Альманах "Та сторона"
К.Акаяки. Любовь зла, ... Содержание выпуска 11 Стихи

Михаил Кордонский
(г. Одесса)

Остап Бендер, инспектируя богадельню, заметил кучу молодых дюжих парней, которых директор представил "сиротами". В романе более ничего не говорится об их социальном состоянии, не исключено, что они-таки да, лишены родительской ласки. Однако, никак не могли быть перепутаны со старушками, для которых создан приют, и потому Ильф, Петров и автор этого предисловия единодушно называют директора - воришкой.

Дети, как и старики, и инвалиды - особая социальная категория, для которой общество (не обязательно и не только государство) выделяет какие-то особые, льготные ресурсы. Они могут быть как материальными (помещения, яхты, компьютеры, туристское снаряжение, зарплата педагогов) так и духовными (например, тепло и уют общения с интересными собеседниками). И естественно, находятся люди, пытающиеся этой дармовой кормушкой воспользоваться. ("Товарищ министр! Прошу сделать меня инвалидом!" - письмо в официальный орган, опубликованное в разделе "Нарочно не придумаешь" журнала "Крокодил"). Формальные структуры защищены от таких людей законом и традицией: трудно себе представить тридцатилетнего детину за партой в обычной средней школе. Даже если он сирота или, скажем, инвалид ("ушибленный" чем-то...). Руководителям же детских клубов постоянно приходится выдерживать натиск прихожан, упорно не замечающих сл`ова "детский" перед словом "клуб". Понятно, что у более известных широкой публике клубов, к которым относится и "Каравелла", эта проблема острее, но в общем-то явление весьма типично. Труднее всего приходится работникам приютов для бездомных детей, осаждаемых взрослыми бомжами.

Лариса Крапивина
(г. Екатеринбург, флагман отряда "Каравелла")

Что гость грядущий нам готовит?

Надеюсь, моя статья не обидит никого, кто приезжал к нам или собирается это сделать, но за последний год тема гостей отряда настолько часто вытаскивалась на поверхность для обсуждения, что уже порядком всем поднадоела.

Тридцать шестой год идёт по жизни "Каравелла", испытывая то штиль, то шквал, то попутный ветер. Не стоит забывать, что известность организации заработана её создателем - детским писателем Владиславом Петровичем Крапивиным, который в книгах, статьях и выступлениях немало рассказывал о ребятах с каравелловскими нашивками. Кроме того, замечательной рекламой для отряда были четыре книги: "Чем крепче ветер", "Море в конце переулка", "Здравствуй, отряд" и "Барабанщики, вперёд!". В семидесятые и восьмидесятые годы потягаться с "Каравеллой" в популярности вряд ли смог бы какой-либо детский отряд или клуб, созданный на территории бывшего Советского Союза. Но времена изменились - на календаре середина девяностых годов.

Уходят в прошлое коммунарские сборы, школы пионерских и комсомольских активов, уступая место разного рода ролевым игрищам и неформальным тусовкам. В лагерях республиканского и международного значения стало значительно меньше прежнего задора, изменился стиль отношений, странновато смотрится без галстуков артековская форма...

Некоторые из вышеназванных явлений не обошли стороной и "Каравеллу", но кое-что удалось сохранить. Это-то и привлекает (всегда привлекало) к нам повышенное внимание. Люди приезжают в отряд.

Приезжие посетители - гости - никого не удивляют в пресс-центре и парусной флотилии "Каравелла". Командир вахты обязан провести с гостями экскурсию по помещению, совместив её с небольшим рассказом про отряд. Гости, как правило, ходят совершенно ошалевшие. А потом начинаются расспросы:

    - Я думал, что таких ребят уже на свете не бывает. Про них только в книгах пишут, где благородные герои. Как вы их такими делаете?

Не устаю повторять в ответ - это самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Из самых обычных семей. В отряд не отбирают детей по конкурсу и денег с родителей за обучение не берут. Ограничение только возрастное. Особенность наших ребят лишь в том, что однажды пришли и записались в "Каравеллу". Вы хотите знать, что происходит дальше?

Известность организации, сложившиеся традиции, её устав диктуют определённые нормы поведения. Если нормы принимаются ребёнком - он остается в отряде, если нет - уходит. В ситуации подобного выбора оказывается каждый новичок. В сущности, кандидаты "Каравеллы" - те же гости. Они приходят посмотреть, узнать... Но им можно остаться, если захотят. Вся загвоздка в том, что разрешается это только детям. Со взрослыми гостями отношения складываются совсем по-другому. К этому не каждый оказывается готов. Начинаются срывы и взрывы.

Понимаю, что в отряде быть взрослым гостем не самая лёгкая участь. Руководители обратят на тебя внимание, в лучшем случае, при первом знакомстве. В дальнейшем же остаёшься один на один со своими мыслями, надеждами... Не верится: неужели находишься в той самой организации, о которой столько читал, мечтал, грезил! Даже снилась эта встреча не раз. А тут...

Здесь в полном разгаре строительство яхты, выпуск стенгазеты, подготовка выступления к празднику. Очень хочется во всём этом поучаствовать, похлебать из каравелловского котла, окунуться в общие дела, пережить радости или поговорить о проблемах. Совсем не желаешь быть посторонним "гостем", так стремишься стать "другом".

Маяковский в своё время страшно негодовал, когда его определили не в главные певцы революции, а всего лишь в попутчики. "Да, какой же, к черту, я попутчик!" - восклицал поэт. Сегодня ему, правда, за подобные высказывания с лихвой отдают долги новоиспечённые критики, утверждая, что всё истинно великое создано поэтом до 1917 года. Кто знает, может быть, сейчас он стал бы гордиться своим званием?

Итак, мы остановились на том, что постепенно некоторых приезжих перестаёт устраивать наименование "Гость" и начинаются претензии на звание "Друг".

Дружить с организацией оказывается нелегко - она ведь придумана для детей, а не для взрослых почитателей В. Крапивина. Поэтому некоторые "друзья" "ведут себя вполне традиционно" - предлагают отряду свои услуги и помощь, а затем начинают требовать ответного внимания. Получить его со стороны руководителей флотилии хлопотно и трудно - они видели разных гостей в отряде. Другое дело дети. Дети, которые привыкли к нормальным человеческим отношениям и которых легко подкупить подарками, заманить на тусовку.

В любом коллективе лидеров видно сразу. Отряд, конечно, не является исключением. Знаете, как жутко интересно общаться с каравелловскими командирами?! Во-первых, они много могут рассказать про отряд. Такая информация особенно ценна, ее же можно передавать, разносить по свету, обсуждать, таким образом, чувствуя причастность к общему делу. Да и другие люди, которые еще не побывали в отряде, встречая тебя, будут восхищаться и приставать с расспросами.

Но это сначала. В дальнейшем вы все более и более окажетесь втянуты в круг каравелловского общения. Погрузитесь в анализ взаимоотношений ребят друг с другом и с руководителями. Начнете вникать в школьные и семейные конфликты. Своей собственной жизни попросту не останется - вся она без остатка будет отдана друзьям из "Каравеллы". Теперь не станет возникать вопроса, как убить свободное время - его поглотят поездки, тусовки, разговоры по душам и т.д. Задумаемся, в какие денежные суммы выльется подобное общение, если цены на железнодорожные билеты и междугородные переговоры (которые исчисляются часами, а не минутами), постоянно возрастают. Не говоря уж о подарках.

У меня иногда появляется такое ощущение, что каравелловские командиры почему-то производят на некоторых приезжих самое жалкое впечатление. Ничего-то они, бедные, о жизни не знают. Растут, как в ботаническом саду теплолюбивые капризные растения. Отгородили их от внешнего мира красивыми картинами с морскими пейзажами. Защитили от гадости и подлости людской добротой и заботой. Как они жить-то будут, когда вырастут?

По всей видимости, подобный вопрос взволновал однажды одного молодого человека из города Омска, который с радостью возложил на себя обязанность открывать перед ребятами тёмные страницы нашей суровой действительности.

В подарок ребятам привозились книги сомнительного содержания, аудио и видеокассеты с совсем не детскими записями, сувениры весьма зловещего свойства, дорогостоящие игрушки и плейеры. Потом появились спиртные напитки. От мальчишек в ответ требовалась быть рядом на тусовках, встречать, провожать, выражать восхищение и поддерживать в трудных ситуациях - ведь так поступают настоящие друзья, про которых столько написано в книгах В. П. Крапивина.

Вслед за ним подобный стиль поведения стали проводить в жизнь и другие "гости". Если можно одному, то почему нельзя делать тоже самое и всем остальным? От других гостей к детям "потекли" часы, футболки, кепки, картриджи. К подаркам быстро привыкли, их стали поджидать, выпрашивать. Правда, дарителей почему-то предпочитали держать в "чёрном" теле. Они ведь всё равно не наши - можно и обхамить, и наорать, и заставить себе подчиняться. Кроме того, тусовочные отношения ребята стали тащить в отряд, нарываясь на неприятности и скандалы с руководителями. Но "друзья" утешали, поддерживали, привозили новые дары.

Хочу напомнить, что отряд "Каравелла" - это не детдом и не приют. Наши ребята не нуждаются в гуманитарной помощи, а вниманием со стороны взрослых, в определённом смысле, даже избалованы.

Повзрослевшим каравелловцам любое новое знакомство, конечно, разнообразит жизнь, дает неплохой опыт дополнительного общения, тогда как в отряде, на их взгляд, всё привычно и обыденно. Вместе с тем, задумаемся, в какой сложной круговой ситуации оказываются ребята?! С одной стороны семья - родители, у которых появление великовозрастного "друга" вызывает вполне закономерные вопросы и недоумение. С другой - отряд, где нужно участвовать в серьёзных делах, а не бегать по тусовкам и встречам с "друзьями". С третьей стороны оказываются эти самые "друзья", без которых жизнь становится какая-то неинтересная. Наконец, школа - на неё из-за отряда и друзей времени остается всё меньше и меньше...

Начинается скоростной забег: с утра школа - уроки отсидеть, потом отряд - попинать там балду и убежать на вокзал встречать очередного гостя с подарками... Можно и вообще в школу не ходить. Соврать, что дела были в отряде. Никто ведь не узнает. Потом учителя взбесятся - наставят двоек. Родители, поймав на вранье, поднимут крик, заставят уйти из отряда или Лариса, разозлившись, что завалил какое-нибудь дело, отправит на свободное расписание...

С весны 1995 года наш домашний телефон буквально разрывался от звона. Родители недоумевали, почему в отряде "Каравелла" ребёнок должен находиться 24 часа в сутки всю неделю без перерыва. Когда я вежливо пыталась объяснить, что время и дни занятий в отряде строго оговорены и известны, то претензии всё равно обрушивались на руководителей, т.к. "тусовались" дети с "друзьями отряда" - людьми, которые пришли в семьи через "Каравеллу". Получалось, что я должна нести ответственность за деятельность "гостей", так как "дружба" с ними, в конечном итоге, подводила ребят к уходу из "Каравеллы". Хотя на словах, а может, и в мыслях ни один из приезжих, конечно, не помышлял о подобном финале. Но результат был именно такой.

Странно думать, что взрослым людям зачем-то понадобилось вломиться в чужую жизнь и сделать её не совсем радостной.

Не хочется, чтобы всё вышесказанное было воспринято читателями ТС как критическая оценка какого-то "гуру", беспрестанно поучающего других и смотрящего на них сверху вниз. Напомню только, что многие "гости" приезжают в отряд начитавшись книг Владислава Крапивина. Придуманный мир, несуществующие в жизни герои - вот пространство, где любой эксперимент может быть осуществлён с наименьшими потерями: ведь слово, строчку, страницу легко зачеркнуть или переписать. Так может, стоит всем заняться своим делом - тогда каждому найдётся, где приложить свои силы. Одним на ниве педагогики, другим - в организации деятельности клуба "Лоцман" и его изданий.

Истинно, творчество В. П. Крапивина - непаханная целина. Мои жалкие потуги на протяжении 5 лет университетской жизни не покроют даже сотой части того, что делают сегодня лоцмановцы.

Столько тем лежит на поверхности: "Образ подростка", "Проблема добра и зла", "Герой и Антигерой", "Особенности литературной сказки", "Фольклорные мотивы", "Социально-психологический роман" и т.д. Если копнуть глубже, выйдут пласты: "Крапивин - поэт", "Крапивин - идеолог", "Крапивин - философ".

Он действительно велик - этот детский писатель. И не только потому, что придумал "Каравеллу" или сумел создать произведения практически во всех прозаических литературных жанрах. Посмотрите поэтику.

Одна из студенток УрГУ защитила дипломную работу по теме: "Поэтика цвета в трилогии В. Крапивина "Голубятня на желтой поляне"". В выводах было сказано, что книга насквозь пронизана солнечными светлыми жизнеутверждающими тонами. А вы спрашиваете, почему нет в конце горя и безысходности от гибели главного героя?! Откуда они возьмутся на одуванчиковых полянах с солнечными зайчиками.

Многие из названных выше тем обозначены авторами "Той стороны". Но альманах в последнее время, видимо, начав испытывать некоторый творческий кризис, вдруг пошёл по какому-то странному пути, подбрасывая читателям поводы для дискуссий. Статья Кертиса и ответы на неё очень показательны в этом плане. "Кертис как раз один из типичных "гостей", который хотел лишь "общаться" с ребятами и не понял, что главное в отряде - работа, а не пение чувствительных песен под гитару." [Одна из реплик В. П. Крапивина по поводу статьи Т.В.Кертиса ""Система против" и "крапивинские дети"" (ТС-9) - прим.ред.]

Вполне сознательно уклонившись от темы разговора, хочу всё же снова вернуться к ней. Конечно, все гости разные и по двум-трём скандальным ситуациям не стоит наговаривать на "всё человечество". За тридцать с лишним лет существования "Каравеллы" в неё приезжали очень многие люди. Для большинства наших гостей отряд стал как раз не местом личного самоутверждения, а помощником в реализации собственного дела. Хочется надеяться, что и в дальнейшем нам повезёт с гостями, для которых двери "Каравеллы" всегда открыты.

В заключение хотелось бы сказать ещё об одном. Знаете, что такое жизнь в аквариуме? Когда каждый твой шаг, поступок, фразу анализируют, осмысливают, критически или восторженно оценивают окружающие?! "Каравелла", да что там скрывать - и вся наша семья, давно превратились в такие аквариумы. Потому, приезжая в гости, не забывайте про хозяев.

К началу страницы
К.Акаяки. Любовь зла, ... Содержание выпуска 11 Стихи

Русская фантастика -> Писатели -> Владислав Крапивин
                                       -> Журналы -> Альманах "Та сторона"


Русская фантастика -- Премии и ТОР | Писатели | Фэндом | Журналы | Календарь | Книжная полка | Ссылки

(c) Р.Ахметшин, Д.Ватолин, Ю.Никитин (гл. ред.), 1997
(c) Вёрстка Ю.Никитин, 1997
(c) HTML-версия К.Гришин, 1998
Перепечатка материалов без согласования с редакцией запрещается.