Автобиография
Фотгорафии
Аннотированная библиография
Стихи
Рисунки
Вы здесь!
Китаеведение
Статьи о Рыбакове
Беседы с Б. Понежатым
 
 

На "Русскую фантастику" На первую страницу

     
 
ПУБЛИЦИСТИКА
 
     
   
     
 
ЖИЗНЬ САМА ПЛЫЛА НАМ В РУКИ...
 
     
     Не так давно Андрей Чертков, известный автор идеи и организатор проекта "Время учеников", обмолвился мне, что ему пришлось выдержать сетевую дискуссию с некими коллегами, утверждавшими, в частности, что Рыбаков - баловень судьбы, все само приплыло ему в руки, и потому его творчество гроша ломаного не стоит. Насчет творчества - не мне, разумеется, судить, но насчет баловня… Я, честно сказать, даже не понимаю, что тут может иметься в виду. Во всяком случае, у меня остались иные воспоминания.
   Я решил их подтвердить документально.
   А документы, собранные даже по столь частному поводу, могут оказаться небезынтересными, поскольку эпоха, к которой они относятся, очень уж небезынтересна. И, как я погляжу, у многих она основательно изгладилась из памяти - ежели вообще в ней была.
   Сразу предупрежу: в течение многих лет я писал свои письма под копирку отнюдь не потому, что рассчитывал на пристальное внимание потомков к своей особе, а по гораздо более приземленным причинам. Когда моя переписка резко возросла, я вдруг стал обнаруживать, что, получая от того или иного своего адресата ответ, не могу сообразить, о чем, собственно, этот адресат мне отвечает. Чувствую, что он продолжает какой-то разговор, но в чем этот разговор заключался - вспомнить уж не в силах. Или иная коллизия: жду я ответа на письмо о некоем существенном предмете, и вот получаю его - но как раз по поводу существенного-то предмета, из-за которого я так волновался, нет в нем ни слова; и я начинаю сомневаться: а затронул ли я в своем письме сей предмет, или мне только казалось, что затронул, потому что я хотел его затронуть, а задним числом решил, что уже на это решился?
Вот потому я не ленился писать все письма под копирку. Сейчас это оказалось кстати.
   Хронологические рамки - с момента, когда я впервые всерьез посетил Москву и поучаствовал в серьезных фантастических заседалищах и до момента первой моей публикации. Это чуть более трех лет.
   Конечно, я не привожу выбранные письма полностью. Это было бы слишком скучно и слишком объемно. Оставляю я лишь непосредственно относящиеся к теме пассажи. В них я иногда, только чтобы скомпенсировать отсутствие контекста (то бишь, попросту говоря, выброшенных абзацев или фраз), позволяю себе чуточку вмешиваться в текст и вставлять какие-то слова, не спросясь у читателя и не поставив по-академичному квадратные скобки. Но смысл я нигде не исказил, и акцентов нигде не сместил. Все так и было.
   Вот так это было. Вот так в руки плыло то, после чего эти руки надолго опускались... а порой - их хотелось долго и старательно дезинфицировать. Сейчас, нынешним молодым, и не снилась такая легкость успеха.
 
     
 

Семинар-77: Стругацкий, Суркис, Ларионова
(перечень здесь и далее дается слева направо).
Из личного архива В. Рыбакова

 
     
 

20.1.76

   Любезная Белла Григорьевна (1), здравствуйте на многие лета!
   Возжелалось мне что-то посплетничать, да и Феликс (2) зело интересуется, как поживает его "Астероид" (3), и сколько страничек Вы уже прочитали, а сам позвонить или написать стесняется. Выполняя Ваши и ковальчуковские (4) заветы, мы здесь живем дружно. Вчера, по поводу двадцать второй годовщины моего прибытия на планету сию, удостоился я облобызания со стороны Оленьки нашей Ларионовой, а после упомянутого события запрыгал на одной ножке и завизжал восторженным фальцетом: "Оленька меня поцеловали!" При всем том улыбки расточались в неимоверных количествах, наверное, неспроста, потому что теперь друзья из семинара отзываются обо мне не иначе как "Это вот тот самый, единственный, у кого прямо по рукописи продали вещь в Штаты", и абсолютно не реагируют на самые мои страстные опровержения (5). Я представляю, какое разочарование постигнет их, когда выяснится, что они сами себя напугали...
   С другой стороны, поднялась какая-то возня против Борис Натаныча, якобы чтобы не вовсе попинать его из шефов семинара, но, как тут выражаются, "одернуть, чтоб не зазнавался" (6). Борис Натаныч, правда, об этом, видимо, знает и пренебрегает, потому что когда набежал я на братцев прямо в логове их, в Комарове (7), и зашел об этом разговор, он прямо заявил: "Да знаю я, просто есть люди со стервозными характерами, не стоит на это обращать внимания"... Ему, конечно, с высоты виднее, а все-таки противно. Например, когда уж совсем тихий какой-то старичок, который за три года моего пребывания в семинаре вообще ни слова не сказал, и я даже имени его за это время не запомнил, вдруг лепит что-то про негативные для нашей организации аспекты руководства оной организацией Б. Н. Стругацким с общеполитической точки зрения (8)...
   До свидания. Может, я еще до Москвы доберусь, тем более, что вот Аркадий Натанович мне обещал повентелировать касательно Тайбэйского издания мемуаров Цзо Цзун-тана, а в Ленинграде их нет (9).

(1) Имеется в виду Белла Григорьевна Клюева, навсегда вошедшая в историю отечественной фантастики уже хотя бы выпуском блистательной Библиотеки современной фантастики (при виде аббревиатуры "БСФ" у тогдашних поклонников этого вида литературы до сих пор сладко перехватывает в горле). Ко времени нашего знакомства Белла Григорьевна в выпускавшем Библиотеку издательстве "Молодая гвардия" уже не работала - ее "ушли" оттуда несколькими годами раньше.
(2) Имеется в виду Феликс Суркис - на то время один из самых активных членов стругацковского семинара предыдущего относительно меня поколения.
(3) Не помню, о каком конкретно произведении Феликса тут идет речь. Может быть, имеется в виду рассказ, который впоследствии был опубликован под названием, кажется, "Гора" (А вот и нет. Как любезно поправил меня из Израиля П. Амнуэль, когда я послал ему почитать сей текст - и он абсолютно прав, стоило мне увидеть написанное им название, я сразу вспомнил, что так и есть,- имеется в виду повесть Феликса "Аленкин астероид").
(4) Имеется в виду Михаил Ковальчук, на тот момент - ближайший мой московский друг на ниве НФ.
(5) Действительно, Белла Григорьевна работала тогда в ВААПе и держала руку на пульсе издания Стругацких американским издательством Макмиллана. Мы познакомились с нею годом раньше, во время моей преддипломной практики (меня привел к ней Миша Ковальчук, к которому я в один из первых же дней своего двухмесячного пребывания в столице пришел с рекомендательным письмом от Бориса Натановича Стругацкого, и мы подружились на много лет - да и теперь не поссорились, упаси Бог, а просто как-то исчезли друг от друга). Во время совещания фантастов, происходившего в январе 1976 года (тогда это все было весьма торжественно и протокольно, в Центральном Доме Литератора), наше знакомство с Беллой Григорьевной, которая была столь добра, что даже кров мне, в первопрестольной бездомному, на время совещания предоставила, стало очевидным для коллег, и меня действительно довольно долго всерьез подозревали, что я подружился с этой замечательной семьей отнюдь не просто так, а пытаюсь с лету, нахрапом выйти таким образом со своими тогдашними опусами на североамериканский рынок. Именно во время упомянутого совещания (в упор не помню, как оно в точности называлось) уже я, в свою очередь, познакомил с Беллой Григорьевной Феликса Суркиса (а вот это помню: какой вкусной фаршированной рыбой Белла Григорьевна нас с ним однажды потчевала у себя). В общем, главное - я помню...
(6) Конечно, память моя сохранила, кто именно так выражался - но все эти давно отшумевшие бури в давно высохшем стакане воды уж не благодаря мне будут возмущать напоминаниями о себе наше нынешнее благорастворение воздухов. Плохих людей нет; а что до ошибок - то все быльем поросло, и не стоит ни малейшего внимания со стороны двадцать первого века. Я упоминаю о дурацких тех дрязгах лишь для того, чтобы сделать более понятными обстановку тех лет и мое собственное поведение - наверняка тоже частенько бывавшее и бестактным, и глупым... и до тех дней, и после них... Потом уж я с ухмылкой сообразил, что в той ситуации повел себя точь-в-точь как юный Юра Бородин из стругацковских "Стажеров": как выразился Юрковский, если бы сей кадет прослышал, что знаменитый штурман Космофлота, добрейший Михаил Крутиков ворует и продает продовольствие, тут же помчался бы к нему объясняться и сразу понял, что это чепуха. Не такой уж худой способ разбираться, между прочим - хотя, безусловно, весьма наивный. А вообще-то перечитываю сейчас эти письма и поражаюсь: ведь ни разу не написал о том, как в семинаре было увлекательно, интересно, вдохновляюще! Увы, я тоже отдал дань (к счастью, лишь в ранней молодости) известному предрассудку, когда все хорошее - как бы само собой разумеется, о нем, дескать, и говорить не стоит - а вот о пятнах на Солнце непременно надо защищать диссертацию... Очень многие, к сожалению, так пишут, а еще больше - так живут.
(7) По сию пору так и не знаю, для написания какой вещи Стругацкие съезжались в Комарово в январе 1976-ого года... И, конечно, не считал себя вправе спрашивать - ни когда застал их без предупреждения в творческом угаре, ни впоследствии.
(8) Совершенно не помню, кто это был и в каком контексте это было сказано. И слава Богу. Но, конечно, такая мысль не могла не витать: кто хотел немедленно публиковаться, а не самосовершенствоваться и умнеть помаленьку, те, вероятно, в ту пору и впрямь могли беспокоиться, что столь одиозная фигура, как один из Стругацких, ими, пусть и совершенно формально и номинально, руководит... И не в том страх, что чему-то не тому научит, а в том, что редактор какой-нибудь, заслышав вызывающие слова "член семинара Стругацкого", тут же неизбежно сообщит: "Ваша рукопись не представляет художественного интереса".
(9) Не нашлось их тогда и в Москве. Это я по молодому делу шибко губу раскатал... Впрочем, вскоре моя востоковедная тематика кардинально сменилась, Цзо Цзун-тан - это XIX век, и заниматься мне этими с точки зрения тысячелетий конъюнктурными проблемами оставалось мне менее полугода - письмо сие писалось на зимних каникулах пятого курса. В аспирантуре меня засосало в китайскую цивилизацию много глубже - в VII век. В этой бездне я по сию пору и отстаиваюсь.

 
     
 

Семинар-77: Лицами к зрителю сидят: Витман, Стругацкий, Суркис, Ларионова. Из личного архива В. Рыбакова

 
     
 

25.06.76

   Привет! А вот и мы! (1)
   "Убийцу" (2) Плюснина (3) - составительница сборника фантастики "Детгиза" на 78 год - рассмотрела положительно и, повелев, правда, урезать до 3-х листов (с 5,5), рискнула принять, только передав Рыбакову просьбицу поторопиться (4) с обрезанием своего "Убийцы"...
   Ну, в больнице-то, и потом, дома-то сидючи, "Убивца" я порезал, правда, не до 72 стр. по требованию, а только до 90 (со 131, представляешь, и это ведь не в журнал какой-нибудь, а в сборник, в книжку!). Больше резать нечего. Сейчас это еще художественное произведение - местами скомканное, местами герои чересчур поспешно меняют точки зрения, потому что вся борьба концепций улетела, не сказавши последнего "прости", и остались только факты... Дальше, если продолжать сию кастрацию, то станет голый сюжет, пересказ - либо, что называется, отрывки из повести. Вот в понедельник буду стоять насмерть. Теперь у меня программа-минимум на лето: отстоять "Убийцу" и довести до кондиции "Доверие" (то, что было раньше "Переселенцами", потом "Сагой о межведомственном информационном обмене", стало "Доверием") (5)  - сделать из него роман века, с характерами, с цитатами из классиков марксизма-ленинизма и т. д. - чтобы было сразу видно: вожди там не даром хлеб едят, а правят по науке...
   Прощаюсь - верно, опять пропаду не меньше, чем на месяц.

 
     
  (1) Это письмо без единого упоминания имени адресата написано было, сколько я смог сообразить, в Волгоград Борису Заикину - памятному нашему поколению обаятельнейшему и весьма колоритному человеку, поэту и фанатичному собирателю всего, что было связано с тогдашней НФ.
(2) В конце концов эта повесть вышла под названием "Достоин свободы". У нее было много названий - "Самый последний убийца", "Строится дом", даже "Рабочие"... В опубликованной издательством АСТ антологии рассказов и повестей "Письмо живым людям", я писал о ней в комментарии так: "Первая версия была создана в 1973-74 гг. Исходно данное произведение было всего-то продолжением "Соляриса"... Пожалуй, это был первый мой опыт в потом столь пришедшемся мне по сердцу жанре альтернативки. ...Затем начался долгий и весьма мучительный путь ухудшения произведения... Да, я не оговорился: эта повесть, в отличие от других долго ждавших публикации и в процессе ожидания претерпевших основательные трансформации, не улучшилась, а ухудшилась. Причина тут одна: с самого начала я переделывал повесть не для качества, а для издания. Она на ту пору казалась наиболее проходимой из всего мало-мальски крупного, что у меня валялось в столе - и ее время от времени пытались предложить в какой-нибудь сборник. Хотя дурь это была немеряная: как ни мотивируй существующую в повести ситуацию - расцветом ли вегетарианства, происками инопланетного Океана или разрушением земной экологии уже благополучно сгинувшими капиталистами, у любого редактора, я полагаю, вся шерсть дыбом вставала, едва он отлистывал пару страниц: недостаток продовольствия при коммунизме! Автор охренел, что ли?... Этапов пять-шесть издевательств выдержал этот текст, становясь все более тощим и убогим, пока наконец не увидел свет в одном из лениздатовских сборников уже в перестроечные времена... Позорище. Осел, который долго идет за подвешенной у него перед носом морковкой, даже если в конце концов и получает ее в награду за глупость и покорность, ест ее уже порядком подгнившей".
(3) Я ни в коей мере не хочу здесь как-то обвинить или опорочить даму, собиравшую тот сборник. Я ей сочувствую не меньше, чем себе; хотя ей приходилось, возможно, куда труднее. Самая беда, если ей действительно, как мне потом передавали, хотелось опубликовать эту вещь... Если чего-то не хочешь - так и все равно, можешь ты это или нет; а вот если хочешь - и не можешь, такая тоска берет... все мы эту тоску знаем. Вероятно, она действительно старалась, как лучше, реально пыталась что-то сделать - и в итоге, как говорится, рубила хвост собаке по частям.
(4) Ах, как умиляет меня это вечное требование начальников поторопиться! Давайте в понедельник, в среду уже поздно будет! И потом год ни слуху ни духу... Вот в этом, по-моему, при всех произошедших на истекшие без малого тридцать лет тектонических сдвигах, начальство ни на волос не изменилось.
(5) Первоначальный черновик "Доверия" был написан в январе того года, в июне которого было написано это письмо.
 
     
 

Семинар-77: Стругацкий, Суркис.
Из личного архива В. Рыбакова

 
     
 

26.06.76

   Привет, Борис (1)! Это есть я, как говаривал небезызвестный тебе Шарль Моллар из "Пути на Амальтею".
   Несколько дней назад выполз из больницы (да и то под расписку оттуда вынутый), где провел все время госэкзаменов. Самочувствие покамест неважное, но идею с поездкой к тебе в гости, кою ты выдвинул в предыдущей депеше, рассматриваю самым серьезным образом. Просьба сообщить поподробнее ваши одесские статуты и конъюнктуры (2).
   Насчет тупика, в коий ты имел несчастье забрести - что-то я не совсем понял. Если с "Летописью" еще в какой-то степени я могу придумать, что тебя обескураживает в дальнейшем процессе ея писания, то в остальном... Прибедняешься, небось. А бросать писать - пустое и бесполезное занятие. Если тебе есть что писать - так фига с два ты продержишься без строчки хотя бы месяц. А если продержишься - значит, не ты писанину бросил, а она тебя. Не вздумай! Просто пиши не от головы, а от руки. Рука сама набьется и сама поумнеет. Голова нужна только на доводке, на почеркушке, когда пролизываешь или, прости господи, переделываешь под требования данного редактора, а когда просто несет - грех давать волю голове, она парализует, голова эта проклятая...
   Сейчас довожу помаленьку повестуху новую - про тоталитаризм при всепланетном коммунизме (3). Как он необходим и как без него бы все развалилось, но как он, в свою очередь, порождает новые неразрешимые проблемы. Черносотенная, можно так ругнуться, штука, у самого волосы дыбом встают, я от души пытаюсь доказать, что при экстремальных условиях он и впрямь неизбежно оказывается нужен, чтобы им противостоять, что он вызывается объективно, а не просто чьей-то злой волей, главное - до этих объективных условий дело не доводить, а то потом поздно будет... а мне говорят: здорово ты все это продернул (4), но загудишь ты с этой штукой (5)... "Убивец" по сравнению с "Доверием" (название, наверное, опять придется менять, ибо сняли фильм про революцию одноименный, Феликс уж меня поздравлял ехидно с экранизацией) - детские хиханьки. Будет вещь века - с цитатами, экономическим выкладками и пр.
   Засим прощаюсь, жмя твои руки. Слава Ры.

 
     
  (1) Имеется в виду Борис Штерн. Странно, но я совершенно не помню, когда и как мы познакомились. Такое впечатление, что он был всегда.
(2) Выбрался я к Боре лишь год спустя, в июле 77-ого.
(3) Тем, кто не застал тех времен, трудно оценить, чего стоила (а чего - могла стоить) подобная откровенность, да еще в письменной форме...
(4) Для тех, кто не помнит значения этого термина: он применялся прежде всего в области сатиры. Продернуть что-либо - значит, гневно это заклеймить, по мере сил обсмеяв. Например: продернуть бюрократов. Или: взяточников (тогда мы были еще очень далеки от мировой цивилизации и малопонятные, уважительно-научные иностранные термины типа "коррупционер" или, скажем, "киллер" еще не были в ходу; народ оставался во тьме невежества и говорил попросту, как при царе Горохе: взяточник, убийца... Или убийца - это тот, кто просто убил, а вот киллер - это тот, кто убийцей работает? Мол, человек он хороший, культурный, своей волей мухи не обидит, просто работа у него такая... Стыдная, мол, работа - это только та, за которую мало платят, а если платят немало, такая работа стыдной быть не может...).
(5) Как в воду смотрели. Впрочем, до первых допросов оставалось еще больше четырех лет.
 
     
 

Семинар-77: Щербаков, Веллер, Рыбаков.
Из личного архива В. Рыбакова

 
     
 

29.07.76

   Здравствуй, Борис!
   Прости за ложную тревогу: приехать к тебе, по-видимому, не смогу - все у меня через задницу в это лето, да и вообще в этот год. Август потребует от меня беготни по инстанциям в связи с аспирантурой и предстоящими внеочередными госами, провернуть всю бюрократию Универа из-за одного человека - это не хухры-мухры. А осенью - одновременно и государственные, и аспирантские.
   Писанина моя через задницу идет тоже. Насчет Плюсниной - сопли все и слухи. Да, взяла она, читала, заставила сократить на треть, я сократил, отдал ей через третьи руки (я с нею лично вообще еще не встречался), и она пропала куда-то, аж к телефону никто не подходит. Лето... А какие нонче конъюнктуры - не ведаю и не особенно хочу.

 
     
 

Семинар-78: Стругацкий и ТРИЗовцы (те, что безуспешно пытались развить нам творческое воображение). Из личного архива В. Рыбакова

 
     
 

5.09.76

   Любезная Белла Григорьевна, здравствуйте, как и обычно, на многие лета!
   За неимением никаких моих душевных сил, а наипуще того - временных резервов, унижается Славка Михайлов Рыбаков до писания в Ваш яшмовый адрес скупого делового письма. Буду краток, но лаконичен.
   § 1. Не сочтите за труд поелику возможно будет скоро отослать в мой подленький адресёныш оставленный мною Вам в мой последний приезд в престольный град эхсемпляр опуса, титл имеющий "Рабочие". Дело в том, что "Детгиз" вдруг потребовал с меня, ничтожного, 2 (два) эхсемпляра вышеозначенного опуса на предмет отдания одного из оных художнику для прочтения и проиллюстрирования, я же, не придавая значения данному, сокращенному варианту противу полного и не ведая об обычае давания эхсемпляров художникам, печатал его всего лишь в две закладки. Нижайше об том просим и челом бьем.
   § 2. /авторская ремарка - шутки в сторону/
   Несколько слов о небезызвестном Вам Феликсе Суркисе.
   Я думаю, Вы согласитесь со мною, что Фил - человек, исполненный всяческих достоинств. Кроме того, он довольно прилично пишет добрую и непритязательную фантастику. Вам, возможно, его вещи нравятся не так, как мне, а мне - не так, как кому-то еще, а кому-то еще - не так, как самому Филу, но это уже субъективный подход. Фил сейчас в черной или, по крайней мере, серой инферне (пользуясь выражением чтимого И. А. Ефремова) (1). По его собственному признанию, его сильно (на мой взгляд - излишне) окрылило январское пребывание на конференции (2), и теперь, когда окрыление это не приносит практических результатов, ему стало не по себе. Возможно также, что определенную роль в сумме инферногенных факторов играет и то, что упомянутая Плюснина взяла в свой сборник всех его друзей, от Штерна до Рыбакова, а к Филовым вещам у нее почему-то несколько лет назад (про меня в ту пору еще и лапоть не звенел) выработалась устойчивая (столь же устойчивая, сколь и необъяснимая) идиосинкразия. Возможно, вы решите, что я слишком уж много на себя беру, но я отдаю себе отчет в такой возможности и тем не менее пишу то, что я пишу - в здравом уме и твердой памяти. Фил вскорости вновь будет в Москве. Не могли бы Вы:
   а/ Просто встретиться с ним на подольше и потрепаться (пардон!) хотя бы так, как Вы со мною трепались (эгейн пардон!). Я знаю, что одно уже мало-мальски длительное общение с Вами служит могучим и долгодействующим инферноцидным фактором.
   б/ Воздействовать на Б. Г. Володина (или на кого Вы, лучше зная обстановку, сочтете возможным) с тем, чтобы объект Вашего воздействия отнесся чуть более позитивно (но не позитивистски!) к милейшим рассказам Фила.
   в/ Не говорить Феликсу о таком моем письме.
   Припадаю к стопам,
   Вечно благодарный Рыбаков.

 
     
  (1) Почему термин "инферно" мы употребляли тогда в женском роде - понятия не имею. Не от безграмотности - это наверняка. Скорее всего, потому, что он воспринимался синонимом слова "хандра", служа его фантастическим, я бы даже сказал - профессиональным заменителем. Впрочем, широкого распространения этот жаргонизм не получил.
(2) Имеется в виду та самая конференция фантастов, о которой я упоминал в одной из первых сносок; это все еще 76-ой год длится. Не последнюю роль в означенном окрылении сыграла, я уверен, та самая рыба на даче у знаменитой Клюевой, фаршированная ее знаменитыми руками.
 
     
   
   
 
     
 

Оставьте свои пожелания, предложения, замечания.

© В. М. Рыбаков, 2004
© Miles, дизайн, 1999
Веб-мастер - Miles

 
 
 
 

Страница существует с мая 1999 года.
Любое использование материалов данной страницы возможно исключительно с разрешения авторов.