моя", Наутилус "Я хочу быть с тобой", "Дыхание", "Прогулки по воде", Д. Гурцкая "Ты здесь", Демо "Солнышко", Алсу "Иногда", Hi-Fi "Беспризорник", Би-2 "Полковнику никто не пишет", Белый орел "Как упоительны в России вечера", "Голуби летят над нашей зоной", Михаил Круг "Владимирский централ", "Ветер перемен", "Полгода плохая погода", Руки вверх "Ай-яй-яй", "Алешка", "Девчонки...", А. Розенбаум "Утиная охота", Гостья из будущего "Не любовь", Григорий Лепс "Натали", Чиж "О любви", "Нас извлекут из-под обломков", В. Шевчук "Осень", "Дождь", Валерия "Рига-Москва", Дискотека Авария, Блестящие "Чао бамбино, синьорита", "Не вешать нос, гардемарины", "Я был рожден в трущобах городских", "Буду погибать молодым"), англоязычные - 1,5 %, ("Отель "Калифорния", "Show mast go on", "Unforgiven 1-2", "The wind of changes").

Таким образом, не претендуя на абсолютную точность, можно сделать некоторые выводы относительно приоритетов и ценностей, формирующих мировоззренческие установки студенческой молодежи.

  1. Более значимую и важную роль стали занимать не вымышленные, иллюзорные персонажи, как-то герои художественных фильмов, литературные образы, а реально существующие личности, по большей части близкие, члены семьи, а также школьные учителя, спортивные тренеры.
  2. Возможно зафиксировать произошедшую за последние пять лет смену аксиологических ориентиров, вместо "денег" на первое место ставится здоровье себя и близких, благополучие семьи, любовь, стремление осуществить себя в профессиональной деятельности.
  3. Наблюдается сдвиг зрительского интереса (при сохранившейся некоторой романтичности, сентиментальности и тяге к зрелищности) к более реальным ситуациям, особенно к изображенным в отечественном кинематографе, моделирующим возможные жизненные ситуации и действия в них.
  4. Неустойчивость и неоформленность, в то же время динамизм молодежного мировоззрения проявляется в явной предпочтительности песенной моды, которая почти полностью обновляется в течение 2-3 лет. При этом некие фундаментальные жизненные ориентиры, отраженные в народных, а также "вкусовых" песнях, сохраняют свою значимость несмотря на временные рамки.

Безусловно, такого рода анкетирование будет продолжено и позволит более полно охарактеризовать картину формирующегося мировоззрения студенчества (в том числе философского), его приоритетов и ценностей. С благодарностью примем любые советы по улучшению методики такого рода анкетирования, по введению в опросник новых пунктов, а также рассмотрим возможные предложения о сотрудничестве.


Барабаш О.В., Варыпаев А.М.


Детальный запрос

РУССКАЯ ФАНТАСТИКА  |  ЗВЕЗДНЫЙ МОСТ

[ Оргкомитет ]   [ Списки ]   [ Фотоархив ]   [ Статьи ]   [ Премии ]   [ Доклады ]   [ Заявка ]   [ Форум ]  



© 2001 Материал: Дмитрий Громов и Олег Ладыженский.
© 2001 Дизайн: Алексей Андреев.
© 2001 Корректор: Владимир Дьяконов
© 2001 Подготовка: Дмитрий Маевский, Алексей Жабин.
© 2001 Сервер "Русская фантастика" Гл. редактор Дмитрий Ватолин.

Звездный мост