Выберите кодировку: win koi dos mac lat
Харьковский международный фестиваль фантистики  З В Е З Д Н Ы Й   М О С Т
Оргкомитет Списки Фотоархив Статьи
Премии Заявка Доклады Форум
Оргкомитет Оргкомитет Оргкомитет РУССКАЯ ФАНТАСТИКА


Доклады

Дмитрий Бадаев, стар. науч. сотр. ХИМ Пограничье fantasy Cекция Валентинова, 2004

   Разграничение fantasy с близкими фантастическими жанрами – сказкой, научно-технической (технологической) и исторической фантастикой – осуществляется по базовым признакам жанра. Наличие магии как «движущей силы» и героя-мага отделяет fantasy от SF, фиктивного мира как места действия – от исторической фантастики, заимствование эпических или мифологических образов – от сказки.

   Соблюдение этих принципов в «нетолкиеновской» fantasy мы наблюдаем на примере «Волкодава» Марии  Семёновой: главный герой отнюдь не волшебник, тем не менее постоянно вершит значимые для сюжета магические обряды, а в кульминационном моменте романа появляется не менее значимый мифологический образ Мораны.

   К «пограничной фантастике» можно отнести целый ряд произведений Пола Андерсона и проследить на их примере специфику названных жанров. «Сломанный меч» – это fantasy, где одновременно представлены историческая Европа 10 века и её фиктивное «отражение» в качестве главного места действия. «Дети морского царя» – историческая фантастика, где эпические персонажи действуют в реальном мире 15 века. «Царица ветров и тьмы» – космическая SF, где воссоздание эпических образов используется в качестве технологии борьбы цивилизаций.

   Прообраз fantasy мы можем найти уже в некоторых классических сказках 19 века. Эльфы «Дюймовочки» Г.Х. Андерсена несопоставимы с персонажами Толкиена – и в то же время их стрекозиные крыльца приобретают эпический размах, бросая вызов всему миру Жаб и Кротов: для читателей германских стран они уже тогда были романтической тенью легендарных альвов.

   Путешествие Герды в «Снежной королеве» происходит вроде бы в традиционной волшебной стране, но достаточно «квазиреальной», чтобы считаться прообразом фиктивного мира fantasy. По сути, Герда странствует по сказочной Прибалтике, где существуют не только «большой город» Копенгаген, Финляндия и Лапландия, но и садик Злой Колдуньи с игрушечным солдатом и деревянной пушкой (чем не намёк на Пруссию, против чьей агрессивной политики Андерсен активно выступал!), и замок, где обитает Принцесса со своим юным фаворитом (полная воспоминаний о временах Бирона и Анны Иоанновны Митава или екатерининский Петергоф), а за ним – Дремучий Разбойничий лес (где бы это?!) Ну а в «Пчёлке» Анатоля Франса, в герцогстве Кларидском, гномы не просто образуют сказочные королевство, но и предлагают собственную философию, в которой раскрывается специфическая, сугубо гномья картина видения мира, с особым местом в нём для гномов и людей. Соответственно и к этому миру нельзя отнестись как к обычной волшебной стране, общем месте действия всех волшебных сказок.

   Что же касается исторической фантастики, то она включает в себя и альтернативную историю, которая предлагает иные ход и суть исторических событий, и историю эпическую, предусматривающую участие в действительных исторических событиях фантастических персонажей. Метод «криптоистории», то есть предложения иной подоплёки исторических событий (по А.В.Шмалько), не является сугубо фантастическим, ибо давно используется в классическом историческом романе, где исторические лица попадают в «забытые историей» ситуации, а вершат её «забытые» герои.

   Этот метод в равной степени может использоваться для «раскрытия тайн истории» и историческим романом, и различными фантастическими жанрами. Возьмём в качестве примера тайну убийства лорда Бэкингема. Если его организовала леди Винтер по воле Ришелье, ниндзя по воле Токугавы или запорожцы по воле батьки Хмеля – то перед нами исторический роман, в котором так или иначе действуют люди 17 века. Если виновны ирландские сиды – то перед нами историко-эпическая фантастика, так как современная историческая парадигма не предусматривает существования в Европе 17 века нелюдской магической расы. А если Алиса Селезнёва с машиной времени, бластером и миелофоном – то это SF с её фантастическими технологиями!

Дмитрий Бадаев, стар. науч. сотр. ХИМ Пограничье fantasy Cекция Валентинова, 2004


Детальный запрос

[ ФОРУМ О КОНФЕРЕНЦИЯХ ПО ФАНТАСТИКЕ ]

РУССКАЯ ФАНТАСТИКА  |  ЗВЕЗДНЫЙ МОСТ

[ Оргкомитет ]   [ Списки ]   [ Фотоархив ]   [ Статьи ]   [ Премии ]   [ Доклады ]   [ Музыка ]   [ Заявка ]   [ Форум ]  



© 2001 Материал: Дмитрий Громов и Олег Ладыженский.
© 2001 Дизайн: Алексей Андреев.
© 2001 Корректор: Владимир Дьяконов
© 2001 Подготовка: Дмитрий Маевский, Алексей Жабин.
© 2001 Сервер "Русская фантастика" Гл. редактор Дмитрий Ватолин.

Звездный мост