Статьи

Ольга ЛАВРЕНОВА

Повесть о необычном детстве

Космос Командора Крапивина

 
...Со старым сознанием не войти в новый мир.
Е.И.Рерих. Письма.
 
...Ребенок сродни зеркальной глади, от нее кружится голова. Сродни распахнутому окну. Перед ребенком всегда робеешь, словно он всезнающ. Так оно и есть, в нем дышит дух, который ты потом иссушишь.
А. де Сент-Экзюпери. Цитадель.
 
Что происходит с современным миром? Давление на детские души враждебной среды порока и ненависти все возрастает, и, тем не менее, в мире детства все чаще расцветают необычные цветы уникального творчества, удивительной, почти неземной, мудрости и не характерной для нашего времени человечности.
Дети приходят в этот мир, чтобы научить его любить и “видеть Космос в чашечке цветка”. Каждый ребенок уникален. Развивать эту уникальность учат великие педагоги ХХ века. Есть проблема ранней одаренности, которая обычно заканчивается судьбой талантливого профессионала, и не более того. Но есть среди детей нашего века и те, кто не укладывается в рамки самых прогрессивных педагогических систем — те, кто опережает свое и наше время не только ранней одаренностью, но и приоритетом внутреннего нравственного закона над разладом окружающего мира. Новому сознанию, способному мыслить космическими категориями, иногда сопутствует необычный дар — умение чувствовать чужую боль и действенно помогать страдающему, видеть невидимое, мудро управлять энергией своей мысли.
Этих детей мало кто понимает, нескладные и неудобные, они не нужны окружающему их безвременью — законы, по которым они живут, проистекают из Вечности. Благая Весть высших миров, приходящая к нам с каждым таким ребенком, чаще всего либо опошляется, либо безжалостно эксплуатируется родителями и педагогами. Проблема необычного детства во враждебном ему мире пока не осознана взрослыми, не освоена нашей культурой — живописью, литературой, кинематографом. Пока только писатели-фантасты находятся на подступах к ее осмыслению. Более того, современная массовая культура искажает эту проблему до неузнаваемости, буквально выворачивает ее наизнанку. Кино и бульварное чтиво создали культ демонических образов детей с необычными способностями. Так общество пытается вписать необычное в приемлемую для него систему ценностей.
Есть и немало несчастных детей, которых чуть ли не с рождения готовят в пророки или мессии сумасшедшие родители или педагоги. Дети болеют, соприкоснувшись с иными, отнюдь не высшими мирами, заражаясь сумасшествием своих наставников...
Но есть литературный мир одного автора, где дети-Вестники чувствуют себя уверенно и защищенно, где проблема не только поставлена, но и указаны пути ее решения...
Фантастические повести Владислава Крапивина из цикла “В глубине Великого Кристалла” и его вполне реалистические произведения — уникальное литературно-педагогическое явление. Это повести для детей и о детях. Они несут в себе громадный потенциал доброты, теплоты, справедливости и силы, способной изменить читателя. Они убеждают, что и один в поле воин, если надо отстаивать перед несправедливым миром тот незыблемый моральный закон, который ребенок хранит в своей душе.
Соразмерность Человека и Космоса имеет особую силу на проблемном поле детства. Владислав Крапивин делает возможным общение на равных ребенка и юной звезды, совершающей свой путь в глубинах Космоса. Звезда-ребенок находит себе друга по созвучию, резонансу внутреннего мира — обыкновенного мальчишку послевоенной поры... Законы жанра фантастической повести делают зримой космосо-пространственность детского сознания, не замутненного и открытого таинствам бытия.
В нашем мире нелегко быть ребенком. Несправедливость мира ломает судьбы людей на взлете — в период детства. Детство требует защиты, чтобы нежный росток смог превратиться в могучее дерево, его необходимо уберечь от жестоких рук... Есть восточная притча о пушинке в глазу и на ладони. Глазу она причиняет нестерпимую боль, прикосновение ее к коже ладони остается незамеченным. Так и утонченный человек, гласит притча, отзывается болью сердца на обстоятельства и события, кажущиеся грубому человеку не стоящими внимания. Необычные дети более ранимы, поскольку их души сопричастны судьбам мира. Их способности привлекают внимание и вызывают страх.
В книгах Владислава Крапивина есть люди, которые сделали защиту необычного детства и детства вообще делом своей жизни. В буквальном смысле этого слова, ибо иногда им приходится отдавать жизнь, чтобы охранить, чтобы спасти ребенка. Их называют Командорами. “С давних пор были на свете люди, которые посвящали себя одной цели: сохранить для будущего мальчиков и девочек, которым природа подарила особые свойства. Тех, кто как бы разламывал рамки привычной жизни и науки. Это были дети, которые надолго опередили свой век, и защитить их было нелегко. И не всегда удавалось. Ведь в тех, кто читает мысли других людей, зажигает взглядом огонь, чует рядом с собой другие миры или умеет за миг перенести себя на сотню верст, многие видели колдунов и врагов человечества... Да и потом, когда стыдно стало верить в колдунов и отыскивать где попало врагов, люди смотрели на непонятное с подозрением...”
Работа Командора необходима в сопредельных пространствах Вселенной-Кристалла, созданной Крапивиным, где ярче и непримиримей борьба добра и зла, старого и нового. Только детям открыты все миры и Дорога, их связующая, снимающая качество непреложности даже с пространств смерти.
Еще больше необходимы Командоры в реальном мире, где сопротивление среды новому сознанию не так ярко, как в фантастических мирах, но зато более изощренно и жестоко. Где пока очень мало тех, кто охраняет необычное детство. И где дети-Вестники еще разобщены, не знают друг о друге, считают, что они одиноки... В литературном мире Крапивина, когда меняется время и пространство, и взрослым становится не всегда по плечу их задача, когда становятся бессильными старые Командоры, опорой для таких детей становится их дружба. “...Время нашего командорства кончилось. <...> Мы — будто старые, достаточно мудрые и довольно сильные слоны. Но слоны не могут охранять жаворонков и стрижей. Вы — летаете где хотите. Из мира в мир, легко и свободно... <...> Теперь за вами не уследишь, вы на пороге новых времен, новой жизни, совершенно не похожей на нынешнюю. <...> Скоро вас будет очень много. <...>Раньше думали, что для больших событий нужны большие усилия. А оказывается, достаточно бывает одного щелчка, чтобы по граням мироздания пошли трещины...Но я боюсь не за мироздание, ему к трещинам не привыкать. Я боюсь за вас. И за тех, кто пойдет за вами.. Как вас уберечь? <...>Разве я знаю от чего? Разве можно предвидеть степень риска? И не будет никого рядом, кто сказал бы: “Стоп! Оглянись и подумай...” <...> Вот и остается надежда на вас, ребята. <...> И еще на то, что вы подрастете, прежде чем настанет время Большого Прорыва. <...> И тогда, хотите вы или нет, вам придется быть новыми Командорами...”
В книгах Владислава Крапивина образ Бедного Рыцаря, вдохновлявший писателей Серебряного Века — Рыцаря Духа, всегда стоящего за правду, но неизменно проигрывающего перед грубостью внешнего мира, уходит в прошлое. Натиск пошлости и зла становится все более страшен, но, как ни странно, Рыцарь, даже если он ребенок, а может, и благодаря этому, способен изменить окружающий мир. Противостояние среды уже не так фатально — возможно, человечество взрослеет, а возможно, меняются само время и пространство. В реальности оно меняется еще более стремительно, чем в мирах писателей-фантастов. Этот феномен и отражают книги Владислава Крапивина. Красота отчаянного подвига, убеждает он нас, всегда находит отклик в сердцах людей, иногда даже врагов или отстраненных наблюдателей — помощь приходит с неожиданной стороны. Без этой помощи, без отклика, подвиг оказывается бесполезным и даже смешным. Так, один из героев повестей Крапивина, обыкновенный мальчик Журавленок, пытается понять, откуда приходят “молнии” — неожиданные катастрофы, ломающие жизнь людей или несущие смерть. Не пройти мимо зарождения “молнии”, предотвратить несчастье, даже если для этого нужно подставить себя под удар настоящей молнии... Одному не продержаться долго, не справиться. Поэтому, “если вы увидите под ливнем и молниями Журавленка, пожалуйста, поспешите ему на помощь”.
Есть притча о том, что когда Христос хотел возложить руки, пусто было кругом — притча об одиночестве высокого Духа. Чтобы не пропала, не ушла, как вода в песок, Весть о будущем, приходящая в мир с детьми, должны быть те, кто пойдет с Вестником рядом — сверстники и старшие друзья, все, кому присущи честь, достоинство, готовность прийти на помощь.
И по сей день на первом этаже типового дома в Екатеринбурге, где живет созданная Командором Крапивиным парусная флотилия “Каравелла”, стоит юный часовой со шпагой. Он сосредоточен и напряжен. Его вахта — в сознании готовности. Готовности к подвигу.
 
Материал опубликован:
Лавренова О.А. Повесть о необычном детстве // Три ключа. Педагогический вестник. Вып.5. — М.:Издательский Дом Шалвы Амонашвили, — 2001. С.122-123.
 

Русская фантастика => Писатели => Владислав Крапивин => Критика => Рецензии
[Карта страницы] [Об авторе] [Библиография] [Творчество] [Интервью] [Критика] [Иллюстрации] [Фотоальбом] [Командорская каюта] [Отряд "Каравелла"] [Клуб "Лоцман"] [Творчество читателей] [Поиск на сайте] [Купить книгу] [Колонка редактора]


© Идея, составление, дизайн Константин Гришин
© Дизайн, графическое оформление Владимир Савватеев, 2000 г.
© "Русская Фантастика". Редактор сервера Дмитрий Ватолин.
Редактор страницы Константин Гришин. Подготовка материалов - Коллектив
Использование любых материалов страницы без согласования с редакцией запрещается.
HotLog