Аркадий и Борис Стругацкие

Карта страницы
   Поиск
Творчество:
          Книги
          Переводы
          Аудио
          Суета
Публицистика:
          Off-line интервью
          Публицистика АБС
          Критика
          Группа "Людены"
          Конкурсы
          ВЕБ-форум
          Гостевая книга
Видеоряд:
          Фотографии
          Иллюстрации
          Обложки
          Экранизации
Справочник:
          Жизнь и творчество
          Аркадий Стругацкий
          Борис Стругацкий
          АБС-Метамир
          Библиография
          АБС в Интернете
          Голосования
          Большое спасибо
          Награды

OFF-LINE ИНТЕРВЬЮ

 

 

OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким
Март 2007


Задать свой вопрос | Архив интервью | Любимые книги | Чат с БНС на сайте "Компьютерры"


Добрый день, Уважаемый Борис Натанович!
       Опять я хочу Вас порасспрашивать по обществу, описанному в ХВВ. Лет 30 назад, прочитав впервые книгу, я для себя назвал это общество «Загнивший капитализм» (тогда весь капитализм считался загнивающим). Теперь же... Вроде бы, это – общество, где достается «каждому по потребностям», где голодных просто нет, и где все работают по 2-3 часа в день, и этого вполне хватает для всеобщего благосостояния. Под какое определение подходит такое общество? Ну конечно – коммунизм! Тем более, и демократия там, вроде, не показушная...
       А как Вам кажется, какому из устройств общества более всего соответствует общество ХВВ?

Игорь Васильевич < astviv@mail.ru>
Луганск, Украина - 03/09/07 22:52:30 MSK

       По-моему, это очень похоже на нынешее постиндустриальное общество, практически реализованное в ряде стран мира. Швеция, Норвегия, Канада, Новая Зеландия... Но мы совсем не предугадали волны иммиграции, которая так сильно портит картину в Европе и в США.


Почему в этом обществе нет расслоения на бедных и богатых? Оно осталось позади в истории? Каким путем?

Игорь Васильевич < astviv@mail.ru>
Луганск, Украина - 03/09/07 22:52:55 MSK

       Расслоение есть. Есть «меценаты», и есть быдло – не нищие в нашем смысле, а именно быдло, наемные рабочие, «бюджетники». Просто это не бросается в глаза. Бедность прилично одета и хорошо кушает, а богатство – обитает в своих роскошных резервациях. И добились этого посредством Ее Величества Науки (см. речь господина Опира) – синтез всего и вся из нефти и воды.


Почему в этом обществе тошно жить? Реальные общества с повышенным благосостоянием (Швеция, например), вроде, не страдают от скуки и избытка наркотиков (есть-то наркоманы везде, но я что-то не слышал о стране, где наркоманы – все или большинство).

Игорь Васильевич < astviv@mail.ru>
Луганск, Украина - 03/09/07 22:53:01 MSK

       Тошно жить вовсе не всем. Иначе вся страна залегла бы в ванны со слегом. Но от скуки страдают многие и многие. В той же Швеции, я читал, чуть ли не максимум самоубийств по Европе.


Или это просто страна-модель «Место, где сытно, но скучно», и все попытки прилепить к ней социологические ярлыки просто нелепы...

Игорь Васильевич < astviv@mail.ru>
Луганск, Украина - 03/09/07 22:53:28 MSK

       Это страна, «где весело и ни о чем не надо думать». Вечный курорт. Я бы там сдох от тоски, – если бы не существующая одновременно полная свобода выбирать свой собственный образ жизни.


И еще пара вопросов, гораздо менее серьезных.
       1. С улыбкой прочитал Ваш ответ на вопрос, как правильно писать – залЕпуха или залИпуха – мол, залИпуха противнее, поэтому так и пишу. А вот в «белом издании» в ОЗ «гусенок» Иуда жалуется, что его дразнили всю жизнь, в том числе и зЕлепухой. Это опечатка или новый «еще более противный» вид забавного словечка?

Игорь Васильевич < astviv@mail.ru>
Луганск, Украина - 03/09/07 22:53:40 MSK

       Разумеется, это опечатка. В оригинале – «зАлепухой».


2. К своему стыду для любителя фантастики с 40-летним стажем, я так и не встретил нигде определения общепринятого понятия «гуманоид». Есть ли это определение вообще? Кто его ввел? И как Вы это определение понимаете? Человекообразный? (А как тогда псевдохомо – похожие, но не разумные или мутанты с Саракша – «насколько далеко может зайти мутация»?) Психологически близкий человеку? Ну, это уже сложно и неоднозначно. В общем, просветите!

Игорь Васильевич < astviv@mail.ru>
Луганск, Украина - 03/09/07 22:54:10 MSK

       Всегда считал, что гуманоид значит «человекоподобный». Так же как эллипсоид – эллипсоподобный, а геоид – землеподобный. Откуда возникло само слово, – представления не имею. Я его знал «всегда».


Недавно прочитал ТББ. Очень понравилось. Но заметил вот что. По идее, и Арканар, и Ирукан, и Соан, и некоторые другие страны входят в состав некой Империи. Но, с другой стороны, эти страны воюют между собой, шпионят друг за другом и вообще ведут себя крайне независимо. К тому же, в Арканаре правит король, а в настоящей империи не может быть короля. Получается, Империи на самом деле не существует, примерно так же, как не существовало вне бумаг и формальностей Священной Римской империи к концу её существования. Но, с другой стороны, «двадцатитысячная крестьянская армия... сшиблась в открытом поле с пятитысячной гвардией императора», «три тысячи голых рабов-ремесленников были встречены на окраине закованной в латы имперской пехотой». Почему же императорские войска подавляют мятежи, но не останавливают войны между частями империи (например, между Ируканом и Арканаром)? Объясните, пожалуйста.

Андрей Растегаев < 143678@rambler.ru >
Россия - 03/09/07 22:54:30 MSK

       Подразумевается, что Империя давно распалась и части ее обрели большую или меньшую автономию. Император тоже сохранил некий кусок территории и обладает определенной властью, но силы подгрести под себя всех остальных у него уже не хвататет. Ваш пример со Священной Римской империей неплохо подходит для описания этой ситуации.


Уважаемый Борис Натанович!
       Для меня стало неожиданностью, когда Ваше произведение «Гадкие лебеди» мне задали прочитать в университете на занятиях по Психологии Личности. Я дочитал его сегодня утром. Это замечательное произведение, спасибо Вам за него.
       Мой вопрос о людях, которые стремятся к совершенству. Как Вы думаете, если человек в своей жизни решит поставить цель: совершенствоваться, то какого результата он сможет добиться? Сможет ли он остаться Человеком, а не стать эгоцентричной сволочью (простите за этот термин, но он подходит лучше всего)?

Сергей Антаманов < antamanov@yandex.ru>
Красноярск, Россия - 03/09/07 22:54:41 MSK

       Это зависит от того, к какому именно «совершенству» он будет стремиться. Тут, знаете ли, возможны варианты. Совершенный Врач, Совершенный Воин, Совершенный Отец, Совершенный Спортсмен... Я подозреваю, что тут надобно стремиться к многообразию: лучше быть второразрядником в десяти видах спорта, чем мастером – в одном. Впрочем, боюсь, это дело вкуса. А «эгоцентричной сволочью» можно оказаться совершенно независимо от прочих своих достоинств и совершенств, – если только дашь поблажку ленивой и злобной обезьяне, которая, увы, сидит внутри каждого из нас.


Уважаемый Борис Натанович,как вы относитесь к историческим романам Эдварда Радзинского?

Сергей < karamazov05@rambler.ru>
Иерусалим, Израиль - 03/09/07 22:54:46 MSK

       Я, к стыду своему, почти ничего не читал у него. Но я с величайшим наслаждением смотрю все (по возможности) его выступления по ТВ.


Уважаемый Борис Натанович.
       Прочитал ГО и комментарии к нему. Возник вопрос. Многие шли в Эксперимент от безысходности: кто-то прямо с виселицы, кто-то остался «у разбитого корыта», и тут Эксперимент. Какой смысл Эксперименту их менять? Он изменится, пройдёт 1-й круг, вернётся в жизнь, и его сразу повесят. Заранее спасибо за ответ.

Глеб < orcbox@yandex.ru>
Тверь, Россия - 03/09/07 22:54:50 MSK

       На все вопросы об Эксперименте есть только один ответ: Экперимент есть Эксперимент. В этом суть. Никакие рациональные ответы невозможны, как нет ответа на вопросы: «зачем Солнце?», «зачем этот камень у дороги?», «какой смысл у полярного сияния?».


Уважаемый Борис Натанович!
       Ответьте, пожалуйста, как человек, близкий к астрономии: как, по Вашему, американцы действительно побывали на Луне, или это все обман?

Юрий Зибинский < zibinsky@mail.ru>
Ростов-на-Дону, Россия - 03/09/07 22:54:55 MSK

       По-моему, мы здесь уже обсуждали эту проблему. Я не верю, что можно сохранять так долго такую гигантскую тайну, известную такому множеству людей. Да еще – в США. Да еще под пристальным взором КГБ. Проще – гораздо проще! – допустить, что мы знаем правду, а все прочее – лабуда и трепотня.


Здравствуйте! В одной вашей книге упоминается компьютерная программа AFOR, генерирующая афоризмы. До прочтения книги мне приходила аналогичная идея, и поэтому очень интересно – существует ли хоть какая реализация программы? Если да, можно ли ее как-то увидеть? Заранее спасибо.

Аркадий < info@azlab.org>
Ялта, Украина - 03/09/07 22:55:02 MSK

       В начале романа «Поиск предназначения», в авторском предисловии, есть ссылка на автора подобной программы и на его книгу. Посмотрите.


У меня только один вопрос: зачем и для чего создаются сборники «Время учеников»? Ведь практически ни один из представленных авторов не является «учеником» братьев Стругацких! Они не поняли их творчества. К примеру, когда я читала эссэ «Почему я не написал «Страну Багровых Туч-2», меня буквально трясло. Если бы автор выпустил в свет хотя бы один из предлагаемых в эссэ вариантов, то я бы не поленилась найти его и, извиняюсь, набить морду! Неужели Андрей Чертков не видит, что единственное, чем занимаются почти все «ученики» – это опошляют мир Стругацких?!

Мария < kunece@yandex.ru>
Россия - 03/09/07 22:55:06 MSK

       Наверное, это вопрос не ко мне, а, скажем, к Андрею Черткову или к тем тысячам читателей, которые встретили проект благосклонно. Я, кстати, отношусь именно к последним. Конечно, не все интерпретации мне понравились, но читал я их ВСЕ с интересом.


Уважаемый Борис Натанович!
       Хотелось бы узнать, проводите ли Вы творческие вечера в других городах, кроме Петербурга, общаетесь ли с публикой? Если да, то можно ли Вас пригласить в Петрозаводск? Здесь очень много любителей Вашего творчества, которые будут в восторге, если представится такая возможность. В начале апреля в нашем университете проводили литературный вечер, посвященный Вашему творчеству. Кроме того, что его вел профессор филологии, он ничем не отличался от беседы на кухне. Объясните, пожалуйста, на каких условиях Вы проводите (если проводите) такие вечера? Спасибо.

Михаил < g-cross@yandex.ru>
Петрозаводск, Россия - 03/09/07 22:55:13 MSK

       Увы, но уже давно, лет тридцать как, я перестал выступать перед читателями. Спасибо за приглашение, но годы и болезни сейчас сделали меня окончательно «невыездным». Я даже из дома почти не выхожу.


Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович!
       После прочтения «Улитки на склоне» у меня возник вопрос. В одном эпизоде, когда охранники забирали под конвоем кассира, один из них увидел Переца и попытался убить его. Я так и не понял: почему?! И почему кассира выводили таким странным способом – с веревкой на шее?

Яркин Сергей Сергеевич < yasg@yandex.ru>
СПб, Россия - 03/09/07 22:55:18 MSK

       Неужели это единственное, что Вас в повести удивило? Вообще-то, «Улитка» написана в манере абсурдистского романа, ибо описывает абсурдный мир. Отсюда, я думаю, все непонятки, и относиться к ним следует, как к элементам странного сновидения, если угодно.


Уважаемый Борис Натанович!
       Совершенно случайно нашел этот сайт в интернете. Даже не думал, что где-то есть возможность напрямую задать вопрос автору ТББ и ОЗ. Несколько раз читал «Поиск предназначения», всякий раз находя для себя что-то новое. Но так и не смог понять, верит ли сам автор в существование предначертанного и есть ли смысл человеку, по примеру Стака, заниматься его поиском. Заранее спасибо за ответ или за ссылку на обсуждение этой темы в предыдущих рубриках.

Кирилл < belier85@hotmail.com>
Москва, Россия - 03/22/07 21:25:21 MSK

       ПП – это роман о скромности. О том, что можно допускать существование своего предназначения, но никогда не следует преувеличивать его значения для себя и для других.
       Если очень кратко, то примерно так.


Уважаемый Борис Натанович!
       Хочу рассказать Вам одну историю из Вашей (!) жизни. Вам она, конечно, показалась незначительным эпизодом, но для меня, читателя АБС, она значит довольно много, как для Петьки из анекдота, который «Ленина видел!». Так вот. Один мой знакомый, Бахтияр Азимов, узнав откуда-то Ваш телефон, будучи к тому же в Питере, позвонил Вам и сказал примерно следующее:
       «Борис Натанович, это Вас Азимов беспокоит...»
       В ответ раздалось какое-то высказывание, в том смысле, что «глупая шутка», и – гудки.
       Вопрос: Запомнился ли Вам этот эпизод?

Павел Тычинин < lizamail@mail.ru>
Воронеж, Россия - 03/22/07 21:25:37 MSK

       Пожалуй, нет. Но так вполне могло бы быть. Звучит вполне достоверно.


Вопрос 2: В ОО на белой субмарине в фотоальбоме фотография пляжа с расстрелянными детьми и позирующий пират-моряк на их фоне. Лично меня вскользь упомянутая несуществующая фотография продрала до печенок. Даже в мире ОО такая картина кажется неправдоподобной...
       А Ваше мнение?

Павел Тычинин < lizamail@mail.ru>
Воронеж, Россия - 03/22/07 21:25:57 MSK

       Аналогичных фотографий полно в нашей реальной жизни. Полистайте материалы по преступлениям Второй мировой и уже вполне современных войн: в Югославии, в Чечне, на Ближнем Востоке... Создается впечатление, что ни жестокость людей, ни способность их «озверевать» не имеют пределов.


Вопрос третий...
       Где находится Мирза-Чарле? Судя по «сьесте» (сиесте?) и жаркому климату – в Испании? Или нет?

Павел Тычинин < lizamail@mail.ru>
Воронеж, Россия - 03/22/07 21:26:00 MSK

       Город Мирза-Чарле мы нашли в свое время в каком-то (большом) атласе, и располагался он (городок) где-то в советской Средней Азии. Это звучит странно, но все мои попытки найти этот городок в атласе опять, – попытки, затеиваемые в новейшие времена неоднократно! – так более и не увенчались успехом. То ли атласы попадались не те, то ли с памятью какой-то перебой... Может быть, Вам повезет больше?


Еще один вопросик...
       Вы не подскажете, откуда появилось название Сырт (Теплый Сырт)? Встречал его не только у АБС, но и в зарубежной фантастике, если не ошибаюсь. Который год все не дойдут руки покопаться в учебниках астрономии...

Павел Тычинин < lizamail@mail.ru>
Воронеж, Россия - 03/22/07 21:26:19 MSK

       Сырт – с давних времен так называется область на карте Марса, характерное пятно треугольных очертаний. Откуда появилось название, не знаю. Может быть, еще Скиапарелли ввел его в употребление?
       [Латинское Syrtis – заимствование из греческого, означает «отмель». В Средиземном море есть два залива, изобилующих отмелями, – Большой Сырт и Малый Сырт. По аналогии с этими заливами названы и тёмные пятна на Марсе. – БВИ.]


Уважаемый Борис Натанович! Задаю Вам ОЧЕНЬ интересующий меня вопрос – какие реальные события дали Вам пищу для написания «Пикника на обочине»? Недавно было 20 лет со дня чернобыльской трагедии, по ТВ была масса документальных фильмов. Я посмотрел лишь один и был изумлен – ситуация в Чернобыле сегодня едва ли не в точности повторяет ситуацию Зоны в повести. Точно так же люди тайком пробираются к заброшенным поселкам за цветным металлом, как в повести сталкеры пробирались в Зону за «этаками», «пустышками» и т.д. Точно так же выглядит современный Чернобыль – заброшенный, мертвый, жуткий город – как и в повести выглядит Зона. Ведь Вы написали повесть в 1975 году, задолго до катастрофы – так как же так получилось, что Вы фактически предугадали события 1986?

Яркин Сергей Сергеевич < yasg@yandex.ru>
СПб, Россия - 03/22/07 21:26:33 MSK

       Все совпадения Зоны из «Пикника» с реальной Чернобыльской Зоной, разумеется, чисто случайны. И в то же время – не случайны совсем. Это – свойства любой области, на которой произошли некие трагические и страшные события, области, сделавшейся необитаемой и запретной. Такие области неизбежно заселяются фантастическими и вполне реальными чудесами, – таково уж свойство человеческого воображения.


Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович!
       Недавно по телевизору услышал мнение о том, что искусство человеку всегда служило для того, чтобы отвлечься от реального мира и погрузиться в вымышленный. Хотелось бы узнать Ваше мнение по этому поводу. Ведь если так и есть, то зачем тогда вообще писать или снимать что-то о человеке, его жизни и проблемах?

Евгений
Россия - 03/22/07 21:27:03 MSK

       Изложенная выше эстетическая позиция называется эскапистской. (От слова escape – избегать, убегать.) Наверное, она имеет определенное право на существование, – во всяком случае миллионы и миллионы потребителей литературы придерживаются именно этой позиции, ипользуют книгу прежде всего как способ уйти от реальности в вымышленные миры (своего рода интеллектуальный наркотик). Особенно это характерно для читателя молодого, склонного воспринимать реальный мир, как суконно-скучный и беспросветно унылый, исполненный ненужными обязанностями и совершенно лишенный ярких красок и какой-либо привлекательности. С годами такое восприятие мира, как правило, проходит, но одновременно, увы, проходит и любовь к чтению. Я – приверженец другой эстетической позиции. Я ценю книгу более всего за достоверность описываемого, за жесткое сцепление событий с реальностью (какими фантастическими ни были бы эти события), за приверженность автора к изображению реальных людей и реальных судеб (даже и в фантастических иногда обстоятельствах). Таких, как я, тоже, слава богу, миллионы и миллионы, так что «реалистическое», антиэскапистское представление о назначении литературы, надо думать, не иссякнет никогда.


Вопрос, который давно интересует меня, но так никем и не задан – почему Льва так резко и жестко отстранили от дальнейшей работы с голованами?

Елена Жданова < elmizh@yahoo.com>
Salt Lake City, Utah - 03/22/07 21:27:32 MSK

       Продолжая работать с голованами, Лев неизбежно должен был бы неоднократно посещать Землю (и другие поселения землян в Космосе), что считалось крайне нежелательным. «Подкидышам не следует посещать Землю, это может привести к непредсказуемым последствиям». Именно поэтому все «подкидыши» получали специальности «отшельников», постоянно живущих вне Земли. Специальность прогрессора в этом смысле считалась идеальной.


Здравствуйте, Борис Натанович!
       Сегодня в новостях увидел репортаж о премьере «Гадких лебедей» на Кинотавре. Видели ли Вы эту картину и, если да, то понравилась ли она Вам?

Ельонышев Андрей < elon11@mail.ru>
Питер, Россия - 03/22/07 21:27:33 MSK

       Картину не видел, ничего сказать не могу.


Исходя из каких принципов, Вы придумываете новые названия и имена героев?

Всеволод < seva_t@mail.ru>
Владивосток, Россия - 03/22/07 21:27:36 MSK

       Я много раз говорил здесь об этом. Да и нет ничего такого уж занимательного в этом процессе – придумывания имен и названий. Принцип должен соблюдаться только один: все имена (названия) должны укладываться в непротиворечивую систему. Например: имена с «японским» акцентом («Попытка к бегству»), или «венгерским» («Обитаемый остров»), или не имена даже, а клички-прозвища («Улитка на склоне»). В «Волнах» (там нам понадобилось ненормально много различных «проходных» имен) мы использовали даже искусственную систему имен – с помощью соответствующей маленькой компьютерной программки. Но в этом случае почти каждое «предложение» программы приходилось редактировать – делать имена «правдоподобными».


Здравствуйте, Борис Натанович! Хотелось бы сказать Вам огромное спасибо за то, что Вы участвовали в воспитании меня и тысяч других людей и учили нас мыслить и мечтать. Еще раз огромное Вам спасибо! А теперь небольшой вопросик: откуда взялась идея поведения брата Андрея в «Граде Обреченном», который гулял с простыми девушками «ради идеи»? Он это делал действительно из принципа или просто так объяснил друзьям? И был ли у него прототип?

Лилия < liliaz@bigmir.net>
Киев, Украина - 03/22/07 21:27:42 MSK

       Этот образ имеет прототип. АНС лично знал этого человека и даже приятельствовал с ним. Так что фигура хоть и странная, но вполне реальная.


Задать свой вопрос | Архив интервью | Любимые книги | Чат с БНС на сайте "Компьютерры"

Группа «Людены» ищет материалы, связанные с творчеством Стругацких


      Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
      © "Русская фантастика", 1998-2007
      © Борис Стругацкий, 2007
      © Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000
      © Алексей Андреев, графика, 2006
      Редактор: Владимир Борисов
      Верстка: Владимир Борисов
      Корректор: Владимир Дьяконов
      Страница создана в январе 1997. Статус официальной страницы получила летом 1999 года