Альманах "Та сторона"
В.Каплан. Кто выйдет на мост? Содержание выпуска 9 Стихи

Отряды и неформальная педагогика

Т.В.Кертис

"Система против" и "крапивинские дети"
(Грустные воспоминания на заданную тему)

Речь в этой заметке пойдёт об отрядах "крапивинской" системы, но давайте договоримся сразу: никакой "крапивинской" системы отрядов не существует и существовать не может.

Это не противоречие. Раньше в Свердловской области существовало АРДО - Ассоциация Разновозрастных Дружин и Отрядов. В неё входили те, кто считал свои отряды "крапивинскими" . Именно считал. "При всём своём уважении к ВПК должен заметить, что он за 30 лет работы так и не создал какой-либо методики" - это цитата из разговора с инструктором одного из отрядов.

Действительно, методики нет. Есть художественные книги, есть "Каравелла" - можно прийти и посмотреть. В "Каравелле" есть дети, хорошие, "крапивинские" . Можно сказать, так и хочется притаиться за дверью и накидывать на всех выходящих из отряда курточки. И провожать их домой и по дороге вести умные беседы...

Итак, крапивинской системы нет, не было и, думаю, не будет. Есть (или были?) отряды, себя к этой системе причисляющие. Что их характеризовало - любовь руководящего состава к книгам ВПК и "Каравелле" , занятия юнкоровским делом, фехтованием, в общем, чем-то схожим с тем, что было у ВПК... и барабанщики. Даже не барабанщики, а БАРАБАНЩИКИ - как символ и носитель какой-то сверхидеи.

В большинстве случаев отряды создавались людьми, к педагогике отношения не имеющими. "А попробуем" - говорили они. И пробовали.

Так родилась "система против" .

Прошу заметить, я не утверждаю, что данную систему создал ВПК - ничего подобного, но черты этой системы, присутствовавшие ранее (в 80-х - 90-х годах) в "Каравелле" , были возведены многочисленными подражателями в ранг "государственной политики" .

А начиналось всё примерно так. Молодой человек или девушка, "ушибленные одиночеством" , (термин Сергея Лукьяненко) решал круто переменить жизнь и стать Командором. Он (или она) создавали отряд - находили помещение, набирали детей - и вот перед ними вставало два вопроса - "что делать?" и "как удержать?" .

Ну, что делать - понятно, у ВПК написано, а как удержать - что ли почитаем того же Крапивина.

Так рождались постулаты "системы против" .

1. Мы не такие, как все. Мы особенные и уникальные. Мы - надежда общества. Там - на улице - серость и грязь, и только у нас в отряде можно быть нормальным человеком.

Инаковость. Детям вдалбливали в голову, что они - "другие" , что они лучше и чище остальных. И дети верили.

2. Вы - дети, вы не такие, как взрослые, вы лучше и честнее - и ни в коем случае не должны стать похожими на них.

У Д.Владимирова есть повесть "Когда гаснет звезда" . Там автор развил эту мысль таким образом: "Когда рождается ребёнок - появляется звезда, и между ней и ребёнком устанавливается особая связь. Звезда - это душа, она дает тепло и согревает его и близких. Когда ребёнок гибнет или перестаёт мечтать, из светлого становится тёмным или серым - звезда гаснет. И чем меньше звезд, тем хуже мир."

Но к сказкам мы вернёмся позднее. После объявления своей инаковости и возведения детства в ранг святости идет третье заявление:

3. Мы уникальны, мы посланники света и должны бороться со злом, наполняющим мир.

И тут начинается деление "свой - чужой" . "Свои" поддерживаются всегда, даже если они где-то не правы, они "свои" . А "чужие" - это вечные противники. И не имеет значения, кто это - дамы из пионерской организации, учителя в школе или соседний отряд. Они не такие.

Война позволяет мобилизоваться, это очень хороший выход - когда есть враг и возможность бороться, в жизни есть смысл. О, как сладостно ощутить победу над противником! О, как это приятно - поехать на юнкоровский слет и общим "каравелловским" блоком ударить по собравшимся, втоптать их в грязь, показать, что они - ничто! Выпустить за ночь газеты на восемнадцати ватманских листах - кто ещё способен на такое? Только те, кто воюет. А когда воевать не с кем, противник побежден и растоптан - найдём нового. Мы уже вошли во вкус и не можем остановиться. Так появилась КОНТР-ВТ и враг номер один - Ваня Тяглов.

Бедный Ваня - он ввязался в войну, победить в которой не мог. Он ведь воевал не с людьми, а с системой - и система его раздавила.

"Мы не думаем о последствиях,
Мы идём, сжигая мосты..."

-  писала Ю.Безруких в "Марше Командоров" . Эти слова оказались пророческими, хотя и несколько не в том смысле - мы действительно не думали о последствиях наших поступков и не представляли, к чему это ведёт. Пока не стало слишком поздно.

Книги ВПК - опасное оружие в умелых руках. А люди, входившие в АРДО, были умелыми. Сейчас я общаюсь со скаутами, у меня огромное количество знакомых руководителей, но среди них почти нет, людей, умеющих так управлять сознанием ребёнка.

Если посмотреть на АРДО-вские фотографии прошлых лет, вы удивитесь. Удивитесь такому количеству "крапивинских" детей с их широко открытыми глазами, ободранными коленками - детей, созданных для "накидывания курточек..."

Почему их так много?

А ведь это не загадка, а наоборот - разгадка. В отрядах оставалась только определённая категория людей и отбирались дети по трём критериям (часть неосознанно):

1. Симпатичность. Ну какой крапивинист станет работать с несимпатичными детьми?

2. Неприкаянность, одинокость - легче работать с теми, у кого нет особых друзей на улице, у кого не всё в порядке с семьёй - тогда отряд становится домом.

3. Внушаемость. Дети гораздо внушаемей взрослых и если вы им нравитесь, они вам доверяют - вы можете им внушить всё, что угодно, лучше всякого Кашпировского.

И если в первых двух критериях нет ничего плохого, то третий - вещь страшная.

Мы, новоиспчённые командоры, уподобились Богам, создавая из податливой как глина детской души свою мечту. Внушая им свои мысли, идеи, взгляды на жизнь. Превращая их пусть не в точную копию, но в подобие Тиков, Гелек Травушкиных и Братиков.

Ты знаешь, Братишка, нашел я в траве придорожной
Вчера барабан, и нашел клинок в ножнах.
И мне показалось, что в пятнах от крови трава.
Наверно, вчера... нет, конечно, вчера.
Ну, в общем, пойми же, Братишка, - война.

Какие только средства не использовались для создания нового типа детей - книги ВПК, песни (крапивинские и свои, ведь не зря большинство командоров подражали мэтру), свечки.

Да, свечка была одним из самых сильных психотехнических средств. Дети садились в круг, зажигалась свеча, выключали свет и командор начинал говорить. Он мог рассказывать сказку, мог петь, мог просто беседовать с детьми о чём-то, но главная задача была создать атмосферу доверия, когда защитные блоки отключатся и внушаемость ребёнка повысится.

Особенно хорошо это проходило, когда командор сам верил в свои слова. И они верили.

Есть в "крапивинской" системе такой термин - "присоединение и ведение" . Ввёл его, кажется, Дима Лысенко, который всегда страдал любовью к классификации и красивым названиям. Суть этого метода сводится к тому, что командор сначала "присоединяется" к рёбенку, ставя себя в "детскую" позицию, показывая, что он такой же, устанавливает дружеские (братско-отцовские?) отношения и после этого ведёт за собой. В "Лунном пламени" , например, дети были достаточно разобщены внутри отряда, но не разбегались, так как были намертво завязаны на командоре, а позже ещё и на других инструкторах.

Но шло время, дети вырастали, и из милых симпатично-беззащитных, таких "крапивинских" детей получались далеко не такие милые подростки. Ведь внушаемость - палка о двух концах: если уж ты ухитрился сделать ребёнка особо внушаемым - не удивляйся, что плодами твоей работы воспользуется кто-то ещё и не с такой "благородной" целью.

Да, дети взрослели и начинали что-то понимать - ведь нам до них уже не было дела, мы не работаем с подростками и не "крапивинский" это возраст. Сами уже могут о себе позаботиться, а у нас новые дети, новые любимчики. Круг замкнулся.

Проблема старших - это проблема, которая в 90-х годах не была решена даже в "Каравелле" . Хорошо, если у выросшего, точнее, выращенного как в зоопарке ребёнка лежит душа к работе с детьми - он станет помощником. А если нет? Подросшие дети начинают мешать, они ревнуют руководителя к новичкам, требуя того же тепла и той же любви, что была раньше, Требуя и не получая. Выход один - перевод на "свободное расписание" (появляйтесь, когда хотите, но не тогда, когда идут занятия), выпуск - до свидания. И под барабанный бой плачущий от горя (или счастья) командор пинком вышвыривает бывших детей за дверь.

Это проблема не только "крапивинской системы" и "Каравеллы" - так везде. Никакое детское объединение не может себе позволить работать со "стариками" - если хочет продолжать работу с детьми. Читайте "Технологию групп" Ланцберга и Кордонского. Если не хотите "бунта стариков" - от старших надо избавиться. У скаутов, например, вышедшие из скаутского возраста дети переходят просто в новый отряд, где работают с "роверами" (со старшими скаутами). Новый руководитель, новая программа - но всё-таки не улица.

Выпуск старшей группы - это не так страшно. Не так страшно в простых объединениях, а в "крапивинской" системе это трагедия для подростка. Всё, чему его учили, рушится на глазах. Любимый командор - друг, брат, отец - становится чужим и далёким и выгоняет ребёнка туда, на улицу, к врагам.

И вот ещё на одного "ушибленного одиночеством" становится больше.

Некоторым удаётся адаптироваться к внешним условиям с минимумом потерь, особенно если "ушли из отряда" не одного, а целую группу, или если ребёнок уже успел перерасти детские страхи и привязанности.

Некоторые ломаются. И когда командоры собираются обсудить проблемы, кто-то говорит: "Помните такого-то? Спился, со шпаной связался..." "Да, жаль. А такой славный был ребёнок..."

Блин! Да кто же его сделал таким неприкаянным, мечущимся по жизни в поисках ниши, в которую можно спрятаться от холода одиночества?

Нет, не манекены и канцлеры сделали его таким. Мы.

И в "Каравелле" такое бывало. Не раз и не два, благо со многими общался - теперь у них всё в порядке, а сначала...

Да, мы не такие, как все. Затерянные на разных островах одиночки, пытающиеся создать, отстроить разрушенные нами же мосты. Иногда это удаётся. Чаще -  нет.

"И мы строим мосты - больше нечего делать.
Но нам по ним никуда не дойти.
И мы живём на разных островах.
Я не знаю, где мой остров -
Но мы слишком далеки."

Мы - командоры. Гордые и одинокие. Бросившие вызов Вселенной и боящиеся даже себе признаться, что мы просто испуганные и разочаровавшиеся в жизни люди. Люди, которые не нашли себе места в обществе, и создавшие для себя маленькие заповедники, экологические ниши, где и только где чувствуем себя нормальными и нужными.

"Я командор затерянного острова,
Я командор давно забытых песен" .

Проходит время. Часы неумолимо отсчитывают минуту за минутой. Минуты складываются в дни, года. Мы взрослеем.

"Нет, мы не взрослем,
Мы просто стареем..."

Система рушится, друзья исчезают. Свердловск оказывается так далеко и в него уже не можешь летать каждый месяц, как раньше, да и летать почти не к кому. Дети выросли. Командоры поняли что к чему и бросили свои отряды на произвол судьбы. Братья забыли тебя и не пишут. И вот ты один. Рядом полно людей, но они другие, они не понимают тебя и ты готов выть на луну, биться головой о стену. Ты понимаешь - то, что было раньше - плохо, но сердцу это не объяснишь. Странная вещь - одиночество...

У меня есть семья. Жена, ребёнку восемь месяцев. Есть отряд. Новый, совсем не "крапивинский" , скаутский, хороший отряд. Нас любят другие отряды, приглашают в свои лагеря - мы умеем работать. Хорошо умеем - это привычка, оставшаяся ещё со времён АРДО. Но это не то. Не та система отношений, нет особой любви - нет в отряде второго Дэмы, который мог позволить себе разбудить меня в восемь утра просто для того, чтобы пообщаться. Я уже не командор, я - скаут-мастер. В отряде подросла старшая группа - скоро им уходить, и будет до слёз обидно, когда мы распрощаемся: столько труда вложено в этих ребят. Но я надеюсь, что отряд не был для них зоопарком и они готовы к жизни.

-  Слушай, а ты не голубой? - вопрос, немыслимый в "крапивинской" среде, тут считается уместным. Дети готовятся к жизни и к опасностям, которые их подстерегают.

"Крапивинская" система... Господи, мы только сейчас поняли, что воспитывали идеал не только "крапивнутых" , но и всяческих педофилов - которые тоже очень "любят" детей. Симпатичных, беззащитных, с большими, широко распахнутыми глазами. Слава Богу, нас эта чаша миновала. Не было в нашей системе таких. А сейчас навалом.

У меня много знакомых, работающих с детьми, и среди них, к сожалению, немало голубых - и как сложно порой отличить их от "крапивнутых" - то же желание приласкать ребёнка, посадить на колени, погладить по голове или ласково растрепать волосы, защитить от ветра, дождя и холода своей курткой или собой. А в глазах та же любовь, то же немое обожание. Кстати, многие из этих голубеньких ещё и "крапивинисты" , к тому же... Ведь книги ВПК, как объяснял мне один из них перед тем, как получить по морде, "дают такой простор для эротических фантазий" ...

У меня есть один знакомый, на примере которого можно посмотреть, как всё происходит. Увлечение Крапивиным (это не причина, а следствие - причина внутри), начало работы с детьми - коленки, курточки, похлопывания, поглаживания, а потом резкий переход: "Я снимаю фильм, попозируй мне голым..."

Что делать с таким человеком? Посадить? Фактов нет. Никто из детей не подаст заявления. Мне расскажут, а милиции -  нет.

Избить? Били - не помогает. Убить? Извините, не наш путь.

Если бы это было единичное явление... Тогда, пять лет назад, я пытался чтото сделать, боролся, переманивал у него детей, проводил с ними беседы... А потом был следующий знакомый, и следующий. И все они любили "крапивинских" , не испорченных улицей, ещё верящих улыбающимся людям, видящих в них старших братьев...

Если вы работаете с детьми - объясните им, что улыбающийся дяденька, пытающийся обнять ребёнка, дарящий ему подарки и разыгрывающий из себя этакого Ярослава Родина, может на поверку оказаться последней сволочью.

Не стесняйтесь говорить с детьми о гомосексуализме и педофилии - пусть исчезнет часть "крапивинского" очарования (как можно назвать очаровательным ребёнка, который вырывается при попытке усадить его на колени, а в случае чего ещё и стукнуть может...) Может, это в какой-то мере защитит их от всяких ублюдков.

Правда, есть люди, которые всё равно прорвутся через все блоки. Ведь детям так хочется кого-то любить - особенно если они одиноки. Тем более, если это особые, отрядные дети.

Но всё это тема отдельного разговора, а педофилия всё-таки не относится к "системе против" и ВПК ни в коей мере не послужит причиной ее возникновения.

Итак, "крапивинской системы" - нет. Никто её не создал, и единственный "крапивинский" отряд из известных мне, - это "Каравелла" . У других могут быть очень похожие атрибуты - яхты, рапиры, барабаны, любовь к книгам ВПК - но это другие отряды (например "Винджаммер" - скаутский). Ну и Бог с ней, системой.

Одного боюсь: что где-то, начитавшись книг Крапивина, подростки начнут создавать отряды "по образу и подобию" , не имея, как и мы когда-то, за спиной ничего, кроме энтузиазма, любви к детям, одиночества и книг Крапивина. И опять всплывёт "система против" в новой, возможно ещё более уродливой форме.

"Я б в Крапивины пошёл -
Пусть меня научат."

Но всё равно, отряды создаваться будут. И если вы решите работать с детьми, причем не просто с кружком, а именно с отрядом - обратите свой взор к скаутам. Там есть методики. Существуют организации, в которых, возможно, вам смогут помочь литературой и советом. Существуют курсы скаут-лидеров. Может быть, скаутская система поможет в какой-то мере решить вашу проблему одиночества.

Только не пытайтесь изображать из себя богов и создавать удобных детей. И не ищите врагов - мир можно изменить и без оружия и войн.

Готовьте детей к тому, что они вырастут и тогда, может быть, смогут хоть что-то изменить. Воспитывайте не будущих неудачников и одиночек, а людей, способных добиваться успехов и радоваться жизни. Умеющих жить в этом мире - ведь если присмотреться, он не такой уж и серый.

Может быть дети, воспитанные вами, никогда не станут революционерами или гениями. Но если они просто смогут быть счастливы и избежать ваших ошибок - это лучшая награда за работу. Когда-нибудь они скажут вам спасибо.

P.S. Эта заметка получилась не совсем такой, как я хотел - может быть, гдето сумбурной и несвязной - но я не стану ее править. Что написано то написано.

Я не ставил себе целью поделиться каким-то опытом, чему-то научить, показать какой-то путь. Просто я написал о том, что было. Это воспоминание, а не исследование проблемы "системы против" или педофилии. Это мои чувства и переживания, а не научный анализ событий. И если возникнут вопросы - пишите, я отвечу.

P.P.S. Извини, Юра - не получилось "рассказа о положительном" .

Только правда - а правда, увы, не слишком весела.

А если хочешь, чтобы я рассказал о чём-то положительном - это тоже можно.

О "Лунном пламени" - его славной жизни и бесславной гибели.

О командорах АРДО - как жили, во что верили, к чему стремились, как стали друзьями, "братьями" и "сёстрами" - и как распались, практически перестав общаться.

О самой АРДО - о сборах, лагерях, сказках. Там было много хорошего и интересного. Скажу честно: больше таких людей и таких детей я не встречал. Нам было по-настоящему тепло вместе, и, если не вдаваться в критику "системы против" , забыть о ней - это было классно. Мы просто жили - мы просто жили... И распались.

Могу рассказать, как никому не известный Д.Лысенко из Киева стал командором АРДО, и "Лунное пламя" после ухода "Каравеллы" заняло в чём-то её место. И как однажды все забыли имя Димы, враги стали называть его "Лысенко" , а друзья "Командором" , и как он в результате потерял многих друзей, став не человеком, но символом.

Могу рассказать о Первоуральском отряде "Эспада" и об их "пятнадцатилетнем командоре" Василине, любимице АРДО, писавшей великолепные сказки и песни. И как она пыталась "уйти через мередиан" .

О многом могу рассказать, только, к сожалению, у этих историй грустный конец. Правда, может быть это я пессимист, и всё не так плохо...

К началу страницы
В.Каплан. Кто выйдет на мост? Содержание выпуска 9 Стихи

Русская фантастика -> Писатели -> Владислав Крапивин
                                       -> Журналы -> Альманах "Та сторона"


Русская фантастика -- Премии и ТОР | Писатели | Фэндом | Журналы | Календарь | Книжная полка | Ссылки

(c) Р.Ахметшин, Д.Ватолин, А.Куклин, Ю.Никитин (гл. ред.), 1996
(c) Вёрстка Д.Ватолин, Ю.Никитин, 1996
(c) HTML-версия К.Гришин, 1998
Перепечатка материалов без согласования с редакцией запрещается.