Выберите кодировку: win koi dos mac lat
Харьковский международный фестиваль фантистики  З В Е З Д Н Ы Й   М О С Т
Оргкомитет Списки Фотоархив Статьи
Премии Заявка Доклады Форум
Оргкомитет Оргкомитет Оргкомитет РУССКАЯ ФАНТАСТИКА


Доклады
«UNIVERSITAS STUDIORUM SALAMANCAE» «Арканарская Патриотическая школа»

Виктория Ермакова (Моргана), г. Винница

   

Артуровский миф в серийных романах фэнтези

     Есть несколько взглядов на личность Артура – как на историческую личность и как на героя фэнтези и героических легенд. Романисты пытаются осознать это и довести до нас сквозь призму собственных взглядов. Научные трактаты на тему « Был ли Артур в истории  Британии или нет» мы опускаем. Сама Артуриана необъятна и количество  произведений, в которых используется  триумвират: Артур – власть, Ланселот – бунт, Мерлин – ум, - еще более необъятно…

   Одни из них позиционированы как исторические, другие – как фантастические, но границу между жанрами применительно к данной теме провести практически невозможно. Не мне судить о стилистике и достоверности: я хочу лишь поделиться сведениями о тех циклах Артурианы, которые приблизительно доступны нашему русскоязычному читателю.    

   Первое – цикл Мэри Стюарт. Это ностальгия детства, а над детством грех смеяться. Легкое фэнтези в историческом антураже, из которого ясно, что если бы не было Мерлина, то не было бы и Артура.   

   Это трогательная история нечестолюбивого королевского бастарда, которого судьба наказала способностью к магии и свою королевскую сопричастность он пытается реализовать в Артуре, т. е.  эдакий симбиоз двух принцев-бастардов (ведь Артур, если помним, был зачат до свадьбы родителей и статус его был неопределенным до самой смерти Утера). Симбиоз оказался удачным: Британия получила парочку десятков лет передышки и дала кучу тем для легенд в дальнейшем.   

   Далее идет Персия Вулли – трилогия о Гвинивере.   Как по мне – это торжество мещанства в чистом виде: что нам свобода Британии! Что нам воинская слава и доблесть! Наше дело, чтоб закрома были полны, слуги сыты и эти, как их, рыцари, не лазали где ни попадя – еще ранят их и одежды на них не напасешься. Заодно со скуки  можно заняться сводничеством: придворных девушек много и всех их надо замуж, чтоб не принесли в подоле…  Короче, как руководство по ведению хозяйства в больших масштабах эта трилогия годится. Девушки, обдумывающие житье главной экономки замка, - налетай, изучай!

   Есть еще милая, добрая и ответственная Мэрион Зимер Бредли со своими «Туманами Авалона». Как по мне – сплошной инцест: Моргана мучается от любви к дяде Ланселоту, Артур всю жизнь любит Моргану, хотя она больше не дает. Гвинивера просто хочет ребенка. Впрочем, Ланс такой душка, что его хотят, видимо, все. Эротической вершиной романа является любовь на троих Артур-Гвинивера-Ланселот, но, видимо, христианская мораль не может совместиться с язычничеством и культом Великой Богини и поэтому все оказывается напрасным: ребенок не получается. И долгие годы селекционной  работы жриц Великой Богини по выведению королевской семьи проходит втуне. Знание об этой селекции добавляет пикантности в трагические размышления главных героинь  Игрейны и Морганы, но все же за пределами реальности брат и сестра таки соединяются на острове Авалон, который становится постепенно параллельным миром. Апофигеоз! От восторга в гробу рыдает дядюшка Фройд!   

   Но чего не отнять, так это быт. Плюс море сведений о язычестве древней Англии в современном изложении. Кладезь идей и находок для юношей и девушек, обдумывающих роль на игру, И что очень радует – минимум магии и ее естественность в сюжете.   

   А так – трогательный женский роман на историческую тему о том, как женщину пытались заставить стать Верховой Жрицей Британии, а она сопротивлялась.   

   Было объявление о переводе на русский язык книги «Вороны Авалона» - что там будет…

   Ну и самая нестандартная вещь – «сериал» Бернарда Корнуэла. Это «исторический роман» от имени воина, бывшего рабом в доме Мерлина и дошедшего до вершин воинской номенклатуры. Минимум магии при куче друидов в антураже поиска 13 святынь Британии (наконец узнали, что это такое!) Здесь все перевернуто с ног на голову: Мордред, например, является законным наследником и Верховным королем по праву, а Артур – его гарант. Поэтому все свое регенство Артур мучается чувством долга и не дает любимой Гвинивере стать женой Верховного Короля. Гвин уличена в связи с Ланселотом (тем еще ублюдком!), а заодно в колдовстве против Артура и отправлена в монастырь доживать и замаливать грехи язычничества.  

   Быт в книге великолепен. Нравы, наверное, достаточно соответствуют эпохе. Историческая канва – в пределах реальности: по крайне мере, раздражения немыслимыми масштабами не вызывает. Так как третья книга еще не издана (в 2007 г.) на русском языке, то трудно определиться с подробностями Камлана по Корнуэлу, но думаю, что все хорошо; все убиты, остатки былой воинской славы доживают по монастырям, тоже замаливая грехи и вздыхая о язычничестве. И теперь, несмотря на все наши догадки, с нетерпением ожидаем окончания трилогии.

Виктория Ермакова (Моргана), г. Винница


Детальный запрос
Подробная Консультация психолог психотерапевта, осознать необходимость в психологической помощи.

[ ФОРУМ О КОНФЕРЕНЦИЯХ ПО ФАНТАСТИКЕ ]

РУССКАЯ ФАНТАСТИКА  |  ЗВЕЗДНЫЙ МОСТ

[ Оргкомитет ]   [ Списки ]   [ Фотоархив ]   [ Статьи ]   [ Премии ]   [ Доклады ]   [ Музыка ]   [ Заявка ]   [ Форум ]  



© 2001 Материал: Дмитрий Громов и Олег Ладыженский.
© 2001 Дизайн: Алексей Андреев.
© 2001 Корректор: Владимир Дьяконов
© 2001 Подготовка: Дмитрий Маевский, Алексей Жабин.
© 2001 Сервер "Русская фантастика" Гл. редактор Дмитрий Ватолин.

Звездный мост