Off-line интервью
 

Ответы за 2003-... год

Посмотреть ответы за 1998-2001 год
 
У меня внезапно выдалась возможность скопом ответить на вопросы читателей, которые были заданы на сайте в Интернете.
Вся драма в том, что у меня сейчас практически отсутствует доступ в Интернет, я вынужденно почти не посещаю собственный сайт, а письма читателей получаю урывками, случайной оказией и с большим опозданием. Я чувствую себя очень виноватым (а иногда - так просто преступником), не отвечая многим людям, которые обращаются ко мне с самыми хорошими словами. Не отвечая вовремя, а иногда и не отвечая вовсе, так как ответить полностью на весь объем писем практически невозможно.
Дорогие друзья, дорогие читатели - все те, кого интересуют какие-то личные вопросы и кто хочте получить личный (а не в интервью) ответ - пожалуйста, пишите в письмах, отправляемых на мой адрес vk@rusf.ru, свой "обычный" почтовый адрес. Получитьб ответ на такое письмо будет гораздо больше шансов, чем на электронное. Но: я сразу же и с извинением вынужден сказать, что и в этом случае ответ не гарантирован. Не потому, что я пренебрегаю вниманием читателей, а просто физически трудно, а порой и невозможно ответить всем. Но, по крайней мере, я постараюсь.
Владислав Крапивин, 24 февраля 2002 года

Задать свой вопрос

По техническим причинам интервью на официальном сайте временно не работает. Задать вопрос Владиславу Крапивину можно на сайте екатеринбургского писателя Александра Папченко в разделе "Острова Командора".

Вопрос: Почему Юля из "Оранжевого портрета в крапинку" отказалась от своей мечты - стать поэтессой? Она у Вас, если я не ошибаюсь, единственная более-менее взрослая женщина в качестве главной героини, почему же Вы наделили ее такой низкой самооценкой? Немного даже обидно за нее...

Светлана Дзюба <leida_eu@yahoo.com>
Луганск, Украина - 02/24/03 21:00:00 GMT+0300

А разве там где-то сказано, чтоЮля отела стать поэтессой? Если это и было какое-то увлечение, то, чкорее всего, детское или юношеское. Почему она обязательно должна была стать поэтессой и при чем тут низкая самооценка? Юля скорее педагог в душе, библиотекарь, но ника не поэт...

И вообще - это очень, так сказать, безнадежное дело - задавать автору вопросы, выходящие за рамки содержания его книги. Почему герой стал таким-то и таким-то - все ответы даются в тексте произведения. Если такой ответ не находится впрямую - значит, читателю остается только дать волю своему воображению. Это ни в коей мере не упрек, я просто пытаюсь объяснить свою позицию.

Вопрос: Я Ваша ровесница, и очень люблю Ваши книги. Мне кажется, что вы глубоко верующий человек (по крайней мере - хорошо знающий Библию). У меня такой вопрос, даже несколько. Верите ли Вы в Бога как в личность? Или это для Вас просто вселенский разум? А если верите, то верите ли до конца во все то, что написано в Библии, например, в воскресение мертвых? Как Вы относитесь к деятельности Свидетелей Иеговы, сталкивались ли с ними. По-моему, они несут добро, или это не так?
В романе "Лоцман" Вы приводите отрывки как бы из произведения об Иисусе-мальчике. Почему Вы не решились написать такое произведение? Потому что это будет очередной апокриф или по другой причине?

Виноградова Евгения Апполинарьевна <olge1@mail.ru>
Челябинск, Россия - 02/24/03 21:00:00 GMT+0300

Начну с конца. У меня никогда не было мысли писать полную повесть о мальчике Иисусе. Я использовал эту идею как вставную часть повести "Лоцман", и на этом счел свою задачу выполненной.

Что касается свидетелей Иеговы - лично я о них очень мало знаю, в жизни не сталкивался и, соответственно, судить не могу.

В то, что написано в Библии - верю, но с поправкой на то, что эта вещь создавалась все же в древние времена, и она несет на себе отпечаток мировоззрения (в том числе литературного) людей тех времен. И воспринимать ее следует именно с поправкой на разницу мировоззрений. кроме того, некоторую часть написанного следует понимать в аллегорическом смысле. К примеру, если мир и был сотворен за шесть дней - то это были шесть дней в плане космических сроков, а не в буквальном смысле...

По поводу личности ли разума - я не вижу здесь противоречия. Почему личность не может быть вселенским разумом? И личность, и разум одновременно...

Вопрос: Последний раз положительный образ сотрудника милиции Вы рисовали в 1987 году ("Острова и капитаны", том 2-й, Михаил Гаймуратов).С тех пор, люди в милицейских погонах на страницах Ваших произведений - чаще всего персонажи отрицательные (в контексте взаимоотношений "ребенок-взрослый"). Обидно, ведь я с 18-ти лет ношу серый мундир, и за всю свою семилетнюю практику работы в ОВД ни разу не сталкивался с фактами проявления жестокости и бессердечия со стороны моих коллег по отношению к детям. При том, что выявление подобных фактов - часть моей работы, т.к. я занимаю должность младшего руководителя в строевом подразделении.
Может, Екатеринбургские милиционеры гораздо свирепее столичных? :) Или, Вам лично приходилось встречаться с людьми, из которых вы, в процессе творческой работы, выводите собирательные образы всех этих щаговых (и следователей, хотя они к милиции никакого отношения не имеют, вполне самостоятельная структура, даже звания другие: "лейтенант юстиции" к примеру...).

Константин Никитин Москва, Россия - 02/24/03 21:00:00 GMT+0300

Мне остается только развести руками и позавидовать Константину, который за все время службы с такими явлениями не сталкивался. Я как писатель, как педагог, как журналист - с ними, увы, сталкивался столько раз, что этим и можно обяснить, почему милицейские персонажи несут все более негативную окраску. И никуда от этого не деться, это грустная реальность наших дней...

Кстати, прототип Михаила Гаймуратова в конце концов порвал с милицией именно из этих соображений - он больше не мог там работать, видя такое отношение к детям.

Вопрос: В Вашей повести "Звезды под дождем" описан так называемый астрозонт. Именно такой зонт был в свое время установлен на астрономической площадке Московского Планетария и пользовался огромной популярностью у посетителей. Изобрел его известный популяризатор астрономии М.Е.Набоков. Сейчас, к сожалению, уже много лет Планетарий на ремонте, а астроплощадка в руинах, но очень хочется надеяться, что дело сдвинется с мертвой точки.
Теперь сам вопрос. Очень интересно откуда про астрозонт узнали Вы? Была ли это Ваша собственная независимая идея или идея кого-то из Ваших юных друзей? Или же Вы раньше знали про зонтик Набокова?

Дмитрий Гулютин <gray@starfox.ru>
Москва, Россия - 02/24/03 21:00:00 GMT+0300

Очень давно в каком-то детском журнале послевоенных времен я прочитал заметку о таком изобретении, и позднее использовал эту идею в повести.

Вопрос: Около двух лет назад в off-line Interview Вы упомянули, что у Вас "никогда не было желания писать в соавторстве с другими писателями. Исключение - мой старший брат, но это отдельная история". Если не секрет, что же это была за история? И почему из вас не получились "братья Крапивины"?

Константин Лантратов <lantratov@post.rusarm.ru>
Москва, Россия - 02/24/03 21:00:00 GMT+0300

Потому что мы очень разные люди, и у нас никогда не было стремления писать вместе постоянно. Нас свела общая тема - память о нашем детстве, нашей юности, довоенных и послевоенных годах, память об отце... В этом мы сошлись и поэтому написали вместе.

Вопрос: Владислав Петрович, совпадает ли Ваша жизненная позиция и взгляды на мир со взглядами Ваших героев. Например : Сережа Каховский, Олег, Алексей Борисович, из повести ''Мальчик со шпагой''.

Анна Русакова
Н.Новгород, Россия - 02/24/03 21:00:00 GMT+0300

Со взглядами этих конкретных героев - в основном да, совпадает. А вообще - разные ведь есть персонажи. Есть герои, которых я не люблю, герои отрицательные, отражающие негативную часть нашей действительности. С ними у меня точка зрения никак не можт совпадать...

Вопрос: В курсе ли вы того, что российские "бойлаверы" ("мальчиколюбы", педофилы, одним словом) сделали Вас своим кумиром, а Ваши великолепные произведения приводят в качестве примера, что "посмотрите, Крапивин - один из нас". В сети все это широко представлено. Как вы относитесь к этому явлению?

kg
Москва, Россия - 02/24/03 21:00:00 GMT+0300

А что, правда сделали? Ко мне по этому поводу не обращались.

Я детский писатель. Я пишу о детях. Я к детям отношусь хорошо. Дети - замечательный существа. Более открытые, чем взрослые, более откровенные, более непосредственные, с более чистым восприятием действительности. Более склонные к бескорыстным человеческим отношениям, к стремлению к человеческим радостям. Этим они мне симпатичны.

Но, как видно, находятся люди, которые смотрят на детей иначе. Скорее всего, это больные люди, которые ищут подтверждение для своих воззрений, интересов и вожделений где угодно. Представьте себе человека, который пришел в Эрмитаж и смотрит, например, на произведения Рубенса с обнаженной натурой. И у него начинают течь слюни. Этот человек, скорее всего, в сексуальном плане нездоровый. Ну так теперь что, обьявить Рубенса сексуальным маньяком? Он-то здесь при чем? И при чем тут автор, если находятся люди, которые выкапывают в его произведениях что-то себе на потребу.

Прошу прощения, но если находится какой-то читатель (а я встречался с такими деятелями, они и в отряд являлись...), у которого при взгляде на фотогеничного мальчика с поцарапанными коленками или с хорошими такими, блестящими, живыми глазами начинает (я прошу прощения за некоторый натурализм) твердеть в промежности, маслянеет взгляд и происходит активное слюновыделение, то при чем здесь автор книги и при чем здесь данный мальчик? Такому читателю надо пойти к сексопатологу и обследоваться, а в особо запущенных случаях - есть еще хирург, у которого можно сделать некую операцию - помогает весьма кардинально...

Я никогда не смотрел на своих героев с _такой_ точки зрения. Они меня интересовали в социальном, в духовном, в эстетическом плане - но не как обьект каких-либо подобных воззрений. Дети всегда были моими друзьями, моими героями и персонажами, были тем окружением в котором я жил и работал. И я всегда относился к ним бескорыстно. Подтвердить это, кстати говоря, могут выпускники "Каравеллы", с которыми я общался в течение 40 лет. И я уже авторам подобных вопросов не один раз советовал: "Сходите в отряд "Каравелла", сходите к его выпускникам и спросите у них - кто такой Крапивин и как он к ним относится. И не проявлял ли он какого-то подобного интереса. Вы можете получить (и получите) исчерпывающий ответ. Единственное, чего я вам не могу гарантировать - это сохранности вашей физиономии после такого вопроса". :)

Этим ответом я ни в коей мере не хочу обидеть или оскорбить спрашивающего. Мне просто хочется поставить точку - раз и навсегда - на подобных вопросах.

Не может детский писатель подло, вот таким образом относиться к своим героям. Это выше всякой логики и выше всякого понимания. Это мои герои, я их люблю. Но люблю их совсем не в том понимании, как это понимают "бойлаверы".

Вопрос: В "Бронзовом мальчике", который я недавно перечитал, появляется тема педофилии (возможно, впервые в Ваших произведениях) на уровне - "товарища (руководителя ансамбля) уволили из-за этого, а он был вообще не педофил, а к нему "прикопались". В связи с этим, вопрос номер 2 - зачем вообще эта гнусная тема появилась на страницах продолжения "Мальчика со шпагой"? Веление времени? Предупреждение детям?

kg
Москва, Россия - 02/24/03 21:00:00 GMT+0300

Ну так мало ли среди чиновников нечистоплотных людей, которые ищут разные поводы изэить неугодноо человека? В том числе и приклеивая им вот такие ярлыки... Я и на практике с этим встречался не раз, и этот ярлык не означает автоматически, что человек на самом деле такой вот негодяй - бывают и такие случаи, когда человека ни за что поливают помоями с целью выгнать с должности. Это не веление времени, такие вещи случаются во все времена...

А детей - предупреждать, конечно, надо, но делать это должны родители. Я не собирался делать это через книги.

Вопрос: И еще один вопрос, если доведется мне побывать в Екатеринбурге, можно будет договориться о встрече с Вами - это будет и интервью для одного маленького издания в столице, и это нужно лично мне, как поклоннику Вашего нефантастического творчества, который прочитал "Мальчика со шпагой", будучи еще в возрасте Сережи Каховского, а сейчас постепенно скупаю все, что издает "Центрполиграф". (Срывая, естественно обложки, с бездарными рисунками :)

kg
Москва, Россия - 02/24/03 21:00:00 GMT+0300

Теоретически можно. Пишите, попробуем договориться.

Вопрос: Каравелла ведь жива, правда? Может есть у Вас мысли написать книгу, которая базировалась бы на её сегодняшней жизни?

Денис Федорец <fedorez@mail.ru>
Таганрог, Россия - 02/24/03 21:00:00 GMT+0300

Жива, но дело в том, что сегодняшняя жизнь "Каравеллы" не всегда вызывает у меня однозначно-позитивное отношение. Поэтому я подумаю, прежде чем писать.

Вопрос: Владислав Петрович,а как Вы относитесь к песням Михаила Щербакова и к книгам Николая Козлова? Было бы очень интересно узнать Ваше мнение, если,конечно, Вы знакомы с творчеством этих людей.

Олег <jk20@e-mail.ru>
Москва, Россия - 02/24/03 21:00:00 GMT+0300

К сожалению, никак к ним не отношусь, потому что не знаю ни этих писем, ни этих книг. Нельзя объять необъятное.

Вопрос: Когда-то, года 2 назад, в этом интервью Вы посоветовали девочке из Киева, желавшей вступить в "Каравеллу", поискать "что-нибудь поближе к дому". Что бы Вы посоветовали сейчас, если учесть, что в 4 из 5 случаев "ближе" окажется откровенно фашисткая детская организация? Не секрет, что сеть этих организаций куда шире, чем иных прочих, и возраст членов этих организаций, к несчастью, намного ниже "20-30 лет"...

Влад <kvf@uc.ru>
Москва, Россия - 02/24/03 21:00:00 GMT+0300

Ну, а что я могу посоветовать, не владея местной ситуацией? Смотреть внимательнее при вступлении, и постараться оказаться в пятом случае...

Вопрос: Будут ли Ваши цветные красивые книги с иллюстрациями Медведева, ведь Ваши книги и его рисунки - неразделимое целое.

Евгений <evfar@atnet.ru>
Архангельск, Россия - 02/24/03 21:00:00 GMT+0300

И мне, и Евгению Алексеевичу очень бы этого хотелось. Но, к сожалению, современнная издательская политика строится не на эмоциях, а на извлечении прибыли. Если какое-либо издательствосочтет это выгодным и выступит с таким предложением, мы будем очень рады. Пока таких предложений не поступало...

Вопрос: Владислав Петрович! А откуда Вы так хорошо знаете детей?

Катя <katerina@hotmail.ru>
Москва, Россия - 02/24/03 21:00:00 GMT+0300

Просто помню себя - таким, каким был маленький. Старался не забыть. Ну, а еще откуда - с ребятишками возился много. Работал с ними, руководил ребячьим отрядом (больше 35 лет, почти сорок - не соскучишься...). Оттуда и знания...

Вопрос: Ваша книга "Голубятня на жёлтой поляне" стала для меня в некотором смысле откровением.Я буквально поверил,что описанный в этой книге мир существует где-то там... Подобное ощущение я испытал много позже, прочитав Толкиена. Как Вы считаете, не создаёт ли союз "автор-читатель" новых миров?

Michael <beer_in_blood@hotmail.com>
Haifa, Israel - 02/24/03 21:00:00 GMT+0300

Естественно, создает - и такой мир возникает. Писатель пишет, читатель воспроизводит прочитанное в своем сознании, и при удачном сочетании, взаимопонимании автора и читателя действительно вознивает новый мир. Вопрос о степени его реальности - это вопрос для долгого изученияфилософами, психологами... может быть, физиками...

Вопрос: По Вашему "он-лайн" интервью я понял,что Вы считаете рок-музыку слишком агрессивной.Но, быть может, она таким образом лучше всего отражает окружающую нас действительность? (Тем более, что и в классике есть достаточно агрессивные произведения.)

Michael <beer_in_blood@hotmail.com>
Haifa, Israel - 02/24/03 21:00:00 GMT+0300

Я согласен с Вами - это действительно отражает окружающую действителньость. Но я убежден, что искусство должно не толшько отражать действительность, но и в какой-то степени влиять на нее, изменять ее. Если оно будет только отражать агрессивность, никак не пытасяь повлиять, смягчить ее - то мы далеко придем с таким искусством...

Вопрос: Как Вы считаете, не обостряют ли Ваши книги боль от соприкосновения с окружающим миром? Ведь, как известно, легче живётся тем, кто не задумывается, а сейчас особенно.

Michael <beer_in_blood@hotmail.com>
Haifa, Israel - 02/24/03 21:00:00 GMT+0300

Иногда обострение боли - это медицинский способ излечить и душу, и действительность. Иногда ее надо обострять, чтобы человек оглянулся, спохватился, возможно - ужаснулся... и, может быть, попытался бы в мире что-то изменить. Жить с закрытыми глазами все равно нельзя.

Вопрос: Хочу выразить сожаление по поводу того, что прилавки завалены лубочными поделками Перумова и иже с ним,а Ваших книг просто не найти. Быть может, можно как-то с нашей, читательской стороны, повлиять на издательства?

Michael <beer_in_blood@hotmail.com>
Haifa, Israel - 02/24/03 21:00:00 GMT+0300

Ну как можно на них повлиять? Попробуйте. Я вот, к сожадению, не могу, у меня не получается.

Вопрос: Скажите, неужели нет никакой возможности еще раз увидеть телефильм "Мальчик со шпагой"? Его уже лет двадцать не показывали...

Mike <michael@irk.ru>
Irkutsk, Россия - 02/24/03 21:00:00 GMT+0300

Боюсь, что нет такой возможности. Потому что все мои попытки разузнать что-либо о судьбе этих пленок ни к чему не привели. Единственным результатом были слухи, что пленки эти не то испортились, не то размагничены, не то потеряны...

Так что я не вижу сейчас реальной возможности посмотреть этот фильм, хотя я и сам бы его с удовольствием посмотрел - у меня его нет, а хочется на кассете оставить на память...

Вопрос: Спасибо Вам, за неожиданно встреченное детство, за вашу необыкновенную память ребенка, за живую сказку, за все. Вы как чудесная машина времени. Прочитать вашу книгу, это как вдруг встретить волшебника, поболтать с драконом, найти друга, даже если уже не верил, что это случиться. Не знаю, как вам это удается, но я уверен, что летать на ковре самолете вы не разучились. И мы вспомним, с нашими детьми, надеюсь...
И все-таки не понимаю, как можно вызывать дежа-вю у всех, разные дети, разные поколения, ведь невозможно помнить то, чего с вами не было и придумать это тоже невозможно - или нет?

Рустам
Алма-Ата, Казахстан - 02/24/03 21:00:00 GMT+0300

Придумать - невозможно. Чувствовать - можно.

Вспоминать, что было с тобой в детстве - в снах, в мечтах, может быть в какой-то иной реалности (а я все больше склоняюсь к мысли, что таковые параллельные реальности сущетвуют) наверное, всегда можно.

Наверное, литераторы - это люди, у которых есть повышенная способность проникать в эти миры, вспоминать их и, по мере своих возможностей, рассказывать о них другим людям. Иногда это удается, иногда нет... судить об этом уже не автору, а читателям. Кому понравилось - тем спасибо. И вам, Рустам, спасибо за добрые слова.

Вопрос: Как, по вашему, сказались те, буквально революционные изменения в нашей стране, за последние десять лет на психологии людей. Как Вы вообще относитесь к тому, что происходило все эти десять лет?

Александр <kuznet@udm.net>
Ижевск, Россия - 02/26/03 21:00:00 GMT+0300

Вы задаете вопрос, на который надо отвечать большой газетной статьей, в нескольких номерах. Если коротко - неоднозначно отношусь. Что-то хорошо, что-то плохо. К сожалению, плохого слишком много, хотелось бы гораздо меньше. По-моему, до позитивных результатов еще далеко, хотя хочется надеяться на что-то светлое...

Вопрос: С большим удовольствием "попутешествовал" по Вашему сайту. Среди прочего, хочется выделить размещенную здесь статью Ольги Славниковой "Неисправимый романтик". В этой статье автор сравнивает Вас со Стивеном Кингом, находя некоторые точки соприкосновения ваших произведений. Хотелось бы узнать, считаете ли Вы возможным подобное сравнение; а также любопытно было бы выяснить Ваше отношение к творчеству Кинга в целом...

Павел <bookman@nm.ru>
Северодвинск, Россия - 02/26/03 21:00:00 GMT+0300

Не знаю. Я иногда с интересом читаю Кинга, но далек от того, чтобы безоглядно восхищаться им. Мне кажется, что он одной из основных (а иногда и единственной) ставит задачу потрясти психику читателя теми ужасами, которые он описывает. То есть получаются ужасы как самоцель, а не как элемент сюжета. Я такое стремление разделять не могу.

В общем - он иногда писатель интересный. Особенно мне понравилась его книга "Как писать книги" :)). Это одно из самых удачных его произведений, умное и точное. :))

Вопрос: Отчего я не встречаю вас на улицах нашего города, почему не могу поговорить с таким замечательным человеком? Скажите, где вы бываете, в каких общественных мероприятиях принимаете, либо собираетесь принять участие?

Алексей <magnolia@mail.ru>
Екатеринбург, Россия - 02/26/03 21:00:00 GMT+0300

Я не могу сказать заранее. Смотря куда и когда позовут. Обычно - в библиотеках, в школах, на каких-то конференциях. Это очень трудно предвидеть.

Вопрос: Владислав Петрович, сперва маленькая предыстория вопроса: некоторое время назад статья Севы Глущенко о Кристалле вызвала крайне бурную полемику, в которой кто-то доказывал реальность событий, описываемых в цикле "В глубине Великого Кристалла", кто-то доказывал обратное. После чего страсти, вроде бы, поутихли...
А теперь в WWW-форуме Вам адресовано несколько писем людей, чуть ли не побывавших на иных гранях.
Владислав Петрович, а как Вы относитесь к таким письмам и к людям, их написавших?

Сергей Уткин <don_ald@mail.ru>
Санкт-Петербург, Россия - 02/26/03 21:00:00 GMT+0300

Я этих писем не читал, и поэтому никак не отношусь.

Вопрос: Владислав Петрович, какая у вас мечта?

Санек
Свердловск, Россия - 02/26/03 21:00:00 GMT+0300

Какая может быть мечта у литератора, которому 65-й год? Постараться написать как можно больше из того, что задумано. Я, конечно, понимаю, что написать все не успею, но хочется успеть как можно больше. Так что - писать и писать - вот и вся мечта...

Вопрос: Неужели Вы про Кристалл всё выдумали? А я думал - это так и есть, и искал такие "грани" у себя дома!
И ещё. Эмблему Командора Вы используете где-нибудь (пуговицу с солнцем, шпагами и якорем, кажется)? Или это и не эмблема вовсе? Раз уж своих мыслей нет, можно Вашими воспользоваться?

Алексей Мильштейн <a_mook@hotbox.ru>
Магнитогорск, Россия - 02/26/03 21:00:00 GMT+0300

Ну что ж, давайте вместе искать. Кто ищет, тот всегда найдет. Может быть, действительно что-то есть в нашем пространстве… По поводу эмблемы: если вам надо - берите...

Вопрос: Когда Ваши повести В 70х годах публиковались в "Пионере", я был по своему возрасту близок героям "Мальчика со шпагой" и "Колыбельной для брата". Неудивительно, что именно эти произведения оставили у меня наибольшее впечатление. В связи с этим не могли бы Вы ответить, лежат ли в основе "Колыбельной для брата" реальные события и в каком городе они происходили, явно не в Свердловске.

Вахтанг <vvsb1965@mail.ru>
Кишинев, Молдавия - 02/26/03 21:00:00 GMT+0300

"Мальчик со шпагой" и "Колыбельная для брата" писались частично на основе реальных событий, происходивших с отрядом "Каравелла" и с членами этого отряда. Но: все описания в книгах - как событий, так и характеров героев - носят собирательный характер.

Вопрос: Как вы относитесь к творчеству Лема и к его идеям, зачастую ставящим под сомнение смысл жизни человечества и существование объективной реальности?

Александр <up_to_me@mail.ru>
Тюмень, Россия - 02/26/03 21:00:00 GMT+0300

Я, наверное, не всего Лема читал, ибо не припомню у него произведений, где бы он ставил под сомнение существование объективной реальности. Сомнения же в смысле жизни очень часто в определенный период посещают писателей, в том числе и меня. Но раз жизнь существует - значит, и какой-то смысл (возможно - скрытый от нас) безусловно существует.

Вопрос: Владислав Петрович, как звали негритянскую девочку, стихи которой цитирует Лида Синявина в "Журавленке"? Я пытаюсь найти английский оригинал, но пока безуспешно.

Михаил Бронштейн <agroney@worldnet.att.net>
Teaneck, USA - 02/26/03 21:00:00 GMT+0300

Я очень благодарен за высокую оценку стихотворения, которое сам придумал от имени негритянской девочки. Если оно действительно получилось похожим на негритянскую поэзию - значит, я потратил время не зря...

Вопрос: 1) В ваших произведениях постепенно перестают встречаться пространства хороших людей (условно говоря, Луга), их место все больше заполняют Безлюдные, пусть готовые приютить, пусть иногда даже населенные, но тоже изгнанниками, беженцами. Что это? Вы разочаровались в людях, в их готовности прийти на помощь, приютить, пригреть обездоленных?.. Человек, не знавший нужды, не способен на помощь в нужде? Или это реалистичнее для повестей? Ответьте,не молчите.
2) Неужели выход только в побеге от людей?
3) Владислав Петрович, а не слишком рано ли Вы сами решили убежать? Не торопитесь.

Мартин Гик <martin_gick@mail.ru>
Луговое, Россия - 02/26/03 21:00:00 GMT+0300

1) Я не знаю... Мне кажется, что Безлюдные пространства - это просто пространства хороших людей. И люди, обитающие в Безлюдных Пространствах (которые тем самым уже не безлюдные) как раз очень активно приходят другим на помощь. Тут, скорее всего не совсем точно сформулирован вопрос...

2) Я не вижу в этом побега от людей.

3) Да я и не тороплюсь. Иной раз и рад бы - да некуда...

Вопрос: Скажите, пожалуйста, имел ли прототипа Павлик из "Тени каравеллы"? Если имел, то как сложилась дальнейшая судьба настоящего Павлика?

Аня <elizarova@r66.ru>
Екатеринбург, Россия - 02/26/03 21:00:00 GMT+0300

Имел прототипа. Окончил школу, институт, стал жить в Тюмени, работать в одном из НИИ. Там и живет до сих пор, обзавелся семьей (вполне, насколько я знаю, благополучно). Встречались и во взрослой жизни...

Вопрос: Владислав Петрович, Кого из современных отечественных писателей Вы читаете? Вопрос вовсе не праздный, поскольку, хотите Вы того или нет, но сегодня Вы не только мэтр литературы, но и, своего рода, нравственный ориентир для очень многих людей, не желающих принимать «правила игры», навязываемые агрессивной массовой культурой. Для русского же интеллигента книги всегда оставались естественным privacy, вместилищем чего-то глубоко личного, норм и ценностей, задающих «сверхэго» порядочного человека. Увы, современная отечественная литература напоминает мне пустыню с очень редкими оазисами – или я не прав?

Алекс Ширинкин <alexshir@yandex.ru>
Челябинск, Россия - 02/26/03 21:00:00 GMT+0300

Я должен с некоторым смущением признаться, что современных писателей почти не читаю. Я пытался, но видимо мне не очень везло - все время получалось так, что зевнешь и откладываешь, а то и чертыхаешься.

Читать же сейчас я предпочитаю литературные мемуары из серии "Мой XX век". Андрея Вознесенского, Анатолия Рыбакова, Александра Городницкого... сейчас вот читаю Давида Самойлова. То есть своих коллег, своего или, может быть, более старшее поколение. Мне интересно, я читаю о жизни, в которой, в какой-то степени, сам участвовал, о жизни своих старших товарищей по перу. То есть - о жизни, которую я в какой-то степени знаю и которая мне интересна. Перечитываю Паустовского, Катаева, иногда Каверина.

А из современного вот так, сразу, ничего и вспомнить не могу. Хотя... вот недавно, леа в больнице, прочитал роман Татьяны Толстой "Кысь". Роман хороший, но все равно оставил неоднозначное впечатление. Автор безусловно очень талантливый человек, но эта вещь не для меня.

Вопрос: Как Вы сами относитесь к социальному воздействию своего творчества, ведь это далеко не просто популярность известного автора, но и колоссальная ответственность перед теми, «кого приручили». Кстати, как Вы оцениваете достаточно меткую, на мой взгляд, классификацию Ваших читателей, данную С. Лукьяненко в эссе «Ушибленные одиночеством»?

Алекс Ширинкин <alexshir@yandex.ru>
Челябинск, Россия - 02/27/03 21:00:00 GMT+0300

Оно существует, и я надеюсь, что это воздействие носит в целом положительный характер.

Я, честно говоря, не помню этой классификации, поскольку статью стал очень давно. Насколько я помню свою реакцию, она была очень похожа на пожимание плечами - "ну и что?"

Вопрос: Скажите пожалуйста, имеет ли Рибалтер из "Кристалла" реальные прототипы?

М. Мордкович <jcberg@compuserve.com>
Нью Йорк, США - 02/27/03 21:00:00 GMT+0300

Пожалуй, что нет. Рибалтер - это в какой-то степени плод фантазии, в какой-то - образ собирательный.

Вопрос: Владислав Петрович, вопрос на грани фола:
1) После прискорбных сентябрьских событий в Нью-Йорке и Вашингтоне и объявления всемирной борьбы с терроризмом, РПЦ благословила ввод в Афганистан американских войск. Ранее благословлялись боевые действия в Чечне. На Ваш взгляд - не есть ли подобный подход скрытой формой борьбы с исламом, как с религией неправедной?
2) И еще: Алексий Второй категорически отказывается встречаться с Папой Римским, запрещает приезжать Папе на территорию России, хотя только в Питере несколько католических церквей. Если можно, то поделитесь Вашим отношением к противостояниям не только разных религий, но и религий христианских.

Сергей Уткин <don_ald@mail.ru>
С-Петербург, Россия - 02/27/03 21:00:00 GMT+0300

1) Я не берусь судить, в какой степени ислам - неправедная религия. Если она существует на свете и все делается по воле божьей - то, очевидно, в ее существовании есть определенный смысл. Другое дело, что политики и фанатики часто используют ислам в своих целях, искажая во многом его идеи.

По поводу церкви - я не слышал о том, чтобы благословляли ввод американских войск в Афганистан и боевые действия в Чечне. Я знаю, что отдельные священники благословляли оружие, благословляли уходящих в бой людей - но ведь это не есть официальное благословление церковью войны в целом.

2) Я с сожалением отношусь к этому противостоянию и думаю, что приезд Папы Римского в Россию мог бы послужить делу сближения христианских конфессий. Но - я не Патриарх, а у него на это своя точка зрения.

Вопрос: С детства являюсь поклонником Ваших книг, в которых развиваются темы подлинно человеческих отношений между детьми, идеи добра, взаимовыручки. Но читая Ваши последние книги (где после 1989 года), я заметил в них критическое отношение к советскому периоду нашей истории, и вообще к коммунистической теории. Отвечая на один из вопросов off-line интервью, Вы отметили, что Вам симпатичен как политик Явлинский. Не считаете ли Вы, что капиталистический строй, главным принципом которого является получение прибыли любой ценой, и превращающий человека (нередко и ребенка) в товар полностью противоречит идеям, высказываемым в Ваших книгах. Ни считаете ли Вы, что именно марксистская идеология, ставящая главной задачей развитие творчество человека более близка Вам.

Дмитрий Ласарев <dimlas@automail.ru>
Киев, Украина - 02/27/03 21:00:00 GMT+0300

Марксистская идеология, на мой взгляд, вещь такая запутанная, а трактовок ее так много, что можно говорить и спорить об этом сколько угодно. В чистом виде в марксизме немало положительных моментов. Однако исторический опыт показывает, что люди часто используют ее не в том направлении, в каком было бы нужно. На практике ее использование не раз вливалось в такие явления, которые приносили людям большие беды, и тем самым она себя в достаточной степени дискредитировала. Поэтому сейчас говорить о ней как о своей собственной идеологии я не могу. Что же касается капиталистического строй, то я его в общем-то никогда и не пропагандировал, и никогда не считал хорошим строем.

Вопрос: Позвольте задать вам несколько вопросов:
1.Над каким произведением в КОНКРЕТНЫЙ момент идёт работа, и если можно - планы на будущее.
2.Вернётесь ли Вы в написании фантастических книг от того сказочного стиля (например Лужайки и Мальчик девочку искал) к "более серъёзному стилю изложения" (например как в Голубятне или как в цикле о Кристалле)?
3.Не хотите ли Вы в ностальгических чувствах написать, пусть даже небольшое, произведение, в котором-бы пересекались одновременно большая часть главных героев из Ваших изданных книг(например как в конце Голубятни)?
4.Как Вы объясните высказывания В.Талалаева в статье "Топология миров Крапивина" об отрывках неизвестном никому романе о Танке (название не помню).
5.Не хотели бы Вы написать произведение с кем-нибудь, в соавторстве(Например с Вашим учеником и критиком С. Лукьяненко )?

Алексей "ZET" <_zet_@land.ru>
Москва, Россия - 02/27/03 21:00:00 GMT+0300

1) Планы на будущее - написать несколько повестей, основанных на автобиографическом материале. Работа же в данный момент ни над чем не идет, поскольку я только в начале этого месяца (04.02.2003) поставил последнюю точку в большом романе "Семь фунтов брамсельного ветра". Это роман о жизни современных школьников, об их отношении к современной действительности и о их не всегда умелых и не вполне результативных, но все-таки попытках этой действительности противостоять. И о том, что человеческие отношения у настоящих людей все-таки остаются настоящими ценностями.

2) Я никогда заранее не чувствую грани между стилями и не определяю заранее стиль, в котором буду писать. Стиль возникает сам по себе, в зависимости от событий...

3) Пока что не планирую. А дальше - кто знает...

4) Я не имею понятия, о чем идет речь. Попробуйте обратиться за разъяснениями к самому Владимиру.

5) Ну, во-первых - я могу признать Сергея Лукьяненко своим критиком, но не знаю, согласится ли он считать себя моим учеником. Он вполне самостоятельный литератор, со своими воззрениями, со своим опытом. У меня, честно говоря, никогда не было мысли предложить Сергею Лукьяненко писать что-то в соавторстве - у меня достаточно собственного материала. Полагаю, что у Сергея Лукьяненко - тоже достаточно. Наш подход к жизненному материалу, в силу разности наших характеров и воззрений, не всегда одинаков. Я не уверен, что мы обязательно нашли бы точки соприкосновения. Но если у Сергея Лукьяненко возникнет такая идея и желание и он ко мне обратиться - можно будет подумать.

Вопрос: Недавно просматривая фильм Меньшова "Зависть богов", наткнулся на любопытный момент: довольно неприятный персонаж, единственный кагебист, имя и фамилия которого вообще упомянута в картине, зовется "Владислав Крапивин"! Что это? Совпадение? Нарушение авторских прав? Просто поклеп?

Александр <lumemees@email.ee>
Таллинн, Эстония - 02/27/03 21:00:00 GMT+0300

Не знаю. Во-первых, я не знаю такого фильма, во-вторых - я очень сомневаюсь, что Меньшов слышал о писателе Крапивине. Так что, скорее всего, это совпадение. Клепать ему на меня не за что, я ему ничего плохого не делал. Может быть, он действительно считает, что я был агентом КГБ? Но у него к этому нет и не может быть никаких оснований. Нарушения же авторских прав тут не может быть в принципе, поскольку на имя и фамилию авторские права не распространяются.

Вопрос: Хотел бы задать вам несколько вопросов. Вы и А. Грин - мои любимые писатели, Н. Гумилев - поэт. О ваших книгах здесь уже очень много спрашивали, а мне бы хотелось спросить про Грина:
1. Как вы понимаете Несбывшееся и те явления параллелизма, о которых он пишет;
2. Как вы понимаете и чувтвуете образ Бом-Грана (он есть в Фанданго, Ивовой ветви);
3. В чем идея и смысл романа "Дорога никуда" и почему Грин так закончил эту книгу - ведь в других своих больших произведениях он по иному строит и текст и финал?

Перунов Антон <aperunov@mko.bacon.ru>
Омск, Россия - 02/27/03 21:00:00 GMT+0300

1) Дело в том, что я проникся ощущением "несбывшегося" очень давно, где-то в десятом классе или в первые студенческие годы. Я не столько мог объяснить это словами, сколько ощущал вот это вот понятие "несбывшееся", понятие того, что мир гораздо шире, глубже, таинственнее, чем кажется на первый взгляд, что мы должны стараться как можно больше постигать его, открывать, разгадывать какие-то тайны...

2) Я не могу сказать словами. Понимаю и чувствую - когда читаю. Наверное, это скорее на уровне эмоций и ощущений, нежели на уровне рациональных формулировок.

3) Ну откуда же я знаю? Я не Грин, и не могу за него трактовать. Попробуйте еще раз перечитать "Дорогу в никуда" и разобраться в смысле. У каждого читателя ведь может быть своя трактовка...

Вопрос: Владислав Петрович, если бы Вам всерьез предложили вернуться в детство и прожить его, выбрали бы Вы снова ту же жизнь, о которой пишите в мемуарах,эпизоды из которой вошли в Ваши книги, или захотели бы чего-то нового, не испытанного, совершенно не похожего на уже пережитое? И еще, захотели бы Вы вернуться, но с тем условием, чтобы никогда после не писать об этом - о детстве, судьбе, борьбе, друзьях-мальчишках, врагах-взрослых?..

Март <martin_gick@mail.ru>
Луговое , Россия- 02/27/03 21:00:00 GMT+0300

Вот уж чего бы я не желал на таких условиях. Зачем прожить жизнь, если потом не писать? Я писатель, я с детства мечтал стать писателем, и худо-бедно стал им… Зачем я буду отказываться от того, что добился в жизни?
Прожить еще жизнь, добиться чего-то нового - конечно, хотелось бы. Но только не за счет того, чтобы потерять уже сделанное.

Вопрос: Владислав Петрович, Безлюдные Просранства, Вы верите в них? Я их искала все свое детство. Это была наивная вера в чудо, тогда она помогла выжить, сейчас этого мало, но верить по прежнему хочется. Дорога... Она есть, или это химера? Я выросла на Ваших книгах, я - продукт, пологаю, один из многих, Вашего творчества, и я до сих пор ищу Дорогу и Дружбу. Насколько это напрасно?

Янка <ara@stk.mmtel.ru>
Москва, Россия - 02/27/03 21:00:00 GMT+0300

Искать Дружбу, по-моему, совсем не напрасно, потому что это нормальная потребность каждого человека - иметь друга. Главное - случайно не пройти мимо того, кого ищешь...

Понятие же "Дорога" - очень широко. Это и философское понятие, и физическое, географическое, астрономическое, космическое... Но прежде всего, пожалуй - нравственно-философское.

Это ни в коей степени ни химера - мир настолько многообразен, настолько многопланов, и многомерен, что Дорога в нем может существовать в различных проявлениях и измерениях. Кто-то найдет ее раньше, кто-то позже... возможно - в следующих своих жизнях, проявлениях... Лично я знаю, что Дорога есть...

Вопрос: В одной из Ваших автобиографических повестей Вы назвали "Голубятню.." "одной из самых странных сказок". Насчет "странных" - трудно не согласиться, но сказка ли? Истоки сюжета, как я понял, взяты из сна. Я сам пробую писать,нередко использую отрывки своих и чужих сновидений в будущих рассказах и склонен думать, что сны - это скорее вторая человеческая жизнь, чем просто фантазийная игра не до конца уснувшего мозга. Во снах все н а с а м о м д е л е! Вспомним древнего мудреца Лао-Цзи, которому приснилось, что он - бабочка, и, проснувшись, он еще очень долго силился понять, кто же он на самом деле: Лао-Цзи, которому сниться, что он бабочка, или бабочка, которой сниться, что она китайский мудрец. Одним словом, я хотел бы просто услышать Ваше личное мнение о природе сна, ну и о том, что есть сон конкретно для Вас, кроме источника сюжетов и образов для будущих книг.

Степан Чупраков <stepick@yahoo.com>
Ростов, Россия - 02/27/03 21:00:00 GMT+0300

Я согласен с автором вопроса. Сон - это не просто сон, это явление более глубокое. Возможно, это одно из пространств, в которых мы проживаем свою жизнь.

"Странная сказка" - эту фразу я написал под влиянием Аркадия Натановича Стругацкого, который в одном из автографов назвал меня "странным сказочником".

Конкретно для меня сон - очень многое. Это и часть жизни, и часть творческого процесса... Но природу его я не могу пока разгадать и не могу судить о ней.

Вопрос: Выросла на Ваших книгах и, до сих пор, не могу с ними растаться! Сначала сама была ребёнком, потом работала с ребятами в детском лагере, а теперь вот стала мамой.Как самое дорогое в доме стоят и постоянно перечитываются Ваши книги.И уже давно стал для меня актуальным вопрос. В "Мальчике со шпагой" есть слова Олега о работе в Артеке, о том, что тяжело, тяжело не работать, а расставаться, о том, что за сезон прикепаешь к ним душой. А как этот вопрос в Вашей жизни?

Сукнёва Нина
Улан-Удэ, Россия - 02/27/03 21:00:00 GMT+0300

В моей жизни этот вопрос не стоял. Я не работал в лагере, я набирал ребят, которые были в отряде до тех пор, пока не вырастут. Поэтому таких регулярных драматических расставаний не было, за что я судьбе благодарен.

Вопрос: Заинтересованный вашим новым собранием сочинений купил все 30 томов, но сильно растроился как и мои друзья, не обнаружив там "Фрегат Звенящий", и публицистику, репортажи интервью и многое другое, может это еще впереди?

Тимур < timur_mass@rambler.ru>
Улан-Удэ, Россия - 02/27/03 21:00:00 GMT+0300

Это еще все впереди. Я надеюсь, что со временем эти вещи будут переизданы. Пока конкретно мне бы не хотелось говорить, чтобы не сглазить...

Вопрос: 1) Почему у Вас возникла идея сделать главным героем повести "Сказки о рыбаках и рыбках" человека, который в прошлом был "секретным сотрудником"? Повлияла ли на это публикация в "Литературной газете" от 24.10.1990, посвященная как раз этой теме?
2) Слышали ли Вы песни Ильи Верховского, и если слышали, то понравились ли Вам его песни на Ваши стихи ("Это сбудется", "Экзюпери", "Горькая радость")? Мне кажется, он лучше чем кто-либо другой смог передать в музыке атмосферу Ваших книг.

Виталий Лазарев < lcandle@narod.ru>
Москва, Россия - 02/27/03 21:00:00 GMT+0300

1) Я не помню этой публикации, но меня судьба не раз сталкивала с людьми, чья биография и жизненные коллизии в чем-то напоминали биографию героя повести, художника Владимира Волынова. Человек, прошедший через такие испытания, всегда помнит о них, и они не проходят бесследно. А потом, это в какой-то степени было необходимо для развития сюжета.

2) Возможно, и слышал. Но я должен сразу же с извинениями сказать, что у меня сейчас столько кассет с песнями на мои стихи, что иногда авторы забываются, хотя я сам по этому поводу и чувствую себя очень неловко. Но, по крайней мере, я не помню песен, которые мог бы считать плохими.

Вопрос: Узнав, что Вы любите творчество К.Г.Паустовского, прочитала несколько его произведений и собираюсь читать еще. Огромное Вам спасибо за эту "ссылку"!
К сожалению, я не литературовед и не могу правильно выразить свое впечатление, но при чтении Паустовского я часто испытывала ощущение чего-то знакомого и похожего на Вас. Я не имею в виду внешнее сходство, а сходство по духу, очень похожая чистота.
Хотела бы спросить у Вас, как у знатока Паустовского: может быть, Вам известно, о каком произведении Грига идет речь в рассказе "Корзина с еловыми шишками"? Существует ли это произведение на самом деле или оно- фантазия автора по мотивам всего творчества Грига?
В Интернете мне однажды попалась заметка о концерте для ф-но с оркестром, который, как пишет журналистка, ассоциируется у нас с рассказом Паустовского. Но при более пристальном всматривании я нашла, что дата его написания "не сходится". Очень хотелось бы знать Ваше мнение по этому поводу. И независимо от того, есть или не есть то и это, и рассказ, и музыка Грига- прекрасные :)
Еще очень хочется добавить, что творчество Паустовского сейчас совершенно незаслуженно забыто! Мы почему-то часто предпочитаем читать некачественные современные книги, когда существует литература, написанная прекрасным языком, истинно художественная.

Белобородова Ольга < olbel@rambler.ru>
Новосибирск, Россия - 02/27/03 21:00:00 GMT+0300

К сожалению, неизвестно. Меня тоже в свое время этот вопрос интересовал, но ответа я так и не смог найти.

Я не могу сказать, что творчество Паустовского так уж забыто. И издают, и печатают. Очень много и сейчас благодарных читателей - когда я бываю в музее Паустовского в Москве, каждый раз в этом убеждаюсь.

Вопрос: Я никогда не думал,что когда-нибудь смогу обратится к вам,написавшим такие нужные для людей книги.Я не люблю писать письма(по ряду причин),но упустит такую возможность я не смог.Я с детства люблю книги,а ваши особенно:они затрагивают потаеные струны души и сердца, качают на своих то теплых,то холодных,пронизывающих насквозь,волнах,продувают всеми ветрами!!!Спасибо вам за все!
P.S.Примите мою признательность и этот стих от чистого сердца.
Мы - потомки других народов,
Что-то веет над нами,зовет.
И,куда-то,вдаль устремляется,
И знакомую песню поет.

Струны души тихонько трогает,
Завывает под потолком.
Мы - потомки других народов
И такими нас сделал он...

Новиков Сергей
Симферополь, Украина - 02/27/03 21:00:00 GMT+0300

Спасибо за хорошие слова и стихи.

Вопрос: Извините, пожалуйста, за дурацкие вопросы.
1). Если Вы знаете, то многие ли читатели чувствуют себя (как бы Вам объяснить? Но думаю, что Вы поймёте) обязанными?
2). Часто ли Вам напоминают о прошлом запахи?
3). Вам часто снятся непохожие на жизнь сны?
4). Снятся ли Вам книги, которых, вероятнее всего, не существует?
5). Что или кто Вам больше всего напоминает о детстве?
6). Если Вам известно, многие ли стесняются того, что им нравятся Ваши книги?

Александра Мацкин < alexandramatzk@pochtamt.ru>
Холон, Израиль - 02/27/03 21:00:00 GMT+0300

1) Каждый человек чувствует себя чему-то обязанным. Речь может идти о каком-то внутреннем или гражданском долге, ощущению какой-либо необходимости, обязанностях по отношению к близким... Так что наверное, многие.

Если же речь идет об отношении читателей к моим книгам - то тут, скорее, речь должна идти не о чувстве обязанности, а о чувстве признательности.

2) Да, напоминают иногда. Запах луговых трав - о детстве, запах речного ила - о жизни на берегах Туры, запах моря - о многом...

3) Странные сны снятся часто, но похожи они на жизнь или нет - сразу ведь не определишь...

4) Мне снится моя собственная неоконченная повесть, которую я, проснувшись, не могу вспомнить и написать.

5) Очень многое. Буквально все в жизни напоминает о детстве, куда не глянешь... И книги, и песни, и небо, и облака, и друзья, которых встречаешь...

6) Я таких людей не встречал. Может быть, кто-то и стесняется, но мне в этом никто не признается.

Вопрос: В процессе общения на Web-форуме один из участников выразил мысль, что "задушевная парочка с площади Карронад имеет явный лабораторный привкус. Их еще называют "мальчиками из реторты".Можно с этим согласиться или поспорить, но я вдруг вспомнил: а ведь у Славки и Тима есть вполне реальные прототипы, с которыми Вы поддерживали отношения вплоть до окончания ими школы. Интересно было бы узнать, а каковы были отношения Вадика и Артура, насколько они похожи на дружбу Славки и Тима?

Артур < ua0lps@mail.ru>
Владивосток, Россия - 02/27/03 21:00:00 GMT+0300

С ребятами из Севастополя, которые натолкнули меня на идею повести "Трое с площади Карронад", я поддерживал отношения вплоть до того, как они закончили школу и разъехались кто куда. Кто из них км стал и как сложилась их жизненная судьба - я, увы, не знаю. А по поводу отношений - дело в том, что прототипов у Славки и Тима все же больше двух, и не только в Севастополе. Это образы тоже в какой-то степени собирательные.

Тем же, кто считает их "лабораторными", "из реторты" - просто не повезло, и они никогда не дружили по-настоящему в детстве, судя по всему... Мне - повезло. И самому, и я знал таких ребят, и на глазах моих таких случаев было немало.

Вопрос: Я очень люблю ваши книги, хотя и читал-то их не очень-то много.
Больше всего я был тронут образом Дороги в вашей сказке про маленького летчика Антошку Тополева...
Этот образ меня преследует всю жизнь - я большой любитель путешествий и приключений - и потому я очень люблю Толкина. Большинство моих стихов - пусть и глупых и непрофессиональных, но стихов - посвящены именно этому образу.
Я заметил, что Дорога путешествует у вас из книжки в книжку, и мне очень интересно узнать - какое Ваше отношение к Дороге?

Eugene < mariup@euromb.com>
Донецк, Украина - 02/27/03 21:00:00 GMT+0300

Прочитайте мои книги - и поймете, какое у меня отношение к Дороге. Большего, чем сказано в книгах, я сказать не могу, все мое отношение - там...

Вопрос: Не повлияла ли на начало вашего творчества встреча с необычным явлением, непример с каким либо ребёнком с ярко выраженными сверхестественными способностями. Возможно где-то в 1962-1963г.

Константин < viavtr@land.ru>
Екатеринбург, Россия - 02/27/03 21:00:00 GMT+0300

Нет. На меня повлияла встреча с книгами, причем не в 60-х годах, а гораздо раньше, в дошкольном детстве.

Вопрос: Пожалуйста напишите больше предисловий к своим изданиям. Их (предисловий) было очень мало. Вспоминается «Мальчик со шпагой», ну может еще пару, тройку. Не так много счастливцев с кем Вы лично знакомы и кто может в живую с Вами общаться, за интересным разговором выпить кружку пива (кстати, какое Ваше любимое?), сказать Вам что то простое, но по дружески теплое. Предисловие же написанное лично Вами- оно в начале книги как искреннее, дружеское рукопожатие!
Пожалуйста не лишайте нас, читателей, этой радости, радости общения с Вами лично, перед прочтением Вашего произведения.

Тимур < Timur_mass@rambler.ru>
Москва, Россия - 02/27/03 21:00:00 GMT+0300

Я не знаю, имеет ли это смысл - все, что я хотел сказать в книге, сказано именно в книге, и не стоит это как-то дополнительно разжевывать. Если же что-то хочется рассказать о себе, то я обычно пишу еще одну небольшую повесть в жанре мемуаров и рассказываю о том, что когда-то было со мной и с моими друзьями. Предисловия все же, наверное, пусть пишут другие...

Вопрос: Мне сейчас 25, но я помню, что лет 13-14 назад, впервые прочитав в "Пионере" "Заставу на якорном поле", я решил что писал мой ровесник (не старше 14 лет). Вопрос: Как Вам удалось пронести через годы способность к детскому видению мира?

Василий < Tenvin@rol.ru>
Санкт-Петербург, Россия - 02/27/03 21:00:00 GMT+0300

Я не знаю, как это удалось. Я старался не утрачивать этой способности - и, наверное, получилось...

Вопрос: Это не вопрос, просто маленькая информация.Интересно, знаете ли Вы сами, насколько Вы уникальный писатель.У Вас нет ни одной не то что плохой, но даже просто проходной книги (то, что называется - прочитал и забыл). Явление в литературе достаточно редкое, кроме Вас я, пожалуй, могу назвать только Астрид Линдгрен. Кстати, это не только мое мнение: с тех пор как я прочитала в "Пионере" "Мальчика со шпагой", я умудрилась приобщить к Вашему творчеству маму, друзей. потом мужа. а теперь Ваши книги читает мой сын (ему уже 17) и потихоньку агитирует своих друзей, Вот такая смена поколений Ваших читателей. Так что я первый раз в жизни вылезла в интернет, чтобы сказать Вам спасибо за то, что Вы есть и пишете. Да пребудут с Вами Вера, Надежда и Любовь.

Коробова Елена < illiria.@ rambler.ru>
Москва, Россия - 02/27/03 21:00:00 GMT+0300

Спасибо за хорошие слова.

Вопрос: 1) Как Вам пришла идея о безлюдных пространствах?
2) Как Вам удается в такой точности описывать детскую жизнь?
3) Как Вы написали такую интересную книгу, как "Голубятня на желтой поляне?"
4) Какое время Вам понадобилось, чтобы ее написать?

Сергей Пикельный
Костанай, Казахстан - 02/27/03 21:00:00 GMT+0300

1) Гулял, гулял по окраинам города, насмотрелся на них и проникся их ощущением.

2) Я стараюсь. Вспоминаю свое детство, смотрю на современных ребят, стараюсь быть в курсе их жизни, их проблем.

3) История создания "Голубятни на желтой поляне" описана в повести "След ребячьей сандалии"

4) Я ее писал в три приема. Мне сейчас трудно вспомнить, сколько времени ушло. Наверное, около года...

Вопрос: Как вы думаете - превратиться после смерти в спиральную галактику - это хорошо? Какие они? Или - это звезды, как в "Белом Шарике"?

Назарова Александра(ALex)
Самара, Россия - 02/27/03 21:00:00 GMT+0300

Если кто-то превращается после смерти в спиральную галактику - то у него и надо спросить, хорошо это или плохо (если он эти понятия осознает). Я не превращался и не знаю. Если превращение происходит - это ведь независимо от воли человека, в силу какого-то закона мироздания. В чем-то это может быть хорошо, в чем-то это может быть плохо - трудно сказать, применимы ли вообще к этому наши человеческие понятия о хорошем и плохом.

Галактика и звезда - это все же разные вещи. Галактика - более широкое и масштабное понятие...

Вопрос: Мне показалось, что [в ваших книгах] дружба между мальчишками граничит с любовью. Когда мальчик выбирает между девочкой, которая ему очень нравится и своим другом, то выбирает именно друга. Я понимаю, очень хорошо понимаю, что дружба -- это и есть любовь, но в тоже время это только дружба. Порой я сам не понимаю, чем эти две вещи отличаются. Но хотелось бы знать Ваше мнение. Может ли между мальчиками быть настоящая любовь и как Вы вообще к этому как относитесь?
И ещё один маленький вопрос: Вы когда-нибудь видели японские мультфильмы? Если да, то какое впечатление у Вас сложилось?

Дуо < margobat@bk.ru>
Москва, Россия - 02/27/03 21:00:00 GMT+0300

Я не помню в своих книгах эпизода, когда мальчик выбирает между другом и нравящейся девочкой. Может быть, имелся в виду "Летчик для особых поручений" - но там девочка сама сделала выбор, и сама виновата в разрыве отношений...

И вообще - почему обязательно надо делать выбор? Среди моих героев девочки и мальчики очень неплохо вместе уживаются, и любовь к девочке дружбе с мальчиком никак не мешает. Дружба между мальчиками - это одно, а любовь к девочке все же строится на несколько иной человеческой природе.

Можно ли вообще назвать дружбу между мальчиками любовью? Скорее, ее можно охарактеризовать как братскую привязанность - по силе это чувство ("Любишь ли ты своего брата?") вполне может быть на уровне любви. Но называть это любовью в том плане, как это принято называть у романтических авторов - "Ты любим, и я любима, ты Ромео, я Джульетта" и наоборот - категорически нельзя, это разные вещи.

По поводу анимации - я не большой любитель мультфильмов. Помню какие-то из молодости - "Корабль-призрак", "Кот в сапогах", "Али-Баба и сорок разбойников"... А нынешние японские мультфильмы мне кажутся немножко американизированными и, может быть, несколько торопливо сделанными.

Хотя, возможно, я ошибаюсь - я не большой знаток японской мультипликации и мнение составляю на основе просмотра тех мультфильмов, которые идут по телевизору.

Вопрос: Я не хотел залезать Вам в душу и досаждать своими вопросами но читая вопросы и Ваши ответы на них несколько раз попал на сравнивание Вас и Ваших миров с мирами Братьев Стругацких и судя по всему на личное Ваше знакомство с ними( и с мирами и с авторами ).
Ответте пожалуйста как Вы относитесь к ним и к их творчеству. И если не секрет скажите на каких книгах Вы выросли по сей день и кто Ваши любимые авторы и книги.

Илчев Станислав < stas2002@email.com>
София, Болгария - 02/27/03 21:00:00 GMT+0300

К творчеству отношусь очень хорошо. Знаком был только с Аркадием Натановичем, история этого знакомства была описана в повести "След ребячьей сандалии".
Вырос на очень многих книгах, но давняя любовь - книги Паустовского.

Вопрос: Владислав Петрович, когда Вы получите письмо из далекого города Благовещенска , от Фадеевой Натальи ,то отнеситесь к нему серьезно , как писатель и критик.Вспомните себя в двадцать пять лет. Безграничная гордость, безумная уверенность в себе. И поэтому будте честны и не очень жестоки. И самое главное,напишите ответ.

Фадеева Наталья < fadeika@front.ru>
Благовещенск, Россия - 02/27/03 21:00:00 GMT+0300

Письма пока что не получал.

Вопрос: В последних Ваших книгах Вы часто обращаетесь к теме религии и Бога(и как мне показалось,с позиций действительной веры), чего я не замечала в более ранних. В ответах на вопросы читателей Вы часто подчеркиваете необходимость связи произведений с реальной жизнью. Сейчас ПРИНЯТО(или,если позволите, МОДНО) верить в Бога, как раньше было принято не верить. Что же это для Вас - актуальная тема, следование повальной моде или настоящее обращение к Богу?
Вот так - от неверия к вере?
Возможно, я ошибаюсь. Простите. Но очень хочется понять.

Светлана < mirrana@km.ru>
Брянск, Россия - 02/27/03 21:00:00 GMT+0300

Никак не следование моде. Если вы читали предыдущие вещи, то и там могли натолкнуться на эту тему. Просто в условиях нашей бывшей социалистической системы и жесткого идеологического прессинга просто не было возможности касаться этой темы всерьез и подробно писать об этом. Это никак не мода для меня, это серьезная вещь.

Вопрос: Вопрос у меня такой - каково Ваше отношение к тому, что происходит вокруг Гарри Поттера? Спрашиваю не из любопытства - полагаю, что герои многих ваших книг могли бы не то чтобы служить примером для подрастающего поколения, но наверняка ближе к российским реалиям. У Вас ведь есть разные циклы - и социальная фантастика, и волшебные сказки... Неужели ни у вас, ни у Ваших литературных агентов не возникло мысли о том, что у нас есть свои Поттеры?

Антон Акимов < anton@akimoff.pp.ru>
Магнитогорск, Россия - 02/27/03 21:00:00 GMT+0300

В качестве ответа на этот вопрос я позволю себе полностью процитировать союбственные слова, опубликованные в 11-м номере журнала "Если" за 2002 год, где этот вопрос задавали несколькимиписателям, в том числе и мне.

У меня нет никаких претензий к "Гарри Поттеру" как к литературному произведению. Но я не вижу и причин особенно восхищаться этой книгой. Книга как книга, не хуже и не лучше других, если рассматривать ее в общем потоке нынешней фантастики. Она кажется мне довольно традиционной, в чем-то вторичной, поскольку я нашел в ней много уже известных по прежним сказочным повестям и романам образов, приемов и сюжетных поворотов. Хотя написана она достаточно занимательно.

Почему же такой шум и такой успех? Мне кажется, что здесь две причины. Во-первых, это умелая рекламная раскрутка. Второе: то, что герои этой книги - современные, понятные нынешним школьникам ребята.

Кстати, на эту вторую причину указал один из иностранных книгоиздателей, с которым я имел дело. Он сказал примерно следующее: "Чего вы хотите, в современной европейской и американской литературе почти нет книг, в которых действовали бы нынешние школьники, близкие и понятные по духу и характеру современным ребятам. И вдруг такая книга появилась. Пусть персонажи не совсем обычные, пусть наделены магическими талантами, но во многом это обычные мальчишки и девчонки, чьи интересы, характеры и поступки созвучны интересам, характерам и поступкам нынешних 10-15-летних читателей".

Должен сказать, что я полностью согласен с мнением этого книгоиздателя. Вывод: нашим российским издателям следовало бы уделять больше внимания тем авторам, которые пишут для школьников. Причем не детективы и страшилки (в них-то нет недостатка), а вещи, которые затрагивают какие-то струны в глубинах ребячьего сознания.


Задать свой вопрос



Русская фантастика => Писатели => Владислав Крапивин => Интервью => Off-line интервью
[Карта страницы] [Об авторе] [Библиография] [Творчество] [Интервью] [Критика] [Иллюстрации] [Фотоальбом] [Командорская каюта] [Отряд "Каравелла"] [Клуб "Лоцман"] [Творчество читателей] [Поиск на сайте] [Купить книгу] [Колонка редактора]


© Идея, составление, дизайн Константин Гришин
© Дизайн, графическое оформление Владимир Савватеев, 2000 г.
© "Русская Фантастика". Редактор сервера Дмитрий Ватолин.
Редактор страницы Константин Гришин. Подготовка материалов - Коллектив
Использование любых материалов страницы без согласования с редакцией запрещается.
HotLog