Альманах "Та сторона"
Мнения-1 Содержание выпуска 9 Мнения-3

Александр Зубченко
(г. Улан-Удэ)

Субъективное мнение по вопросам, затронутым в "Майских Тезисах"

Чем привлекает творчество ВПК?

Произведения ВПК - целый мир, это, можно сказать, отдельная реальность. У каждого есть какие-нибудь мечты. Наверное, все рисовали себе и продолжают рисовать в воображении какие-то картины жизни: не этой, в которой существуют, а той - в которой хотели бы жить.

И здесь вдруг находятся книги, в которых об этой жизни написано, да ещё так хорошо! И ты начинаешь не просто читать эти книги, а жить в них. Находишь себе то окружение людей, о котором мечтал, находишь желаемую атмосферу жизни, взаимоотношений и т.д. Искренности, с которой общаются герои книг ВПК, так не хватает (лично для меня) в реальной жизни. Даже возникающие размолвки не столь уж и страшны. Как говорится, "милые браняться - только тешатся".

И ещё один примечательный факт.

Все произведения ВПК не имеют безысходности.

Бывает тяжело, бывает не совсем счастливый конец, но никогда не бывает безысходности, всегда остаётся надежда на что-то хорошее там впереди. Этого так не хватает в жизни.

Что касается основной темы всех произведений ВПК (Детство)...

Детство было беззащитно во все времена. Особенно в тяжёлые, на переломе эпох и т. п.

Создание клубов (или, можно сказать, школ) подобных "Каравелле"не может решить проблемы. Настоящее положение дел со взаимотношениями между взрослыми и подрастающим поколением устраивает систему, причём любую. Ведь как хорошо, когда воспитание основывается на слепом послушании! Об этом хорошо написано в книгах.

Клубы, подобные "Каравелле", являются инородными телами в обществе, они мешают системе, а она не любит этого.

Какие бы хорошие и благие идеи ни ставились целью (или даже просто без явной цели), какие бы силы ни привлекались - сопротивление системы преодолеть невозможно. Система не даст себя побороть. В лучшем случае она возьмёт что-то, что не сможет ей повредить, сделает вид, что старается измениться, но только сделает вид.

Во все времена, у всех режимов ценилось только послушание, причём чем "слепее", тем лучше. Как был народ для власть придержащих "быдлом", (извините за грубость) так и остался.

Даже если кто-то и пробивался туда, наверх со своими благими идеями, то он или превращался в часть этой системы , или она его просто уничтожала.

Все герои ВПК - это ищущие личности. Им не надо кисельно-молочного рая, который обещается за послушание, им хочется бурной, интересной, деятельной жизни, и главной деятельностью этих героев каждый раз оказывается борьба с системой которая не даёт жить. Для того, чтобы выжить, необходимо пройти школу, набраться опыта, а лучший опыт - это собственные синяки и шишки.

Такие понятия как совесть и дружба подразумевают под собой возможность пожертвовать всем ради кого-то, и если этому учить детей, то надо быть готовым, что те, кого ты учишь, могут в любой момент погибнуть. А чаще всего страдают дети, так как маленький человек принимает только белое и чёрное, но не серое. Тем, кто учился и учится жизни на книгах ВПК, - им не очень легко.

Такой клуб как "Лоцман"должен был родиться, чтобы показать людям, что они не одиноки.

Самое неприятное заключается в том, что мы слишком далеко друг от друга в географическом плане. Будем надеяться, что это не очень сильно повлияет на существование во времени нашего объединения.

Хотелось бы, чтобы клуб не оказался сильно заорганизованным и не превратился в формальное объединение, а для этого необходимо понять смысл существования нашей организации.

Хотелось бы сказать огромное спасибо Равелю и Юре, что у них хватило и хватает терпения и сил заниматься работой организации в клубе.

Игорь Киршин
(г. Калининград)

Мне кажется, в статье Валентина не хватает терпения. То есть понимания, что здоровое дело мгновенно не растёт. И без кризисов не обходится. Боль и некоторый надрыв автора статьи относятся, мне кажется, не к "Лоцману", а к чему-то другому. Но это не главное. Главное в статье - что она очень искренняя, бесстрашная. Статья, мимо которой не пройдёшь. Что касается его идеи "сортировки по подгруппам"- очень дельная идея. Только осуществить её надо как можно проще и естественнее: есть, допустим, педагоги-"крапивинцы", им, наверное, будет о чём поговорить друг с другом. Нужен ли им руководитель, организатор? Трудно сказать. Всё зависит от конкретной ситуации, от человека. Появится энергичный хороший человек, который сам возьмёт на себя организацию такой подгруппы - и хорошо. Не появится - что делать.

Насчёт мысли собраться в Екатеринбурге на "съезд"- очень здорово. Но эта идея должна вызреть, мне кажется. Цели, методы, люди - всё должно определиться. Тогда, может быть, получится дельное что-нибудь.

Сергей Коваленко
(г. Челябинск)

О фильмах

Помимо прочих идей, усмотренных мной в статье В.Веснина в ТС-5, мне пришлась по душе идея о фильмах. Пришлась настолько, что я вооружился деньгами, приведённым Валентином списком, и отправился по некоторым фирмам, торгующим видеозаписями. Вот тут-то меня и ждало в некотором роде разочарование. Ну то, что никаких "наших" фильмов по искомой теме там нет, мне было ясно сразу. Но к своему великому изумлению и из всего списка иностранных фильмов я нашел только "Один дома". Оправившись от первого впечатления, я начал перебирать каталоги и просматривать кассеты - и совершенно случайно среди вороха различных триллеров, боевиков, эротики и кинокомедий наткнулся на кассету с фильмами "Хороший сын"(впрочем, он не совсем для детей) и "Богатенький Рич". Более ничего найти я не смог.

И вот теперь я думаю: бедные современные дети! Очевидно, что они остались без фильмов вовсе - даже те, у кого есть дома видеомагнитофоны. (О репертуаре нашего телевидения и говорить не приходится - а ведь в пору совсем ещё недавнего моего детства в каникулы показывали довольно много детских фильмов, и притом фильмов хороших.) Интересно, как с этим обстоят дела в других городах?

Впрочем, хватит о грустном - поговорим о деле. Точнее, о подклубе, занимающимся кинематографом. Даже и без этого похода мне было ясно, что дело это нужное и важное. Обьектом деятельности такого подклуба должны стать, на мой взгляд, как фильмы для детей, так и фильмы о детях. И фильмы с детьми. Не обязательно "связанные некоей невидимой нитью"(если я правильно понял это выражение в статье В.Веснина) - ведь для нашего клуба должен быть важен именно мир детей, мир, о котором пишет Крапивин и которому он посвятил свою жизнь.(Кстати, как мне кажется, это касается всех сторон деятельности клуба.)

Что именно можно делать? Оставляя радужные мечты при себе, пока могу предложить: во-первых, давайте собирать такие фильмы, и рассказывать друг другу о них (получится, наверное, целая рубрика в ТС - а то и не одна), причём особого внимания заслуживают "советские"и, если появятся, постсоветские фильмы. Во-вторых, было бы замечательно обмениваться фильмами друг с другом. Ну и в-третьих, многие фильмы вполне достойны дискуссий на страницах высокочтимого ТС, либо специального издания. К чему и призываю. Ну и из области радужной мечты - так как, судя по всему, деятельность клуба будет вестись регионально, было бы совсем неплохо создавать в каждом регионе фильмотеку - с теми фильмами, которые мы будем находить, обсуждать, хвалить и ругать.

Василий Кожевников
(с. Русский Турек, Кировская обл.)

По задачам и деятельности клуба, по-моему, добавлять нечего. Во всяком случае, пока. Это бы "раскрутить"до должного уровня.

То же, мне кажется, и с ТС. Вот со списком книг для обмена можно подумать: например, по книгам Крапивина допускаю пару постоянных рубрик - "Ищу", "Предлагаю"- буквально 2 - 3 строки. А по остальным (книгам не ВП) - видно будет после того, как "появится список, подготовленный Е.Овчинниковой", то есть продуктивно ли, как улучшить и т. п. (может быть, действительно, ввести что-то тоже типа рубрики - "Моя любимая (не ВП) книга", где каждый желающий сможет приобщить других к чему-то тобой глубоко прочувствованному. И это дополнительно будет "штрих к портрету"одного из лоцманитов (людей, населяющих страну "Лоцман") значит - шаг навстречу.

Я бы, например, согласился с удовольствием написать о любимом моём авторе Михаиле Леонидовиче Анчарове (а ещё двое из нас, думаю, кое-что добавили бы и от себя - Фомичёва, Цукерник). Обидно, что такой автор - и так плохо любим, незнаем. Моё мнение: списки Ю.Кривенкова - не совсем то, что могло бы оказать действенную помощь в поиске "родственных душ". Например, я удивлён, что в них не появился Грин с "Алыми парусами"и Толкиен с эпопеей... Однако это так, к слову. Короче, если б 3 - 5 самых любимых книг от каждого лоцманита (да плюс с краткой аннотацией) - вот тогда бы...

Идея издать сборничек крапивинских и отрядных песен (хотя бы самых популярных), но непременно с аккордами - просто замечательна. Я бы и сейчас 2 - 3 песни "долбил бы", будь у меня аккорды. Дело в том, что слух у меня - тю-тю! Запоминаю аккорды и читаю с листа: а что делать?! -  хочется... Честное слово, я так благодарен за записи каравелловских песен! - очень часто их слушаю, чаще остального (хотя я не меломан и этого остального не так много - десятка два кассет, из них половина - Высоцкий). Кстати, о качестве. По-моему, вполне приемлемое, одно плохо - прослушивается фон. Вот если б от фона избавиться... А то, понимаешь, слушаешь: "... уходит и детство уносит моё", а в паузах раздаётся (пусть и слабое): "... девочка, девочка, маленькая девочка, выкатив синие, синие глаза". В общем, ясно о чём я.

Когда прочёл "Подготовка ТС", то подумал: Боже, куда я попал! Компьютер, редактор, Word for... Да уж! Вот это и называется - глубинка... Тут как-то года полтора-два назад подвезло мне поиграть на "Агате", так я радовался как ребёнок, честное слово. А вы - "в каждом доме..." У нас ведь телевизор отремонтировать - и то проблема: в райцентр вези за 20 км (поиск транспорта, сплошное бездорожье на окраинах), потом жди, потом - в обратном порядке.

Теперь о "Гранях творчества". Итак: я сторонник существования равновесия сил добра и зла, ибо, не сравнивая одно с другим, нельзя понять, что есть что. Другое дело - соотношение пропорций. Как мне кажется, со временем эти пропорции должны меняться: зло (на одной чаше весов) убывать, добро (на другой) - наоборот, т. е. если сейчас злом больш`им можно считать унижение, подлость, убийство, воровство и т. д., то по мере духовного роста людей больш`им злом уже будет ругательство нецензурно в обществе, пощёчина, расплющить комара на лбу и т. д. (естественно, я утрирую, чтобы мысль донести), а воровство, скажем, будет уже немыслимым, чудовищным злом, убийство исчезнет вообще. Но равновесие-то сохранится: ибо зло, уменьшаясь в объёме, будет увеличиваться в весе (тяжесть), добро - наоборот.

Это почти уже философскую сентенцию я вывел для себя, прочтя "Повелителей мечей"Муркока. Странно, да? Но до него я в самом деле ни о каком равновесии и не думал. Просто борьба - кто кого.

Короче - даёшь равноправие!!! Fantasy, Крапивин, Достоевский, Стругацкие, Вайнеры и др. пр. братья навек!

Крапивин и социализм - это очень интересная тема. И хорошо, что она представлена как грань. Не стоит забывать того хорошего, что было ("до основанья...", а зачем?). А что было - бесспорно. Люди на глазах становятся хуже, малосимпатичнее, черствее, злее и т. п. Хотя, возможно, это возрастное: каждое поколение говорит, что, мол, мы в ваши года были лучше, а те, кому говорят, то же скажут пришедшим на смену.

ВП, стихи и песни. Бесспорно, стихи ВП оригинальны, не похожи на другие. Что-то в них есть похожее на всё его творчество: нестандартное решение, интересный подход, знание нюансов, заразительность, доступность, лиричность, выдумка. И ещё очень точное попадание в текст, отменное связующее звено. Тем более интересно видеть тексты стихов отдельно, сравнить впечатление. А появится возможность увеличить объём записей песен (как на стихи К, так и каравелловских) - я всецело за!

К комментарию 16 - ещё как жаль!! Предложение: может быть, сохранились сценарии каравелловских фильмов - нельзя ли их... как приложения к ТС распространить? То есть для начала обсудить идею, есть ли желающие (у кого нет видеомагнитофона), кроме меня, желающие получить хотя бы сценарий (и, может быть, с комментариями - видевших о видеоряде - для полноты восприятий и впечатлений). Два сценария в книгах я встречал уже - мне очень понравилось.

Крапивин - художник. Иллюстрации без текста - это, мне кажется, не совсем... ценно, что ли. К тому же книг у всех достаточно и иллюстрации в них имеются. Вот если бы сделать избранные (по нескольку - 3 - 5 штук - любимых, у каждого свой вкус), размером с ТС и более, чтобы можно было вставить в рамочку - и на стену. А если делать, как альбом, то хорошо бы предусмотреть, продумать, как скомпоновать с текстом, название произведения (можно плюс год выхода его), цитата иллюстрируемого текста, художник. Тогда и друзьям показать такой альбом приятнее, а им познавательнее, и себе - посмотришь - память всколыхнётся сильнее, эмоциональная реакция - более бурная. А ещё - не всем перечисленные художники нравятся в равной степени.

О теме религии у ВП - Валентин молодец! Заставил меня кое-что понять, задуматься...

Юрий Кривенков
(г. Анна, Воронежская обл.)

Статью прочёл с большим интересом, хотя и не всё понял. Например: "...Перед Иркой нарисовался он сам, ломающий от беспомощности пальцы..."Что за Ирка? Кто перед ней нарисовался? И т. д. Видимо, автор надеялся, что его поймут с полуслова. Увы, такое возможно лишь для людей с высокой степенью психологической совместимости. Ну и, наверное, надо хорошо помнить книги ВК.

Сразу скажу, что я хотел бы остаться в клубе. Даже несмотря на то, что у меня сейчас "творческий"кризис: набил оскомину на переписке с "лоцманами". Ведь хотелось не только списки любимых книг собрать, но и познакомиться поближе, потолковать по душам... Но я всё же надеюсь, что оскомина, рано или поздно, пройдёт.

Ещё я набил оскомину на чтении, хотя знал об этой опасности, и старался уберечься. Пора составлять КДД-4 /"Книги для души"- список любимых книг членов клуба - прим. редакции./, а энтузиазма - ноль. Оно и понятно: если нет желания читать, то нет и желания разыскивать книги. Одно утешает, что составленных трёх выпусков КДД лоцманам надолго хватит (ведь некоторые книги не разом разыщешь!). Сейчас, когда лень искать новое, перечитываю старое. Особенно греет душу Конецкий. Его 4-томник "За доброй надеждой"практически не сходит с моей рабочей полки: гоняю эти тома по кругу, перемежая другой литературой (я читаю сразу по несколько книг). Но, я думаю, рано или поздно мне надоест перечитывать старое, и потянет на новенькое. А значит, потянет и к КДД. Видимо, я просто устал и надо отдохнуть...

В связи с этим я пока не смогу заняться статьёй о детской литературе. Кроме того, в своих письмах я очень подробно рассказывал о своих любимых книгах, в том числе и о детских. И если бы В.Веснин не отмалчивался, то ему не пришлось бы жаловаться на отсутствие информации о моих любимых книгах. Конечно, не у всех так много свободного времени, как у меня (ведь на рассказ о любимых книгах приходится отвечать тем же). В связи с этим имеет смысл дать объявление в ТС, чтобы все "лоцманы"написали на отдельных листках информацию о своих любимых книгах. Речь, разумеется, не о пересказывании сюжета, а об общих чертах: время, место действия, жанр, особенности языка и стиля, что привлекает в данной книге, о чём она, по большому счёту, ну и т.п. Кто как сможет написать. Это для того, чтобы не писать о книге каждый раз заново, а посылать этот листок, с возвратом, заинтересовавшемуся лоцману. На мой взгляд, такие листки очень облегчат обмен информацией о любимых книгах.

В ТС-6 неправильно пронумерованы адреса новичков. Я ещё давно говорил Юре Никитину, что нельзя двух людей помещать под одним адресом, так как они любят разные книги. Поэтому Фомичёвой Н. я дал №56, а Фомичёвой Л.Н. - №57. И в ТС-6 новички должны быть пронумерованы от №68 до №85. /Мы не считаем целесообразным задним числом менять теперь нумерацию адресов в ТС. Раз уж возникла такая путаница, тем, кто пользуется списками КДД, придётся учитывать этот нюанс. Мы исходили из того, что нумеруем не людей, а адреса - прим. редакции./

Что касается фильмов в Крапивинском стиле, то не думаю, чтобы их было много. Автор сам себе противоречит. Ведь передать все тонкости крапивинской лирики действительно очень сложно. Поэтому я назову лишь один фильм - "До первой крови". На мой взгляд, дух Крапивина витает над кадрами этого фильма. Но, видимо, автор имеет в виду очень уж "невидимую нить". Или, может быть, мы принадлежим к разным граням творчества ВК (судя по статье - так оно и есть).

Что же касается подклубов, то это дело весьма мутное и расплывчатое. На мой взгляд, если возникнет необходимость, то возникнет и подклуб. Специально организовывать подклубы по-моему не стоит. Что же касается поиска друзей, то это скорее зависит от психологической совместимости, чем от совпадения интересов.

Теперь о помощи клубу. Увы, могу только предложить помощь в качестве философа-любителя примерно с 25-летним стажем (сколько себя помню - ломаю голову о смысле жизни, различных моральных аспектах и т. п.). Допустим, если кто-то из лоцманов потерял смысл жизни, то я могу попытаться помочь его найти. Ну, и т. п. 

Д.Николаев пишет, что неплохо бы издать адресную книгу всех "лоцманов"с указанием не только адресов, но и списка любимых книг, увлечений, интересов и, может быть, даже сведениями о семье, доме и т. п. В общем, с краткой автобиографией. Я с ним согласен, но мне это не по силам. Может быть, вы справитесь?

Немного критики в адрес редакции. Надумал я взяться потихоньку за работу в своей рубрике "Любимые книги", взял ТС-6, в котором опубликованы адреса новичков, и вдруг натыкаюсь на такой финт. У Ватолина Дмитрия указан лишь электронный адрес. А у меня нет доступа к электронной почте. Как же мне с ним общаться? И как с ним будут общаться другие лоцманы, у которых тоже нет доступа?

И ещё. У Масленникова Николая и Масленниковой Насти написано: "Контакты через Дениса Маслакова". Как же я до них доберусь, если даже сам Денис мне не отвечает? И стоит ли включать в клуб столь юных товарищей? Ведь писать письма в таком возрасте - большая проблема...

Теперь снова о статье в ТС-5. Мне кажется, что слова В.Веснина о том, что многие вступили в клуб от скуки, не совсем верны. Гораздо правильнее было бы сказать, что некоторые вступили в клуб, дабы засвидетельствовать своё почтение творчеству ВК. А времени, или даже порой и желания, заниматься в клубе у них нет. Ведь заочный клуб - это, в первую очередь, переписка, переписка и ещё раз переписка. Ведь звонить дорого, да и телефоны есть далеко не у всех. Поэтому для вступающих в клуб (а на сегодняшний день и всем участникам клуба) надо разъяснять, что если он увлекается творчеством ВК, это ещё не значит, что он обязательно должен состоять в нашем клубе. У него должнs быть, как минимум, время, силы, и желание переписываться с "лоцманами". А то я некоторым "лоцманам"писал по 4 - 5 раз, а в ответ - тишина. Отчасти по этому поводу я и набил оскомину на переписке.

Чем больше я думаю, тем больше убеждаюсь в необходимости адресной книги клуба, о которой я писал выше. В.Веснин прав: клуб есть, адреса есть, а людей не видно. Адресная книга (краткая автобиография, круг интересов и увлечений, список хотя бы десятка любимых книг) в значительной степени решит эту проблему. Причём здесь в списке любимых книг должны быть и общеизвестные вещи (в отличие от списка КДД). Сюда можно ещё включить пятёрку (например) любимых книг ВК. Но остальные писатели должны занимать лишь одну строку (как в КДД), чтобы больше писателей уместилось.

Для начала предлагаю напечатать в очередном выпуске ТС мою автобиографию, чтобы лоцманы узнали, как и о чём, примерно, писать. По этому образцу лоцманы напишут (как смогут и как захотят) в редакцию. А вы сведёте всё это в адресную книгу, которую начнёте потихоньку печатать и рассылать лоцманам. Итак:

19. Кривенков Юрий Алексеевич. 396200, Воронежская обл., г. Анна, а/я 1.Тел. [073-] 2-19-36 (рабочий).

Краткая автобиография

Родился я 28.08.63 г. в г. Анна, где и живу всё время. После школы окончил годичные курсы радиомехаников в Воронеже и позже - заочный техникум связи (ВЗТС) в Москве. Работаю по сменам дежурным электромехаником на УП (усилительном пункте) в районном узле эл. связи (РУЭС). Живу в частном доме с матерью-пенсионеркой, бывшим врачом (отец - главный экономист винзавода - умер несколько лет назад). Увлекаюсь книгами (в основном о жизни мальчишек и молодёжи 60 - 70-х годов) и шестиструнной гитарой (чуть-чуть, для себя). Философлюбитель с детства.

Пятёрка любимых книг ВК:

  1. Звездный час Серёжи Каховского.

  2. Трое с площади Карронад.

  3. Бронзовый мальчик.

  4. Крик петуха.

  5. Оруженосец Кашка.
    (...пожалуй, можно и десятку...)

  6. Самолёт по имени Серёжка.

  7. Граната.

  8. Шестая Бастионная.

  9. Тополиная рубашка.

  10. Ковёр-самолёт.

Десятка любимых книг других авторов:

  1. Т.Янссон. "Шляпа волшебника"в пер. В.Смирнова за 89 г. 

  2. Ю.Третьяков. "Толстый мальчишка Глеб". И др.

  3. Е.Титаренко. "Никодимово озеро".

  4. Е.Дубровин. "Дивные пещеры". И др.

  5. Н.Носов. "Незнайка на Луне". И др.

  6. В.Конецкий. "За доброй надеждой"в 4-х кн.

  7. А.Шарьер. "Папийон".

  8. У.Эко. "Имя розы".

  9. Г.Г.Маркес. "Сто лет одиночества".

  10. Д.Дефо. "Робинзон Крузо"в пересказе К.Чуковского.

Я пытался расположить книги от более любимых к менее любимым, но мне это удалось не в полной мере. Однако, подать такой совет другим "лоцманам", по-моему, стоит.

На первых порах можно не печатать отдельную книгу с автобиографиями, а печатать эту информацию в очередных выпусках ТС по мере её поступления.

Возможно, на Ваш взгляд, некоторые детали в моей биографии покажутся лишними (например то, что я живу в частном доме). Но это не так. Как раз такие мелочи позволяют лучше представить личность человека. Было бы здорово, если бы вместе с биографией публиковалась и фотография лоцмана. Но для начала и без фоток сойдёт.

Алла Кувакина
(п. Красноселькуп, Тюменская обл.)

Статью В.Веснина я сначала проглотила (хотя читать её трудно из-за обилия сносок и отсылок), а потом прочитала с карандашом. Анализ творчества ВК в статье очень серьёзный - здесь и его видение перспектив работы "Лоцмана", и своё кредо в жизни. И каков слог! Одно только мне не понравилось. Идея разъединения на подклубы. Лично я очень признательна Ю.Никитину за то, что клуб есть. Благодаря клубу, жизнь моя стала интереснее. Хотя я человек деятельный, и скучать мне некогда. Именно деятельность клуба обогатила мою жизнь тем, что мне было интересно абстрактно. А теперь (боже мой!) я имею чудесную библиографию произведений ВК. И, как правильно заметил В.Веснин, мне есть к чему стремиться в плане чтения. Деятельность Ю.Кривенкова - неоценима! Именно она (пока единственно!) способствует выявлению родственных душ среди клубников, хотя бы через их книжные интересы. А это, конечно же, немало.

Очень нравится мне идея создания сборника стихов ВК. Если б вы знали, как я радовалась, когда (давно уж, конечно) попал мне в руки самиздатовский сборник Высоцкого. Теперь-то его поэтом уже признают все, даже те, кто не хотел. Читая их про себя, как-то даже пропевала. Но какое удовольствие: остановиться, оглянуться, вернуться в чтении назад, посмаковать слово или фразу, рифму. Напечатанное слово - это ведь волшебство какое-то! Так хочется иметь сборники И.Талькова, А.Дольского, других бардов. Но... к сожалению, поэтами бардов почему-то после их смерти признают обычно.

А уж альбом иллюстраций к произведениям ВК - просто мечта! И я уверена, что вы её осуществите, если зададитесь такой целью.

Мысль о сборе прекрасна! Я за то, чтобы в Екатеринбурге его устроить, с "Каравеллой"познакомиться, да и с ВП, может, тоже.

Идея командорства, выделенная В.Весниным, мне очень близка. За свою немалую жизнь я почти всегда работала с детьми. У меня хобби - кукольный театр. Сейчас вот опять набрала группу из 10 человек. Артисты! Уже один спектакль поставили. Три представления дали. Идём дальше. В плане у нас не только репетиции, но и общение в более свободных условиях: походы, праздники для души. На лето у нас, правда, почти всех детей стараются вывезти. Здесь плохо летом: комары да мошки... Но ничего. Как-нибудь устроимся.

Юлия Налбандян
(г. Ростов-на-Дону)

Наверное, прежде чем излагать свои мысли по поводу Вашей статьи и деятельности "Лоцмана", стоит представиться. Автором всего сумбура, который появится ниже, является 29-летняя личность, пытающаяся доказать, что понимает что-то в теории целых функций и обучении студентов матанализу; давно (лет двадцать) увлечённая творчеством ВК (но отнюдь не зацикленная на этом); по-прежнему (несмотря на все перипетии сегодняшнего дня) считающая справедливыми слова Серёжи Каховского - о том, что хороших людей всё равно на свете гораздо больше...

Когда-то пыталась "изучать"творчество ВК. Пик этой деятельности - 1981 год, выступление с докладом "У детства смелый характер"на городской конференции школьников. "Опус"был достаточно наивным, с тех пор и книги ВК стали другими, и время изменилось, но вот на днях перечитала - и ни от чего не захотелось отказаться. Затем математика заняла главенствующее место (вместе с подготовкой различных поэтических вечеров - такая уж компания у нас собралась); мысли о продолжении "анализа"книг ВК сталкивались с реальностью, в которой на эту работу не хватало времени; разговоры о его творчестве с друзьями были весьма мимолётными, хотя его книги многие читают с большим удовольствием (впрочем, иногда я убеждалась - хорошее отношение к ВК отнюдь не гарантирует "крапивинского"склада самого человека, кое-для-кого это было просто увлекательным чтением). Потом стали появляться объявления в "КО", появились заочные (а теперь и очные) знакомые - и возникла возможность хотя бы в письмах "философствовать".

Правда, к объявлению о клубе я отнеслась весьма скептически, ибо не знала, что можно ждать от этого. Расширения заочных знакомств - но ведь можно "утонуть"в письмах, да и не могут все оказаться "людьми одной крови". Общей встречи - а как себе представить ВК героем "конференции", на которой будут "мусолить"его творчество? Наверное, мои опасения лучше всего сформулировать с помощью Ричарда Баха - "Сейчас я рад, что было слишком поздно позвонить... Антуану де Сент-Экзюпери... Я мог только напугать его моей похвалой, заставить воздвигнуть стену из "Рад, что Вам понравилась моя книга", защищающую его жизнь от моего вторжения".

После долгих колебаний написала Юре и Равелю, получила от них несколько выпусков "Той стороны". И пока раздумывала о том, что же мне делать дальше, получила 5-й выпуск - с Вашей статьёй. И обнаружила, что Вам удалось сформулировать многое из того, что подспудно сидело в моей голове... Длинноватое вступление, правда? Чтобы хоть как-то упорядочить свои мысли, попробую двигаться непосредственно по "майским тезисам".

Вопрос о задачах "Лоцмана", о подклубах - наверное, самый больной. Конечно, всей деятельности, всей информации, связанной с ВК, Юре и Равелю не поднять (я, честно говоря, преклоняюсь перед их энергией и подвижничеством). Но вот найдутся ли подобные энтузиасты, чтобы "возглавить"работу, пусть даже в одном каком-то направлении? И дело даже не в том, что многие "написали в клуб от скуки". Ситуация может быть прямо противоположной - есть большое желание что-либо сделать, но не хватает идей, времени, технического оснащения, в конце концов, просто "способности встать". Если говорить о себе... Не уверена, что, вопервых, сумела бы выбрать какую-то одну "грань", а во-вторых, смогла бы вести активную работу. Правда, я готова выполнять роль "регионального почтового связного"; возможно, если найду доступ к электронной почте, помогать в распространении альманаха. Кстати, может, нужны подклубы не только по интересам, но и по территориям... Какие-то встречи, бесспорно, нужны; только по переписке не выживут ни клуб, ни подклубы - только интерес к личности и творчеству Владислава Петровича не может стать основой переписки, нужны и другие общие интересы, иначе всё сведётся к "литературоведческим разборкам"и отнюдь не будет способствовать укреплению "дружеских связей".

Ну, а если считать "гранями"(основами подклубов) те моменты, о которых писали Вы, - то мне более близкими по духу кажутся "Крапивин и командорство", "Крапивин и романтика"(по сути - "Крапивин и поиск людей "одной крови"", "Крапивин и дружба").

И - до "философской части"- несколько идей.

1. Наверное, нужны не столько "рецензии", но какое-то обсуждение книг ВК, ведь многие моменты "спорны", и интересно знать, совпадает ли твоё восприятие того или иного поворота сюжета с чьим-либо ещё.

2. "Путевые впечатления". Началом этой рубрики можно считать рассказ Юры о путешествии в Москву и Екатеринбург. Ведь многие ездят по стране (командировки, турпутешествия, поездки к друзьям), наверняка встречаются с чемто (или с кем-то) интересным. Впрочем, это не новость, а, судя по книгам "Каравеллы", весьма популярный жанр.

3. Обзор литературы - мысль, конечно, хорошая. Но стоит ли только "детской литературы"? Ведь разговор о книгах, которые ты любишь, во многом помогает понять и личность твоего собеседника (и очного, и заочного).

4. Имеет право на существование и тема "Крапивин и писатели". В частности, в последнее время я открываю для себя Ричарда Баха, и нахожу очень много совпадений. А параллели между "Иллюзиями"и повестью "Самолёт по имени Серёжка" вообще прозрачны... Вот бы поговорить об этом - может, не столько на страницах ТС, а с тем, кому интересно творчество Баха (ведь не случайно вопрос о нём возник в беседе с ВК). А "Роман с героем" З.Журавлёвой (тема Учителя - оччень интересно!). В случае поддержки любой из этих идей готова поделиться своими соображениями - сейчас не делаю этого из-за и так уже чересчур затянутого послания.

Теперь несколько слов о "командорстве". В Ваших рассуждениях об этом я узнала свои мысли, свои сомнения, свои "открытия". Очень долго я считала слова Лиса (об ответственности за тех, кого приручил) очень крапивинскими. Но в одном из интервью ("Книжное обозрение"№52, 1983 г.) он сам опроверг это - "А кто будет отвечать за тех, кто не приручен?.."

Интересно проследить развитие и изменение понятия "командорство"в творчестве Крапивина. Точнее, даже не изменение... Попытка решить вопрос: кого же охранять - "детей с необычными свойствами"или "детство вообще". Судя по всему, и ВК и Вы склоняетесь к последнему, да и я, пожалуй, тоже.

Вот примерное развитие это линии:

1. "Мальчик со шпагой", интервью ребят из "Каравеллы"- "шпана есть шпана, у них своя жизнь, глубоко враждебная нашей"(я утрирую немного).

2. Капрал в "Журавлёнке"- и Журкин (да и наш) вопрос: "а может, я был нужен Капралу?"

3. Егор Петров в "Островах и капитанах", прошедший сложный путь от Кошака к Егору Нечаеву во многом благодаря тому, что рядом с ним оказались Гай и Венька - своеобразные "командоры".

4. И, наконец, Кинтель и компания "достоевских"из "Бронзового мальчика", ключевая фраза повзрослевшего и многое пережившего Вострецова - "У нас впереди новый корабль, паруса, а у них никаких парусов нет. Убрать эту разницу - и остальное приложится".

Впрочем, здесь есть ещё один момент: всё чаще в газетах появляются сообщения о детях, "переставших быть детьми". И возникает вопрос: смогут ли быть "командорами"родители других детей, тех, кого искалечили первые. Таким образом, разговор о командорах и "командорстве"может получиться весьма интересным. А то, что люди, готовые спасать Ребёнка и от взрослых, и от его "второго я"(как у Высоцкого - "поверьте мне, не я разбил витрину, а подлое моё второе Я") существуют - в этом сомнений нет. Таковы персонажи В. Крапивина (тот же Гай), таков он сам, таковы многие командиры детских отрядов и объединений.

Знаете, Валентин, все эти вышеприведённые размышления, а также Ваша фраза "о тех, кто способен", напомнила мне "стихотворение", которое вдруг родилось в моём "воспалённом"(и отнюдь не поэтическом) воображении несколько лет назад. Тогда слова "командор"ещё не было... А сегодня сии безымянные строки вполне можно посвятить именно им - вымышленным и реальным защитникам детства.

Всем Командорам посвящается

Говорят, что век наш очень прагматичен,
И что Дон-Кихоты больше не нужны.
Что умчались всадники ("порох у них вышел!")...
Вам могут посочувствовать - но со стороны.

Смотрят дети грустно - взрослые забыли
Об их проблемах "мелких". Заняты борьбой.
Что им делать, лишним в нашем буйном мире?
Кто поможет выжить, не отправит в бой?

К счастью, не у всех нас каменное сердце:
Многие, без звонких фраз и суеты,
Позабыв о быте, о своём "корытце",
Превращают в сказку детские мечты.

"Надо жить спокойно, надо жить уютно!" -
К лозунгам подобным нам не привыкать.
Здорово, однако, что не все "разумны" -
Есть на свете люди, способные ВСТАТЬ.

Встать, когда всё мирно в собственной квартире,
Но вокруг - несчастья, горе и беда.
Встать, забыв про старые ссадины и шишки.
Зная - рядом встанут верные друзья.

Самые обычные, ходят с нами рядом.
Их воспринимают не всегда всерьёз.
Только в этой жизни им прежде всего надо,
Чтоб не стало боли, чтоб не стало слёз.

Лучшая награда им - чья-нибудь улыбка.
Скачущий мальчишка, позабывший грусть...
"Нету Дон-Кихота... Всадники умчались..." -
Это ж надо выдумать подобную чушь!

Чувствую, что разговор об одиночестве и друзьях сегодня - в этом письме - уже не состоится (но хочется верить, что последует продолжение). Поэтому - лишь две "ключевые фразы", важные для моего взгляда на это: "Не кровные узы объединяют в истинную семью, но радостное внимание к жизни друг друга"(Ричард Бах); "Странная это штука - человеческое сердце. Разве поймёшь, по каким законам рождаются в нём привязанности?"(Владислав Крапивин).

На этом ставлю точку. Прошу прощения за "непричёсанные мысли". Спасибо Вам за строки о "синей жилке", о "слезах радости, счастья и ещё чего-то... хорошего", вообще за всю Вашу статью. Даже если Вы не ответите - всё равно, здорово знать, что такой человек живёт на свете. Удачи Вам!

P.S. В "Новой ежедневной газете"есть детский раздел, где журналисты (в том числе и очень небезразличный к проблеме "защиты детства"С.Михалыч) ведут весьма серьёзный и интересный разговор и с детьми, и со взрослыми. Несколько раз там появлялись "Советы для учителей и родителей", которые показались мне интересными и вполне соответствующими командорским принципам.

Юрий Устинов ("Новая ежедневная газета", 1994 г.)

Советы для учителей и родителей

  1. Не бойся показаться Им "не таким". Бойся, что Они покажутся тебе не такими.

  2. Прощать или не прощать нужно очень быстро.

  3. Не призывай мыть руки перед едой. Купи микроскоп.

  4. Если спрашивают Они твоё мнение о человеке, может быть только "хороший" или "смотри сам".

  5. Оставляй наедине.

  6. Дорисовывай только свои рисунки.

  7. Замена непониманию - только уважение.

  8. Обернулся - махни рукой.

  9. Не умей отличать крупное от мелочей.

  10. Уйди, пусть поговорят о тебе.

  11.  Наступив на грабли, необходимо выругаться.

  12.  Не строй мосты с одной стороны.

  13.  Иногда бьют ниже пояса только из-за роста.

  14.  Шёпотом можно только ругать.

  15.  Наступив на грабли второй раз, необходимо промолчать.

  16.  Садиться между двух стульев можно, когда они оба заняты, а третьего нет.

  17.  Доброта может стать привычкой.

  18.  Что бы ты не делал с Ними и при Них, помни, что ты делаешь два дела сразу.

  19.  Не выдумывай журавля и синицу. Им до этого нет никакого дела.

  20.  Что за грех - вилять хвостом?

  21.  Не говори хорошие слова, когда проходишь помойку. У них всё совмещается.

  22.  Подготовка праздников опустошает.

  23.  Вершины не для праздников, а для обозрения местности.

  24.  Не успеваешь - отдышись.

  25.  Сдуваешь пылинку - не плюйся.

  26.  Поделишь себя поровну - не отдашь ничего.

  27.  Колючки у каштанов - это от свиней.

  28.  У всякой болезни есть инкубационный период. Соберёшься обругать - подожди, не заболеет ли.

  29.  Пушкин, однако, был рыжим.

  30.  Снежинку рассматривай на морозе.

  31.  Надежда есть до тех пор, пока стрекоз и вертолётов хотя бы поровну.

Елена Овчинникова
(г. Лысьва, Пермская обл.)

Я против создания подклубов в клубе, это звучит слишком официально. Ни В.Веснин, ни Равель с Юрой, ни я не вправе решать эти проблемы. Это создаётся само собой, без чьего-либо нажима.

О внутриподклубной деятельности, издании ТС - с этим я согласна. Руководство действительно собирает материалы о писателе, его книгах, жизни и деятельности. Но почему вся эта информация оседает в руках центра? Ведь рядовые члены клуба в большинстве своём и не подозревают об этой работе. Руководство (то есть Юра Никитин) не считает, что эту информацию должны знать все члены клуба? /Считает. Но где найти время, силы и средства, чтобы всё это размножать и рассылать? - прим. редакции./

По-моему, руководство "Лоцмана"зациклилось только на "Каравелле". Почему бы не познакомить нас и с другими отрядами? Почему бы не открыть полемику в ТС о проблемах детства? /К счастью замечание устарело. Примерно половина ТС-8 посвящена этим проблемам. Если есть желание - можно высказываться - прим. редакции./

Извините меня, пожалуйста, но какую помощь вы оказываете подклубам? Юра Кривенков справляется сам, а идею Романа Ковача вы сначала даже публиковать в ТС не хотели! Что это? Только план? Тогда нужно было писать в будущем числе, а не в настоящем. Или пускаете пыль в глаза? По-моему, те времена уже отошли, когда мероприятия проводились ради галочки. Здесь-то ведь, у нас, дело добровольное. Но тогда и писать нужно правду, а не очковтирательство. Не обижайтесь.

Думаю, что главный упор нужно делать всё же не на книгах Крапивина (хотя это тоже немаловажно), а на проблеме Детства, знакомиться и с другими (помимо "Каравеллы") детскими организациями, во всех городах. Неплохо было бы развить и пустить в ход идею Ромы Ковача насчёт музыкального подклуба. А вдруг у нас есть будущие таланты?

И ещё В.Веснин ошибся насчёт списка книг. Это не "список книг для обмена", а "список поиска": то, что "лоцманы"ищут. Вещи-то совсем разные!

Я бы тоже хотела, чтобы рубрика о командорстве стала в альманахе постоянной. Меня эта тема очень интересует.

Меня заинтересовала строчка: "Есть ещё несколько идей...". Это не секрет? Может, напишете, что это за идеи?

Ирина Отдельнова
(г. Курск)

Скажите, разве не правда, что имя "Крапивин"- это словно пароль для открытого сердца, для каждого посвящённого, стоит только шепнуть его такому человеку, и тут же получаешь отзыв - улыбку в ответ, понимание в глазах. Разве этого мало? Нет, наоборот, так щедро много - до радости, до восторга! "Много"не означает чего-то сверх меры, через край. Можно любить всего Крапивина, и это тоже будет правильно. Идея подклубов в "Лоцмане", несмотря на всю её заманчивость, и, может быть, даже разумность, кажется мне попыткой разделить людей по увлечениям: чуть ли не по видам; самого ВП - разбить по жанрам, всё разложить по полочкам - и тогда настанет идеальный порядок. А зачем? Разве нужен порядок в романтике и в путешествиях? Приключения начинаются чаще всего там, где нарушены правила поведения и повседневности. Зачем классифицировать членов "Лоцмана", если так хорошо быть всем вместе (словно у костра сидеть плечом к плечу), если так искренне можно любить всего Крапивина (а каждый из нас и так знает о разных жанрах в его книгах), с готовностью отзываться на пароль его имени и среди безликости находить друзей.

Вот на пустынной ночной дороге встретились два незнакомых человека, ещё ничего не ведая друг о друге, не зная, о чём говорить. Они идут рядом, но не вместе. И вдруг один из них спрашивает: "А ты любишь Крапивина?"(Хотя первого встречного об этом, конечно, не спросишь. Для меня Крапивин - тайна, которой всегда хочется поделиться, но не знаешь - кому её доверить.) И стоит ли говорить о той радости, когда в ответ получаешь утвердительный кивок, и начинается разговор, и возникает дружба, и тьма отступает, потому что ясно становятся видны звёзды. Люди встречаются по-разному, у самого Крапивина такие разные встречи, иногда совершенно случайные вначале, но потом, оказывается, совсем не случайные. Ведь, наверное, самая замечательная встреча на свете - вот так - поверить и довериться незнакомому человеку, а потом идти вместе. И дорога теперь не кажется долгой, потому что там, в конце пути, горит жёлтое окошко. И двое идут плечом к плечу и говорят о таком же жёлтом окошке с Т-образным переплётом в крапивинских книгах. И им не нужно уточнять: "А какого Крапивина ты имеешь в виду? Крапивина-фантаста? Крапивина-романтика? Крапивина - детского писателя?" В лучшем случае можно пожать плечами - не от незнания, а просто от недоумения, в худшем - посмотреть с сожалением: если ты выбираешь только одно, значит, всё остальное проходит мимо тебя? Какая разница?! Зачем что-то разделять - разбивать?! Ведь есть просто Крапивин, его книги, его мальчишки, которые так умеют дружить; его взрослые, которым можно верить, они никогда не предадут; его мир, в него мы любим приходить больше всего на свете, наверное, оттого, что он родной и близкий нам. Можно и нужно любить всего Крапивина. "Много"- это значит полно, гармонично, совершенно. Так бывает совершенна радость, когда с самого утра у тебя легко на душе, и солнце вовсю светит в окна, и тебе подарили хорошую книгу, и она, ещё недочитанная, ждёт тебя на столе. Так бывает гармонична печаль, от неё совсем не хочется плакать, а просто задумчиво и долго слушать любимые пластинки, одну за другой.

"Не знаю, почему. Должно быть,
Устала попросту душа.
И как-то не хотелось трогать
Мятежного карандаша..."
                    (Марина Цветаева)

Да, мне нравится весь Крапивин, все его книги без исключения, все его жанры без ограничения. Может быть, что-то нравится больше, и тут В.Веснин прав, неосознанно для себя самой разделяешь книги: на сказки и фантастику, на автобиографические и школьную жизнь. Но это только для того, чтобы не заблудиться среди великолепного разнообразия его книг. В реке есть разные течения, но она всё равно остёстся целой и незамутнённой. Разве нам всем плохо в нашем клубе? Мы не думаем - какие мы, чем более всего притягивает нас Крапивин? Мы все вместе в "Лоцмане", такие разные, но уже знакомые; такие непохожие, но всё равно созвучные; такие далёкие, но уже навсегда вместе. Мы все связаны одним именем, мы только-только нашлись в крапивинском мире и теперь протаптываем тропинки друг к другу. И значит, уже никогда не потеряемся. И значит, мы теперь не одни, у нас есть Клуб, а в нём - единомышленники. Мне кажется, что в "Лоцмане"нет случайных людей, зачем бы человеку писать так просто, от скуки, если он не любит, не знает Крапивина. Мне кажется, само слово "Крапивин"исключает всякую фальшь, и все, кто написал Равелю или Юре, были искренни.

Как замечательно, что мы нашли Крапивина, а он помог нам найти друг друга. Так будем же неразделимо вместе. Пусть одним нравится больше одно, другим - другое, но есть у нас общее - радость от имени "Крапивин", любовь к его книгам. Будем же рядом. Хотя, конечно, сам В.Веснин так и предлагает: оставаться всем вместе. Спасибо ему за эту статью, она задевает за живое, с нею хочется спорить и, может быть, в чём-то согласиться. И, может быть, в "Лоцмане"появятся подклубы, о которых пишет В.Веснин. Но тогда как же быть тем, кто так и не сумел решить, к какому же подклубу примкнуть? Если хочется быть во всех сразу, со всем Крапивиным неразделимо? Переносясь с одной грани Великого Кристалла на другую, встречаясь с Цезарем и Витькой, Филиппом и Ёжики, летать на ковресамолёте с Олежкой и Виталькой, а в городе, про который Славка сказал: "Какой ты хороший, Город!", увидеть вдруг море и понять, что оно на всю жизнь останется в твоей душе.

Может быть, сделать не подклубы в "Лоцмане", а подобные разделы в "Той стороне", или выпускать тематические номера альманаха? А ещё было бы здорово собрать названия книг, встречающихся у Крапивина.

Андрей Попов
(г. Магадан)

Ниже я хотел бы ответить на те вопросы, которые прозвучали в работе Веснина, а также уточнить и дополнить некоторые пункты статьи.

I. Задачи Клуба.

а) Поиск Друзей.
б) Исследование всего, что связано с ВК: творчество, жизнь и многое другое.

Это то, что было конкретно изложено во второй части статьи ("Лоцман". Что делать?). Я бы хотел добавить ещё то, что, в общем-то, В.Веснин изложил, но связал это только с одним из аспектов творчества ВП. Итак,

в) Исследование детской литературы. А вот здесь важно уточнить, что же такое "детская литература". Как показывает литературоведческая практика, многие путают два понятия, скорее разные, чем сходные. Существуют два ответа на поставленный вопрос:

1. Детская литература - это литература для детей.

2. Детская литература - это литература о детях.

Когда Крапивина называют детским писателем, то обычно имеют в виду то, что книги ВП - о детях и предназначены для чтения детям. Да, книги ВП - это произведения о судьбах мальчишек и девчонок, но разве их читают только дети?! Достаточно взглянуть на список членов клуба "Лоцман", чтобы убедиться в том, что, отнюдь, книги ВП читают и дяди, и тёти. А разве мысли и идеи о воспитании, заложенные автором в повести и романы, настолько наивны и легковесны, что предназначены для умственной работы лишь детям?

А вот ещё один любопытный пример неправильной (или намеренно неправильной) дефиниции. В своё время всю фантастическую литературу называли "детской литературой". Какой же смысл вкладывали в это понятие в данном случае? Герои "Марсианских хроник"Брэдбери, сборника рассказов Азимова "Я, робот"- люди взрослые. Но персонажи повестей из "Приключений Алисы"Булычёва, сказок А.Волкова - дети. Значит, фантастика - лишь отчасти литература о детях. И вероятнее, считая фантастику никчёмной пустышкой (некоторые пребывают в этом мозговом тупичке до сих пор), наши литературные идеологи и предназначали фантастическую литературу для чтения детям. Явная дискредитация жанра и принижение значения фантастики.

А теперь я делаю вот такой вывод.

В. П. Крапивин - детский писатель в том смысле, что пишет книги о детях, которые читают и дети, и взрослые. Я не согласен с утверждением, что литература для детей и литература для подростков "принципиально разная". Нет, потому что это литература о детях. И проводить разграничительную линию здесь так же неуместно, как и между "любовными романами"(якобы предназначенными для чтения исключительно особам женского пола) и "боевиками", как литературой для мужчин.

Таким образом, по моему мнению, третьей задачей клуба является анализ (и прочее) литературы о детях, а также кино, живописи и т. д.

II. Задачи альманаха. Здесь всё более-менее ясно. "ТС"отражает все стороны деятельности "Лоцмана", причём, я думаю, публиковаться будут материалы, не только связанные со сформулированными выше задачами клуба, но и представляющими, являющими "лоцманам"второе "я"их друзей по Клубу, то бишь, увлечения членов Клуба. Валентин предлагает Юре Кривенкову публиковать материалы о литературе о пацанах. Это же здорово! И раз уж эта тема прозвучала, я мог бы писать статьи о детях в кино. Скажем, о том же М.Калкине. Здесь перед нами широкое поле деятельности, без всяких ограничений.

III. Подклубы. Ещё до того, как я прочёл 5-й выпуск альманаха со статьёй Валентина, я был наслышан от друзей-"лоцманов"об этой идее. Уже тогда я и сформировал своё мнение по этому вопросу. Оно у меня отрицательное. Постоянно употребляется фраза, что "деление на подклубы - условное". Но тем не менее слово "деление"звучит. Как мне написал один из "лоцманов", - "не успели объединиться - уже разъединяемся". На мой взгляд, можно найти другой способ для поиска людей, которые хотели бы заниматься чем-то общим в Клубе. Например, путём публикации в альманахе отзывов на статью и сообщений об интересах каждого "лоцмана". Мои увлечения таковы (и чем я рад заниматься по творчеству ВП):

IV. Полное собрание стихотворений и иллюстраций. Если почти полное с/с мы получили (имею в виду 16-томник), где прежде всего собрана проза писателя, то об идее ПС стихов и иллюстрация необходимо говорить. Эта идея, конечно же, абсолютно некоммерческая, а значит, вряд ли какое-нибудь издательство возмётся за подобное. И эту работу нужно проводить собственными силами. Непонятно мне одно: зачем делать "Избранное"? Это лишняя трата сил. Так что я обеими руками за ПС ст. и ил. И буду первым его подписчиком.

V. Хочу сказать пару слов по разделу "Художник слова. Крапивин и романтика"из первой части статьи. Валентин Веснин выводит такую мысль: "Книги Крапивина как художника слова невозможно экранизировать". Я думаю, это общая беда хороших писателей: слишком уж разнится метод передачи художественных образов в литературе и в кино. Не стоит забывать и о том, что внутренний мир книги более широк во времени и в пространстве. Американский фантаст Стивен Кинг (а за ним эти слова повторил и Кир Булычёв) как-то сравнил просмотр экранизации художественных произведений с подглядыванием в замочную скважину: зритель, в отличие от читателя, видит лишь часть того, что изложено в книге, имеет только общее представление о содержании книги, а другие детали оказываются вне зоны восприятия кинозрителя.

Но, всё же, экранизировать книги Крапивина - художника слова - можно. Даже нужно! Просто работу эту должен делать художник кадра.

VI. Крапивин и фантастика. Наиболее близкая мне тема. Большинство книг ВП - это книги фантастические. Они мне ближе, может быть, потому, что я рос в Таджикистане, далёком от российских реалий "реалистических"книг ВП. И ценю я в книгах Крапивина сторону фантастическую, влияние фантастического на характеры и судьбы героев. И так как я - один из фэнов (любителей фантастики), то позволю себе высказать следующие замечания.

В разделе "Крапивин и фантастика"Валентин называет людей, обожающих фэнтези, "толкинистами".Мягко говоря, это неправильное определение. "Толкинистами"называют в фэндоме фэнов Толкина. Есть среди них и любители помахать деревянными мечами на "Хоббитских"и прочих игрищах. Таких фэнов, кстати, называют ещё и "ролевиками", так как игры проводятся, как правило, по литературным источникам, где каждый из участников исполняет роль персонажа книги - источника игры.

Среди любителей фэнтези есть поклонники творчества М.Муркока, А.Нортон, Дж.Нормана и др. Но их "толкинистами"не называют!

Забавна следующая фраза Валентина: "Хотя крайние проявления этой тенденции (то есть, тенденции махания мечом -  А.П.) опасны - они грозят инфантилизмом". Уместно вспомнить после этой фразы статьи Романа Арбитмана о книгах ВП, о "толкинистах". Саратовский критик тоже чего-то опасается: "террора"крапивинских мальчишек с красными галстуками, "комсомольской"энергии "толкинистов-ролевиков"... Читая "Приключения Алисы"Булычёва, перечитывая книги А.Волкова, мне приятно ощущать, насколько я инфантилен...

Раздел "Крапивин и сказка". Валентин пишет: "Довольно сложно сказать, где у Крапивина кончается фантастика и начинается сказка. Здесь, пожалуй, грань сильно размыта". Дело в том, что этой грани вообще не существует. Ниже я изложу мысли, которые уже звучали ранее в статьях братьев Стругацких, К.Булычёва и многих других авторитетов в фантастике.

Сказка является одним из многих жанров фантастической литературы. Под понятие "фантастическая литература"я (а также многие фэны) подвожу и научную фанатстику (книги А.Азимова, А.Кларка), и фэнтези, и хоррор (то есть литература ужасов - книги С.Кинга, П.Страуба). Эти три направления и составляют фантастику (фантастическую литературу). Куда можно отнести фантастические книги Крапивина? Скорее, это юношеское фэнтези. Я понимаю, что данное разграничение условно. Но откройте, скажем, "Краткую литературную энциклопедию", и вы сможете убедиться, что на её страницах царит полный литературоведческий бедлам.

Я хотел бы поблагодарить "Валентина Веснина"(того, кто под этим псевдонимом скрывается) за проделанную, столь обширную, работу. Я также благодарю редакцию альманаха за самоотверженный труд Сизифа. Надеюсь, я сумел донести до вас надуманное мной после прочтения столь фундаментальной по значению статьи.

К началу страницы
Мнения-1 Содержание выпуска 9 Мнения-3

Русская фантастика -> Писатели -> Владислав Крапивин
                                       -> Журналы -> Альманах "Та сторона"


Русская фантастика -- Премии и ТОР | Писатели | Фэндом | Журналы | Календарь | Книжная полка | Ссылки

(c) Р.Ахметшин, Д.Ватолин, А.Куклин, Ю.Никитин (гл. ред.), 1996
(c) Вёрстка Д.Ватолин, Ю.Никитин, 1996
(c) HTML-версия К.Гришин, 1998
Перепечатка материалов без согласования с редакцией запрещается.