Выберите кодировку: win koi dos mac lat
Харьковский международный фестиваль фантистики  З В Е З Д Н Ы Й   М О С Т
Оргкомитет Списки Фотоархив Статьи
Премии Заявка Доклады Форум
Оргкомитет Оргкомитет Оргкомитет РУССКАЯ ФАНТАСТИКА


Доклады

Дмитрий Бадаев

стар. науч. сотр. ХИМ Происхождение и границы fantasy Секция «Просвет. традиция» (Беспалов), 2003

   Проблемы:

  • почему жанр fantasy возник в англоязычной культуре?
  • fantasy как жанр и метод <>разграничение fantasy с другими фантастическими жанрами

   Истоки и происхождение fantasy освещены в двух трудах: «О волшебных сказках» Дж.Р.Р. Толкиена и «Нет золота в Серых горах» Анжея Сапковского. Толкиен выступил не только как первопроходец, но и как теоретик жанра, обращающегося к мифологическому сознанию и фольклорно-эпической традиции. Именно узнаваемость их символов и образов вызывает позитивную реакцию читателей.

   «Англия – страна традиций», но с народной традицией они имеют мало общего. Британские традиции родились в изначально замкнутой и противопоставленной народной культуре субкультуре норманнского замка. Свое продолжение она нашла при королевском дворе, в поместья джентри в Новое время и особняках «среднего класса» в 20 веке. Традиционная (общинная) народная культура в Англии целенаправленно уничтожалась 300 лет, с 16 по 18 век – куда там нашим 70-и годам! – вместе с крестьянством в ходе рыночной реорганизации аграрных отношений: огораживаний, реформации, буржуазной и промышленной революций. Так Добрую Старую Англию сменила Британия и британцы – «титульная нация».

   Идею возрождения народной традиции создали в начале 19 века уже не англичане, а шотландцы, которых к тому времени спешно начали «британизировать». Так родились романтический стиль и приключенческие жанры. А к середине 20 века, когда стало очевидно, что колониализм и «британство» выпили из Англии все соки и превратили империю, стоявшую на пороге мирового господства, в сателлита её недавней колонии, то возникла нужда в пересмотре «национального мифа».Но английский «мифо-эпос» составлен из лоскутков неанглийских традиций: Беовульф пришел из Скандинавии, Артур из Уэльса и даже Робин Гуд – из Франции, из «Игры о Робэне и Марион»! И на смену Старой Англии пришло Средиземье. Еще нужнее оно оказалось Америке, у которой не было рыцарей и королей, а лишь флибустьеры и ганстеры: «Гэндальфа в пезиденты!»

   А что же другие страны? Французская литература Нового времени началась с Рабле – и Пантагрюэля из народных баек. Преемники традиции «философско-приключенческой сказки» Рабле – и Вольтер, и Анатоль Франс; вплотную к ней стоял Свифт. «Романтическа готика» и «мифо-история» играют огромную роль в польской традиции, а с ней тесно связаны Н.В.Гоголь, А.Грин и В.Короткевич. Здесь нет нужды создавать Средиземье – «страну зеленого солнца», ибо мифологические образы и сознание, сама традиционная народная культура вполне живы и здравы. Если fantasy как жанр – это бегство в иные миры, то метод fantasy – возвращение в живой мир из «персональных ячеек» Цивилизации.

   В нашем народе традиционная культура тоже жива, хоть и в андеграунде, куда ее 1000 лет заталкивали все реформаторы - поборники Цивилизации и иноземных Царьградов. Мы ближе героям Толкиена, чем ему самому. Вспомним: для рохирримов Галадриэль была не «литературной» Королевой Фей, а «реальной» лесной ведьмой – вроде нашей Бабы Яги. И отсюда же специфика отечественных «Толкиеновских» ролевых и литературных игр, стремление «прожить» текст по-своему – альтернативно!

Дмитрий Бадаев


Детальный запрос

[ ФОРУМ О КОНФЕРЕНЦИЯХ ПО ФАНТАСТИКЕ ]

РУССКАЯ ФАНТАСТИКА  |  ЗВЕЗДНЫЙ МОСТ

[ Оргкомитет ]   [ Списки ]   [ Фотоархив ]   [ Статьи ]   [ Премии ]   [ Доклады ]   [ Музыка ]   [ Заявка ]   [ Форум ]  



© 2001 Материал: Дмитрий Громов и Олег Ладыженский.
© 2001 Дизайн: Алексей Андреев.
© 2001 Корректор: Владимир Дьяконов
© 2001 Подготовка: Дмитрий Маевский, Алексей Жабин.
© 2001 Сервер "Русская фантастика" Гл. редактор Дмитрий Ватолин.

Звездный мост