Критические статьи

В. КИЯНИЦА

И ветер в лицо!

 
("Комсомольская правда" 16 октября 1988 г.)
 
Лауреату премии Ленинского комсомола детскому писателю В. КРАПИВИНУ - 50 лет.
 
Много лет назад отправился он в свое долгое и трудное плавание. Бороздил бескрайние моря и океаны. И маленький загородный пруд. Строил величественные фрегаты, красавицы бригантины, межзвездные корабли. И яхту из старой затопленной моторки с парусом-рогожей. Открывал неведомые острова, материки, новые планеты. И чердаки, лесные поляны за огородами поселка Уктус на окраине сухопутного Свердловска. Попадал в штормы, бури, кораблекрушения. И на "общественные суды" домовых комитетов. Писал "летящие сказки" и сухие, тяжелые объяснительные, безысходные жалобы. Придумывал героев-мальчишек и растил десятки живых мальчишек, совсем не книжных и совсем не героев, растил так, чтобы "сравнять" их с теми, "придуманными", в главном, в вечных понятиях - дружбы, верности, достоинства.
Пожалуй, о Владиславе Крапивине, детском писателе, руководителе пионерского пресс-центра и флотилии "Каравелла" (трудно сказать, какую из этих его "должностей" поставить на первое место), лучше всех расскажут его ближайшие друзья - мальчишки (все мальчишки - его ближайшие друзья). Для них сложный, непредсказуемый с точки зрения многих писатель Крапивин понятен и доступен. Ведь, чтобы понять его "странности", надо жить, чувствовать, мыслить в его ] "мередианах и параллелях", в его измерении, бесконечно разгадывать загадки его личности.
Может быть, один секрет открыл Сент-Экзюпери много лет назад: "Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит". Крапивин не забыл. А многие и не хотели помнить.
Бессчетное число раз "Каравеллу" пытались прикрыть - "пусть лучше в красном уголке пивной ларек будет, чем крапивинский отряд". Крапивина откровенно травили, в чем только не обвиняя - от "попирания принципов воспитания" до "подрыва устоев". Ведь в своих "сказочных" книгах он культивировал и в своих ребятах воспитывал абсолютное чувство собственного достоинства. Воспитывал личности. А они были опасны, эти ростки, для "обезличенного" общества той поры. .И его, "сказочника", не хотели терпеть иные "реалисты" - были "пули в упор и слова посвинцовее пуль". Эхо тех выстрелов и сейчас не смолкает, хотя время вроде бы изменилось - но теперь с другой стороны, от лихих "перестройщиков" веет. Последнюю "пулю" отлила А. Марченко в своих "заметках по поводу произведений, выдвинутых на соискание Государственной премии СССР" ("ЛГ" N 37): "...А Вл. Крапивин? Тот самый Крапивин, что когдо-то, давным-давно, пленил всех нас прелестной "Тенью Каравеллы"? Прочитав его представленные на соискание Госпремии тома, я не без удивления обнаружила, что в уютной тени каравеллы вырос огромный образцово-показательный городок в псевдопионерском стиле!.. Чтобы подобный иллюзион оказался в одном ряду, в одном списке с А. Приставкиным? С горькой "Повестью об отце" В. Амлинского? Впрочем, не сомневаюсь, инициаторы данного выдвижения и сами вполне понимают, что их кандидат - Вл.Крапивин - ненадежен. Но выбирать-то не из чего!.."
Не стоило бы приводить столь обильную цитату, тем более в "юбилейной" заметке, не без нее никуда не денешься. Промолчать нельзя!
Оставим в покое самоуверенно-бесцеремонный тон и некорректность противопоставления разных авторов. Оставим утверждение, что кандидат "ненадежен" - многие коллективы детских библиотек направили письма в поддержку кандидатуры Крапивина. Попробуем по существу... А что у Марченко по существу, кроме хлестких "зубодробительных" аргументов? Ведь она даже названий "томов" не приводит... И все же, насколько можно понять, главная претензия к Крапивину в том, что все, о чем он пишет, было нужно и интересно "когда-то, давным-давно", а сейчас, в бурную эпоху перестройки, это не более как "образцово-показательный городок" в псевдопионерском стиле". Действительно, "не перестроился" Крапивин. Все о том же пишет - о чести, человеческом достоинстве, верности идеалам, делу, людям.
Да, все эти вечные понятия - константа его творчества. И, что может быть еще важнее,. его прикладной педагогики. Он пишет книги, героев "по росту" ребятам, вернее, им "на вырост". И дотягивает своих живых, не идеальных мальчишек до вечных понятий и принципов. Вечных! На все времена...
В недавние времена "безветрия" ребята находили в его книгах, в его "Каравелле", в мушкетерах и рыцарях защиту от лжи, лицемерия, цинизма, несправедливости.
 
"От горького пепелища,
От брошенных переулков,
Где бьют дожди монотонно
По крышам, как по гробам,
От злой измены, что рыщет
В домах, опустелых и гулких,
Наш маленький барабанщик
Уйдет, не сдав барабан..."
 
А сегодня... Они должны вернуться, маленькие барабанщики, "рыцари ярых атак". Как нужны нам сегодня "гордые мальчики" Владислава Крапивина - его мечта, многократно и многоличностно воплощенная.
 
"Над высокими травами
Встали в рост барабанщики -
Это значит не все еще,
Это значит - пройдем..."
 

Русская фантастика => Писатели => Владислав Крапивин => Критика => Критические статьи
[Карта страницы] [Об авторе] [Библиография] [Творчество] [Интервью] [Критика] [Иллюстрации] [Фотоальбом] [Командорская каюта] [Отряд "Каравелла"] [Клуб "Лоцман"] [Творчество читателей] [Поиск на сайте] [Купить книгу] [Колонка редактора]


© Идея, составление, дизайн Константин Гришин
© Дизайн, графическое оформление Владимир Савватеев, 2000 г.
© "Русская Фантастика". Редактор сервера Дмитрий Ватолин.
Редактор страницы Константин Гришин. Подготовка материалов - Коллектив
Использование любых материалов страницы без согласования с редакцией запрещается.
HotLog